ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1845/2021 от 11.01.2022 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ольховской О.А.,

с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3- ФИО4, действующей на основании доверенности, диплома,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области ФИО5, действующей на основании доверенности, диплома, и по удостоверению,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-95/2021 по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на нежилое помещение незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО4 обратились в суд с административным иском, в котором, просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-/, обязать административный орган провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на нежилое помещение площадью 835,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 63 совокупной площадью 823,3 кв.м., расположенные на 1-м этаже нежилого здания по адресу: <адрес>, а также нежилые помещения с кадастровыми номерами , расположенные на 2-м этаже.

Совместно, указанные нежилые помещения представляют собой отдельно стоящее нежилое здание с кадастровым номером .

В 2021г. на основании проекта, выполненного МП г.Самары «Архитектурнопланировочное бюро», истцы провели перепланировку, переустройство вышеуказанных помещений, в результате которой, помещения первого этажа были объединены в одно помещение, площадь которого составила 835,9 кв.м., при этом, изменение площади помещений произошла за счет изменения внутренних планировочных решений.

Истцы обратились в орган регистрации прав с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на нежилого помещения 1-го этажа, образованное в результате объединения принадлежащих истцам помещений.

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 22.10.2021г. №КУВД- отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права со ссылкой на Приказ Министерства Регионального развития РФ №624 от 30.12.2009г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и указав на то, что проведенные истцами строительные мероприятия соответствуют подпунктам 2.1 и 9.2 пункта 2 раздела III указанного Приказа, следовательно, требуют получения разрешения на строительство.

Истцы не согласны с данным отказом Управления Росреестра по Самарской области, поскольку в инженерно-техническом заключении по выполненным строительным мероприятиям в вышеуказанных помещениях, подготовленных МП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро», отражено, что при реализации проектных решений получение разрешения на строительство (реконструкцию) помещений не требуется, поскольку указанные проектные решения не направлены на изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (фасада и высоты здания, количества этажей, площади застройки, объема), не предусматривается выполнение надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства, а также замены (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, прочность и устойчивость строительных конструкций предусматриваемых в нежилом здании – не изменяются, несущие конструкции остаются в рабочем состоянии. Выполненные строительные мероприятия не затрагивают архитектурный облик здания, так как работы выполняются внутри объекта, не нарушают действующие строительные нормы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышают предельные параметры разрешенной перепланировки, переустройства, установленные градостроительным регламентам, и соответствуют требованиям действующих нормативов. Согласно Акта оценки выполненных строительных мероприятий №АП-4 от 25.05.2021г., подготовленного Департаментом градостроительства и архитектуры г.о.Самара, разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, с учетом проведенных строительных мероприятий, не требуется. И инженерно-техническое заключение и акт оценки Департамента градостроительства и архитектуры г.о.Самара были представлены в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, однако данные документы не были приняты во внимание административным ответчиком.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом, воспользовались правом, предусмотренным ст.54 КАС РФ на ведение административного дела через представителя.

В судебном заседании представитель административных истцов – ФИО6, действующая на основании доверенностей, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управления Россреестра по Самарской области просила исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.111).

Представитель привлеченных к участию в дело в качестве заинтересованных лиц Департамента градостроительства г.о. Самара, Администрация г.о. Самара, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель привлеченного к участию в дело в качестве заинтересованного лица МП "Архитектурно-планировочное бюро" г.Самары в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей административных истца и ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

Согласно части 5 статьи 18 этого же Федерального закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

В силу статьи 27 Федерального закона данного федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 63:01: совокупной площадью 823,3 кв.м., расположенные на 1-м этаже нежилого здания по адресу: <адрес>, а также нежилые помещения с кадастровыми номерами 63 расположенные на 2-м этаже. Совместно указанные нежилые помещения представляют собой отдельно стоящее нежилое здание с кадастровым номером , что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.11-33).

В процессе эксплуатации вышеуказанного объекта недвижимого имущества административные истцы произвели строительные работы: в помещениях п.п. 5, 6, 8 демонтировано сантехоборудование, с отключением от существующих инженерных систем водоснабжения, канализации и вентиляции. Демонтированы оконные блоки в наружных стенах помещений п.п. 16 (один оконный блок), 20 (три оконных блока), образованные проемы заложены. В наружной стене помещения п. 33 демонтирован оконный блок, образованный проем частично заложен, частично разобрана подоконная часть стены и установлены дверной и оконные блоки. В помещении п. 42 демонтирован и заложен оконный проем с сохранением оконного блока. В наружной стене помещения п. 20 демонтирован оконный блок, разобрана подоконная часть стены и установлен дверной блок. В наружной стене помещения п. 21 демонтирован дверной блок, образованный проем заложен. В наружных стенах помещений п.п. 10, 25 демонтированы дверные блоки, образованные проемы частично заложены и установлены новые дверные блоки. В стенах между помещениями п.п. 24 и 33, 20 и 23 демонтированы дверные блоки, образованные проемы заложены. Демонтирован дверной блок между помещениями п.п. 11 и 15 и установлен новый дверной блок. Демонтированы дверные блоки и разобраны все перегородки, кроме перегородок, образующих помещение п. 3. Возведены перегородки (кирпичные, гипсокартонные, стеклянные), установлены дверные блоки новых помещений п.п. 3, 10, 11,20, 24, 25,44,45. В наружной ненесущей стене помещения п. 10 и в перегородке между помещениями п.п. 11 и 44 выполнены проемы и установлены дверные блоки. В помещении п. 25 выполнена гидроизоляция пола и установлено сантехоборудование с подключением к существующим системам водоснабжения и канализации. В помещении п. 11 установлены умывальники с подключением к существующим системам водоснабжения и канализации. В помещении п. 15 выполнен декоративный короб. Выполнена отделка помещений современными строительными материалами.

В результате выполненных строительных мероприятий общая площадь нежилого помещения составляет 835,9 кв.м.

Работы были произведены в соответствии с проектом по выполнению строительных мероприятий в нежилом помещении подготовленным МП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро» (л.д. 59-73). При этом следует отметить, что истцы провели перепланировку, переустройство вышеуказанных помещений и изменение площади помещений произошла за счет изменения внутренних планировочных решений.

По завершению строительных работ истцом получено инженерно-техническое заключение кадастрового инженера МП г. Самары «Архитектурно - планировочное бюро» о соответствии проведенных строительных мероприятий проектной документации (л.д.74-101).

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, установленных ст. 51 ГрК РФ.

Под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (п. 1 ст. 51 ГрК РФ).

Под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14); капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

Пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

В соответствии со статьей 28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

Согласно подпункту «г» пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности.

Подпунктом 24 пункта 1 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», за руководителем Департамента закреплены полномочия по рассмотрению в случаях, установленных действующим законодательством, заявлений о выдаче разрешений на строительство, продлении срока действия разрешения на строительство, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых проводится экспертиза в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации), проведению проверки документов, приложенных к указанным заявлениям, на их соответствие требованиям действующему градостроительному законодательству и подготовке проектов разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, о продлении срока действия разрешения на строительство, а также отказов в выдаче таких разрешений, в продлении срока действия разрешения на строительство с указанием причин отказа.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 постановления Администрации городского округа Самара от 17.12.2010 № О конкретизации полномочий Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности» в компетенцию Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности входит оценка выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Из Акта Департамента градостроительства №АП-4 от ДД.ММ.ГГГГ на предмет оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства (л.д.92-93) следует, что выполненные строительные мероприятия изменения объекта капитального строительства и (или) его частей не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и (или) его частей, расположенного по адресу: <адрес>А, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. А также в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и (или) или его частей, расположенного по адресу: <адрес>А, не требуется.

Судом так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на нежилое помещение площадью 835,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, приложив все вышеуказанные документы (л.д.116-117).

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД- государственный кадастровый учет был приостановлен (л.д.157), а в последующем ввиду не устранения обстоятельств, послуживших поводом для приостановления, ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято оспариваемое решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права №КУВД- со ссылкой на Приказ Министерства Регионального развития РФ от 30.12.2009г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и указав на то, что проведенные истцами строительные мероприятия соответствуют подпунктам 2.1 и 9.2 пункта 2 раздела III указанного Приказа, следовательно, требуют получения разрешения на строительство (л.д.168-169).

Вместе с тем, принимая решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Управлением Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и последующем отказе от ДД.ММ.ГГГГ административным органом не было учтено, что характер изменений нежилого помещения не подпадает под понятие реконструкции объектов капитального строительства, данного в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а потому спорные изменения помещения в том числе в виде устройства новых ненесущих перегородок с использованием материала – кирпич не требовали предварительного получения разрешения на строительство, так как данные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Доказательств, что административным истцом была произведена реконструкция нежилого здания, материалы дела не содержат.

При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, приведенные в абзацах 2, 3 пункта 61 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

При этом, при подачи в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области заявления о внесении сведений об изменении площади нежилого здания заявителем было сдано вышеуказанное инженерно-техническое заключение кадастрового инженера МП г. Самары «Архитектурно - планировочное бюро» о соответствии проведенных строительных мероприятий проектной документации, а также Акт Департамента градостроительства от 25.05.2021г.

Вопреки доводам представителя административного ответчика, выполнение вышеприведенных работ внутри нежилого помещения с использованием кирпича не опровергает сведения уполномоченного органа, указанные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ, выданном в пределах своей компетенции. Напротив, Управление Росреестра по Самарской области не обладает специальными познаниями в градостроительной сфере.

В соответствии со статьей 28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

Согласно подпункту «г» пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности.

Подпунктом 24 пункта 1 постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», за руководителем Департамента закреплены полномочия по рассмотрению в случаях, установленных действующим законодательством, заявлений о выдаче разрешений на строительство, продлении срока действия разрешения на строительство, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых проводится экспертиза в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации), проведению проверки документов, приложенных к указанным заявлениям, на их соответствие требованиям действующему градостроительному законодательству и подготовке проектов разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, о продлении срока действия разрешения на строительство, а также отказов в выдаче таких разрешений, в продлении срока действия разрешения на строительство с указанием причин отказа.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О конкретизации полномочий Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности» в компетенцию Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности входит оценка выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Выполненные административными истцами строительные мероприятия изменения объекта капитального строительства и (или) его частей не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и (или) его частей, расположенного по адресу: <адрес>А, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а, следовательно, разрешение на строительство (реконструкцию) ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства не требуется, что подтверждается представленными истцами документами, в частности Актом оценки выполненных строительных мероприятий Департамента Градостроительства городского округа Самара. Данные документы незаконными не признавались. Представленные на регистрацию документы соответствуют пункту 3 части 17 статьи 51, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и пункту 12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от ДД.ММ.ГГГГ N 113, и являются достаточным и необходимым основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН в соответствии с п. 15 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 943, зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 41548).

Кроме того, доводы административного ответчика о том, что заявителем проведены работы, предусмотренные п. 2.1 раздела 111 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Действительно, названным Приказом утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Разделом III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены виды подготовительных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, в том числе, разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей (пункт 2.1).

Согласно сноске (<*>) к п. 2.1 Перечня виды и группы видов работ, указанные со сноской, требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ установлено, что к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Установленный статьей 48.1 ГрК РФ перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов является исчерпывающим.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса.

Ни в оспариваемом отказе, ни в ходе рассмотрения дела Управлением Росреестра по Самарской области не представлены доказательства включения данного объекта в соответствующий государственный реестр.

Также, поскольку указанные выше работы не затронули основные конструктивные элементы здания (наружные стены) и не оказали влияния на надежность и безопасность объекта, положения п. 2.1 Приказа N 624 в отношении подготовительных работ в рассматриваемом случае не применимы.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу об отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права изменений спорного объекта недвижимости, в связи с предоставлением истцами ФИО1, ФИО2, ФИО3 необходимого пакета документов для внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади объекта недвижимого имущества.

Указанные выводы согласуются с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 04.06.2018г., - от 27.09.2021г.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административных истцов. Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на нежилое помещение незаконным подлежит удовлетворению. В связи с чем, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения и произвести осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на нежилое помещение площадью 835,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, – удовлетворить.

Признать незаконными решение Управления Росреестра по <адрес> об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на нежилое помещение площадью 835,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, содержащийся в уведомлении №КУВД- от 22.10.2021г.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения и произвести осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на нежилое помещение площадью 835,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2022 г.

Судья: Е.А.Волобуева