Дело № 2а-1847/2019 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.
при секретаре Фатиховой Г.Р.,
с участием административного истца ФИО1,
административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Дзержинскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2 по служебному удостоверению,
представителя административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Дзержинскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО3 по служебному удостоверению и доверенности,
представителя заинтересованного лица – директора ООО «Мир камня» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании уточненное административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия начальника отдела судебных приставов ФИО5, судебного пристава-исполнителя ФИО2 по исполнению исполнительных документов к должнику ООО «Мир камня»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд к Отделу судебных приставов по Дзержинскому району г.Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее – отдел судебных приставов) о признании незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов к должнику ООО «Мир камня». Заявленные требования мотивирует тем, что на исполнении в отделе судебных приставов находятся исполнительные производства ...
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования уточнил, протокольным определением от ...
ФИО1 в судебном заседании, действуя в качестве административного истца и представителя заинтересованного лица – общественного учреждения Пермского края «Общество защиты прав потребителей Пермского края», на доводах административного иска настаивал, считает, что исполнительное производство утеряно, ответ на обращение был вручен, но не устраивает его оформление.
Представитель административного истца ФИО6 на доводах административного иска настаивал, указал о нарушении срока на подготовку ответа на обращение.
Административный ответчик - начальник отдела судебных приставов ФИО5 не явилась, направила представителя.
Представитель административного ответчика судебный пристав – исполнитель ФИО3 административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что ответы даны, постановление вручено.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов ФИО2 с требованиями не согласна, пояснила об отсутствии бездействия.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о дне слушания извещено, с доводами не согласно по письменному отзыву.
Представитель заинтересованного лица должник ООО «Мир камня» ФИО4 в судебном заседании с доводами иска не согласен, пояснил, что имущество организации находилось в пользовании третьего лица, поэтому не могло быть арестовано, судебные приставы-исполнители действовали в рамках закона, организация ликвидирована в Дата после официального размещения информации об этом.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, материалы из исполнительных производств ...
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона
Как указано в п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 62, п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ в случае ликвидации организации-должника исполнительное производство подлежит окончанию, после чего судебный пристав-исполнитель направляет исполнительный документ ликвидационной комиссии (ликвидатору).
Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства арест на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение нового ареста на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (см. абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве), а также ч. 4 ст. 96 Закона).
Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка ...
...
...
...
...
В «Вестнике государственной регистрации» ...
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), должник ООО «Мир камня» исключен из реестра Дата по решению регистрирующего органа, как фактически прекратившее свою деятельность юридическое лицо.
Судебный пристав Дата вынес постановления об окончании исполнительных производств №
Копии постановлений об окончании исполнительных производств направлены по почте взыскателю согласно реестру.
В соответствии с Приложением к Приказу ФССП России от 15.02.2017 № 57 «О внесении изменений в перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом ФССП России от 30.10.2015 № 37», срок хранения документов в оконченных исполнительных производствах (в том числе постановлений, уведомлений, извещений, иной переписки) установлен 3 года.
Актом от ...
...
...
Согласно накладной на забор корреспонденции, письмо направлено в адрес заявителя Дата
Окончание исполнительных производств не является нарушением прав взыскателя, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона № 229-ФЗ по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности исполнения исполнительных документов, направленных ликвидатору, в порядке, установленном частями 8 и 9 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 419 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
Следовательно, при нахождении должника в процессе ликвидации удовлетворение имущественных требований кредиторов осуществляется в особом порядке, предусмотренном ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, что препятствует осуществлению в отношении ликвидируемой организации обычного процесса исполнения исполнительных документов.
В силу ч 4. ст. 6.1 Закона № 229-ФЗ сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.
Сведения об обращении взыскателя с заявлением об ознакомлении с исполнительными производствами в Дата отсутствуют, обращений в УФССП России по Пермскому краю не установлено.
Поскольку постановления судебного пристава-исполнителя от Дата об окончании исполнительных производств соответствует фактическим обстоятельствам дела, суд находит требование о предоставлении материалов исполнительного производства необоснованными.
Суд также учел, что из обстоятельств исполнительных производств и пояснений бывшего директора ООО «Мир камня» не следует, что имущество будет впоследствии обнаружено.
Требований о признании незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей, осуществляющих исполнение, не заявлено, вопрос своевременного принятия предусмотренных законом мер для принудительного исполнения требований исполнительного документа, включая обстоятельства не обеспечения сохранности материалов исполнительного производства в отношении взыскателя ФИО1, административным истцом не ставился.
В соответствии с п. 1.13 абзаца 7 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов», при выявлении комиссией фактов утраты документов, в том числе исполнительных документов, они отражаются в акте, который утверждается должностным лицом, назначившим комиссию. Комиссия должна быть численностью не менее трех человек.
Материалами дела подтверждается составление Акта об уничтожении исполнительных производств комиссией.
Начальник отдела судебных приставов ФИО5 исполняет обязанности с Дата согласно приказу №
Суд приходит к необоснованности требований о признании незаконным бездействия начальника отдела. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации; организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом № 229-ФЗ; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В силу части 2 статьи 5 Закона № 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Порядок уничтожения исполнительных производств ввиду истечения сроков их хранения не нарушен.
Согласно части 1 статьи 430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
Заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный документ был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа (часть 2 статьи 430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом установлен специальный срок для обращения за выдачей дубликата исполнительного листа в случаях его утраты судебным приставом-исполнителем.
Разрешая требования о нарушении формы ответа на ходатайство об ознакомлении с материалами исполнительного производства и сроков его подготовки, суд приходит к следующему.
Статьей 64.1 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства; заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом; если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Также порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, регламентирован Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными Приказом Федеральной службы судебных приставов от Дата
Предоставление ответа на ходатайство от ...
Сроки подготовки ответа соблюдены.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований является пропуск заявителем срока для обращения в суд.
Заявитель обратился с заявлением Дата, ответ подготовлен Дата. Отправлен простой корреспонденцией согласно реестру Дата
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).
Аналогичный срок на подачу жалобы на бездействие должностного лица службы судебных приставов предусмотрен статьей 122 Закона № 229-ФЗ.
Несмотря на отметку на ответе о получении ФИО1 от Дата материалы дела содержат доказательства подтверждения отправки корреспонденции в адрес заявителя Дата
Административный истец Дата обратился в отдел судебных приставов с заявлением о направлении в его адрес постановлений об окончании исполнительных производств.
С административным исковым заявлением обратился в суд Дата
Ходатайства о восстановлении процессуального срока по уважительным причинам не заявлено.
Принимая во внимание пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, указанное является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, о признании незаконным бездействия начальника отдела судебных приставов по Дзержинскому району г.Перми ФИО5, судебного пристава-исполнителя ФИО2 в рамках исполнительных производств ... выразившихся в недаче (несвоевременной даче) ответа на ходатайство об ознакомлении с материалами исполнительного производства от Дата признанию незаконным бездействия начальника отдела и судебного пристава-исполнителя в рамках указанных исполнительных производств, выразившегося в отказе в ознакомлении с материалами исполнительного производств, возложению обязанности на начальника отдела и судебного пристава-исполнителя ФИО2 устранить нарушения прав и законных интересов взыскателя ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
...
Судья Е.В.Мухина
...