ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1842021 от 08.07.2021 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

административное дело № 2а-1842021

УИД 26RS0006-01-2021-000222-97

08 июля 2021 года село Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Нартовой Л.М.,

с участием старшего помощника прокурора Арзгирского района Пахомовой А.В.,

представителя административного ответчика Ньорба Е.А.,

при секретаре Василевской Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации.

В судебном заседании старший помощник прокурора Арзгирского района Пахомова А.В. дала пояснения аналогичные содержанию иска, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Ньорба Е.А., исковые требования прокурора признал, дополнив, что из-за отсутствия финансирования исполнить требования прокурора в кротчайшие сроки не представится возможным. Но меры по устранению нарушений законодательства, отраженных в требованиях прокурора администрация уже предпринимает.

Выслушав доводы помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой Арзгирского района Ставропольского края проведена проверка федерального природоохранного законодательства, в результате которой установлены нарушения закона в указанной сфере.

В ходе выявлены нарушения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. l ст. 13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу пунктами 5, 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В соответствии с п.3 Правил проведения рекультивации, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 26 Правил, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с 28 Правил, срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

Так, в соответствии с п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 26:10:030602:32 общей площадью 15 га размещены отходы производства и потребления, располагается в 607 м по направлению на северо-восток от ориентира с. Арзгир, относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено, что указанный участок на праве собственности принадлежит администрации Арзгирского муниципального округа.

Судом установлено, что каких-либо мер по рекультивации земель, занятых свалкой, до настоящего времени Администрацией не предпринято. Территория свалки засорена полимерными пакетами, отходами производства и потребления, производственный контроль за эксплуатацией свалки не организован, проект рекультивации не разработан.

В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Арзгирского муниципального района внесено представление об их устранении.

Как установлено в судебном заседании, представление прокурора района рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ направлена информация о принимаемых мерах для ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а именно: администрацией направлено письмо в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о рассмотрении возможности включения объекта размещения отходов в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология».

Однако, из ответа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края следует, что во включении объекта размещения отходов с кадастровым номером 26:10:030602:32 фактически отказано.

Вместе с тем, администрацией Арзгирского муниципального округа денежные средства на изготовление проекта рекультивации в бюджете не заложены, заявка на субсидию из федерального бюджета не направлена.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит иск прокурора основанным на требованиях земельного законодательства, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Арзгирского муниципального округа по разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов и ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером 26:10:030602:32.

Возложить на администрации Арзгирского муниципального округа обязанность разработать проект рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов и ликвидировать свалку на земельном участке с кадастровым номером 26:10:030602:32.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Арзгирский районный суд Ставропольского края.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>