Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Козыревой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** по административному исковому заявлению прокурора г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества в Самарской области, Управлению по общественной безопасности делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о.Сызрань о признании незаконными бездействия
установил :
Административный истец прокурор г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ТУ Росимущества в Самарской области, Управлению по общественной безопасности делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о.Сызрань о признании незаконными бездействия, просит признать незаконным бездействие ТУ Росимущества по самарской области по необеспечению учета защитного сооружения гражданской обороны- убежища с инвентарным номером 660-63, расположенного по адресу: <адрес> как объекта, находящегося в федеральной собственности, обязать ТУ Росимущества в Самарской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны- убежища с инвентарным номером 660-63, расположенного по адресу: <адрес> путем внесения в Реестр федерального имущества.
В обоснование требований ссылается, что Прокуратурой города Сызрани в связи с исполнением поручения прокуратуры области № *** от 26.11.2018, осуществлением надзора за исполнением требований федерального законодательства в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на территории г.о. Сызрань расположено защитное сооружение гражданской обороны - убежище с инвентарным номером 660-63, расположенное по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию с 1994 года, которое в Реестре федерального имущества не числится.
Таким образом, в нарушение п. 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № ***, п. 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № ***, ТУ Росимущества в Самарской области не приняло меры к поставке на соответствующий учет защитного сооружения, расположенного на территории г.о. Сызрань.
Данный факт подтверждается информацией (ответом на представление прокуратуры города) ТУ Росимущества № *** от 29.01.2019, а также информацией Администрации г.о. Сызрань от 21.03.2019 № ***.
Кроме того, проверка показала, представители ТУ Росимущества по Самарской области совместно с Управлением по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о. Сызрань принимали участие в проведении инвентаризации объектов ЗС ГО и обладали информацией о наличии на территории г.о. Сызрань убежища, Управление по делам ГО, ЧС обладало подлинником паспорта убежища, расположенного по адресу: <адрес>, однако мер по включению его в состав федерального имущества не приняли.
В соответствии с полученной в рамках проверки информации, защитное сооружение гражданской обороны - убежище в настоящее время не эксплуатируется, согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования убежища № *** от 14.08.2018 отдельные элементы данного сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии.
Согласно данным ОНД и ПР городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных v районов Сызранский и Шигонский управления надзорной деятельности и ПР ГУ МЧС России по Самарской области по результатам инвентаризаций, проведенных в 2013 и 2018гг. было установлено, что убежище, расположенное по вышеуказанному адресу к использованию по назначению на момент инвентаризаций было не готово по следующим причинам: отсутствуют емкости для воды и систем ее разбора, отсутствует трубка для измерения подпора, неисправны противопыльные фильтры, фильтры-поглотители типа ФП, не представлен для обзора акт о проверке сооружения на герметичность, не соответствует СНиП П-11-77* конструкции оголовков систем вентиляции и аварийных выходов, имеется ржавчина на защитных и герметических воротах ставнях, дверях, отсутствует смазка в механизмах задраивания, отсутствуют разгружающие подставки под воротами и дверьми, отсутствуют приборы для измерения подпора и параметров воздушной среды.
Прокуратурой города в адрес ТУ Росимущества по Самарской области 29.12.2018 внесено представление с целью с целью обеспечения постановки на учет защитного сооружения гражданской обороны. Однако требования прокуратуры города до настоящего времени не выполнены.
Обращение с данным административным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности чрезвычайных ситуаций, в том числе возникновения ведения военных действий.
В судебном заседании помощник прокурора г. Сызрани Сидорова О.И. административный иск поддержала, привел доводы, изложенные выше.
Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, письменным заявлением просил рассмотреть дело без участия представителя, отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку в ТУ Рос имущества отсутствуют сведения, необходимые и достаточные для учета убежища в реестре федерального имущества, предоставил письменный отзыв.
Представитель административного ответчика Управления по общественной безопасности, делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о.Сызрань по доверенности ФИО1 просила административные исковые требования удовлетворить, поскольку все необходимые документы в ТУ Росимущества были направлены, в случае недостаточности документов обязанность провести экспертизы документов, провести необходимые действия для постановки объекта федеральной собственности учет лежит на ТУ Росимущества, предоставила письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица АО «Самарская сетевая компания» в судебное заседание не явился, не явился, о явке извещен надлежащим образом. Судом определено рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
Представитель заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Самарской области в лице ОНД и ПР г.о.Сызрань, Октябрьск и м.р.Сызранский и Шигонский управления надзорной деятельности и ПР ГУ МЧС России по Самарской области ФИО2 в судебном заседании просил административные исковые требования удовлетворить, пояснил, что в реестре Главного Управления МЧС России по Самарской области как защитное сооружение, однако отсутствует в реестре федеральной собственности. Все необходимые документы для постановки сооружения на учет. а именно паспорт защитного сооружения, были направлены ТУ Росимущества.
Представитель заинтересованного лица администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО1 просила административные исковые требования удовлетворить, пояснила, что все необходимые документы для постановки сооружения на учет, а именно паспорт защитного сооружения, были направлены ТУ Росимущества. Представитель ТУ Росимущества участвовал при проведении инвентаризации данного защитного сооружения.
В соответствии с постановлением Правительства № *** от 29.11.1999 г. (ред. от 18.07.2015) "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" обязанность по постановке на учет, проведению необходимых мероприятий для постановки на учет даже при отсутствии документов, выявленных данных объектов, лежит на ТО Росимуществе, предоставила письменный отзыв.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО3 пояснила, что являлась членом инвентаризационной комиссии и в 2013 и в 2018 гг. Убежище, расположенное по адресу: <адрес> включено в состав объектов гражданской обороны изначально с момента ввода объекта в эксплуатацию, соответственно включено в инвентаризационные ведомости, является федеральной собственностью. По результатам инвентаризации, проведенной в 2013 г. в соответствии с методическими рекомендациями, по проведению инвентаризации ЗС ГО паспорта все убежищ были направлены в ТО Росимущества и получены данной организацией, также как иные документы, которые было необходимо направить по результатам инвентаризации, включая ведомости объектов.
Заслушав лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 40 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № ***, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты в силу ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» является одной из основных задач в области гражданской обороны.
В силу п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № *** (далее- Правила эксплуатации ЗС ГО) статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Согласно п. <дата> Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № ***, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № *** «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № ***, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления они относятся к объектам федеральной собственности.
Согласно п. 2 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № ***, учет федерального имущества - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Согласно пп. "б" п. 6 Положения учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации; в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
Пунктом 5.7 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № *** «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества.
Судом установлено, что согласно инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, находящихся на территории г.о. Сызрань на территории г.о. Сызрань расположено защитное сооружение гражданской обороны - убежище с инвентарным номером 660-63, расположенное по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию с 1994 года. Данное убежище в Реестре федерального имущества не числится.
ГУ МЧС России по Самарской области был произведен учет указанного объекта защитного сооружения гражданской обороны за номером № *** инв. № ***.
Судом также установлено, что на данный объект гражданской обороны при вводе здания в эксплуатацию был заполнен паспорт убежища от 15.12.1994 г. ( предприятие, к которому приписано убежище- Сызранский филиал АвтоВазбанка). Впоследствии предприятием, к которому приписано убежище, являлось до 01.10.2015 г. – ООО «Сызранская городская электросеть», в настоящее время - АО «Самарская сетевая компания», являющее собственником 3494/4050 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и нежилых помещений, состоящих из комнат в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Вместе с тем, расположенное в нежилом здании по адресу: <адрес> убежище, не являлось собственностью ООО «Сызранская городская электросеть» и не является собственностью АО «Самарская сетевая компания», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, техническим паспортом
25.06.2004 г. был составлен паспорт убежища (противорадиационного укрытия) № ***, расположенного по адресу: <адрес>.
Также судом установлено, что в 2014 г. администрацией г.о Сызрань была проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны на территории г.о. Сызрань, включая защитное сооружение по адресу: <адрес> (№ *** инвентаризационной ведомости, всего 125 номеров ЗО ГО ).
Результаты данной инвентаризации, включая паспорта ЗО ГО в количестве 125 шт., были направлены в ТУ Росимущества Администрацией г.о Сызрань и получены ТУ Росимущества 23.07.2014 г, что подтверждается сопроводительным письмом от 22.07.2014 г. исх. № ***.
Таким образом, в нарушение п. 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № ***, п. 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № ***, ТУ Росимущества в Самарской области не приняло меры к поставке на соответствующий учет защитного сооружения, расположенного на территории г.о. Сызрань.
Также судом, установлено, что в 2018 г. на территории г.о. Сызрань была проведена с участием представителя ТУ Росимущества иинвентаризация объектов ЗС ГО, включая инвентаризацию объекта, расположенного по адресу: <адрес> инв. № ***, что подтверждается актом от 14.08.2018 г.
Вместе с тем мер по включению указанного объекта в состав федерального имущества ТО Росимущество не приняло.
Между тем, согласно акта инвентаризации, оценки содержания и использования убежища инв. № *** от 14.08.2018 г. защитное сооружение гражданской обороны - убежище в настоящее время не эксплуатируется, согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования убежища № *** от 14.08.2018 отдельные элементы данного сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии.
Согласно п. 3.2.1. Правил эксплуатации ЗС ГО, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Таким образом, успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.
Прокуратурой города в адрес ТУ Росимущества по Самарской области 29.12.2018 внесено представление с целью с целью обеспечения постановки на учет защитного сооружения гражданской обороны. Однако требования прокуратуры города до настоящего времени не выполнены.
Таким образом, судом установлено, что защитное сооружения гражданской обороны - убежище с инвентарным номером 660-63, являющееся в силу закона федеральным имуществом, как объект федеральной собственности на учет ТО Росимущество не поставлено, при наличии у ТО Росимущества в Самарской области обязанности поставить данных объект на учет в силу требований закона и при наличии паспорта убежища.
При данных обстоятельствах суд полагает необходимым административные исковые требования прокурора удовлетворить,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества в Самарской области, Управлению по общественной безопасности делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о.Сызрань о признании незаконными бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества по Самарской области по не обеспечению учета защитного сооружения гражданской обороны – убежища с инвентарным номером 660-63, расположенного по адресу: <адрес> как объекта, находящегося в федеральной собственности.
Обязать Территориальное управление Росимущества по Самарской области обеспечить учет защитного сооружения – убежища с инвентарным номером 660-63, расположенного по адресу: <адрес> путем внесения в реестр федерального имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2019 г.
Судья : Лёшина Т.Е.