Дело № 2а-1848/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2018 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Костюченко Ю.В.,
с участием: административного истца Щербакова Н.Н., представителя административного ответчика Шатоновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иркутске административное дело по заявлению Щербакова Н.Н. к министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии министерства внутренних дел по Республике Бурятия № от Дата о снятии Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем восстановления Щербакова Н.Н. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
в обоснование административного искового заявления с учетом дополнительных пояснений указано, что Щербаков Н.Н. в период с Дата года по Дата год проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, был уволен со службы по выслуге лет с правом на пенсию. Службу проходил непосредственно в территориальном органе МВД РФ - МВД по Республике Бурятия. В Дата году административный истец был поставлен по месту службы в МВД по Республике Бурятия на учёт как нуждающийся в улучшении жилищных условий. На основании заявления и в соответствии с п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№, в Дата году Щербаков Н.Н. поставлен на учет для получения единовременной выплаты по последнему месту службы - МВД по Республике Бурятия. Дата административный истец по месту жительства получил письмо МВД по Республике Бурятия за исх. № от Дата и приложение к нему в виде выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата№. Согласно выписке из протокола, Щербаков Н.Н. снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выезд за место жительства в другое муниципальное образование). Административный истец считает данное решение незаконным и необоснованным. В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. На основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет данной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Щербаков Н.Н. не вставал когда-либо на учет на получение жилья по договору социального найма в каком-либо органе местного самоуправления. Дата в соответствии с ЖК РСФСР был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своей службы - в МВД по Республике Бурятия. Органы местного самоуправления Республики Бурятия по Адрес или какому-либо другому муниципальному образованию не наделялись государственными полномочиями на обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями, данную государственную функцию осуществляет непосредственно территориальный орган МВД РФ - МВД по Республике Бурятия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Административный ответчик не имел правовых оснований для применения в оспариваемом протоколе п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выезд гражданина на место жительства в другое муниципальное образование), данная норма применима лишь для органов местного самоуправления. Единственным основанием снятия сотрудника органов внутренних дел (пенсионера), изъявившего желание получить единовременную социальную выплату, с учета нуждающихся в жилых помещениях является получение социальной выплаты. В октябре 2014 года состоя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, административный истец изъявил желание получить единовременную социальную выплату, о чем подал соответствующее заявление. Распоряжением МВД по Республике Бурятия от Дата№ Щербаков Н.Н. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. До настоящего времени он не получил единовременную выплату, следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ № 247, не может быть снять с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. МВД по Республике Бурятия является территориальным органом МВД РФ и действует на территории всей Республики Бурятия. В связи со спецификой профессиональной деятельности каждый сотрудник за время своей службы в органах внутренних дел меняет подразделение, в котором он служит, а каждый третий сотрудник место дислокации своей службы. В случае выезда сотрудников на место жительства в другое муниципальное образование, такие сотрудники продолжают стоять на учете в МВД по Республике Бурятия на получение жилья. И это правильно и законно. В случае постановки также на учет в соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ как малоимущего гражданина в администрации Адрес и последующего законного снятия с этого учета в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование, административный истец вправе был оставаться на учете в МВД по Республике Бурятия. Более того, после снятия с учета в администрации Адрес, административный истец мог встать на учет в органе местного самоуправления города Адрес и при этом оставаться на учете в МВД по Республике Бурятия. Административный ответчиком не соблюдена процедура принятия решения о снятии с учета. Так ч. 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений. Решение о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий было оформлено протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия № от Дата. Сопроводительный лист за исх. № о направлении в адрес Щербакова Н.Н. выписки из протокола данного заседания комиссии был изготовлен Дата, то есть, по истечении трех рабочих дней со дня принятия решения. Более того, данное решение было направлено лишь Дата, что подтверждается почтовым конвертом. Кроме этого, оспариваемый протокол не утвержден правовым актом МВД по Республике Бурятия (п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата№, аналогия закона). Оспариваемый протокол принят не уполномоченным лицом, так как приказ МВД по Республике Бурятия от Дата№, утвердивший Положение о жилищно-бытовой комиссии, не был зарегистрирован в установленном порядке в органах юстиции и опубликован для всеобщего сведения. С момента увольнения на пенсию по настоящее время Щербаков Н.Н. находится на пенсионном обеспечении МВД по Республике Бурятия, что подтверждается справкой отдела пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения МВД по Республике Бурятия от Дата№. Также с момента увольнения по настоящее время административный истец находится на медицинском обеспечении МВД по Республике Бурятия. С момента увольнения на пенсию по настоящее время не снимался с пенсионного и медицинского обеспечения в МВД по Республике Бурятия, соответственно, не вставал на такое обеспечение в ГУ МВД России по Адрес или в каком-либо другом территориальном органе МВД России. В связи с этим решение МВД по Республике Бурятия, оформленное в оспариваемом протоколе, о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилищное обеспечение) противоречит фактам пенсионного и медицинского обеспечения данным органом.
Административный истец просит суд признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии министерства внутренних дел по Республике Бурятия № от Дата в части снятия Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ; возложить на министерство внутренних дел по Республике Бурятия обязанность устранить допущенное нарушение прав путем восстановления административного истца в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет – с Дата.
В судебном заседании административный истец Щербаков Н.Н. поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства внутренних дел по Республике Бурятия Шатановой М.В., участвующей в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление и письменных пояснениях, из которых следует, что Щербаков Н.Н. состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет по месту прохождения службы до Дата, с Дата Ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата года осуществлялось МВД по РБ в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным ВС РСФСР Дата. В связи с введением в действие с Дата Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) вопросы предоставления жилого помещения, либо улучшения жилищных условий возложены на органы местного самоуправления. По результатам проведенной ЖБК МВД по РБ проверки сведений, подтверждающих право очередников состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлено, что Щербаков Н.Н. в период времени с Дата по Дата год и с Дата по настоящее время зарегистрирован по адресу: Адрес, где проживает с Дата года. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета. Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" "граждане, принятые на учет до Дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма. Вместе с тем, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выезда их на место жительства в другие муниципальные образования, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, что предусмотрено п. 3 статьи 56 ЖК РФ. Необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. В связи с тем, что основным доказательством места жительства гражданина для органа, осуществляющего учет, является регистрация, протоколом заседания ЖБК МВД по РБ от Дата№ Щербаков Н.Н. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом документы, подтверждающие фактическое изменение места жительства, представлены в Жилищно-бытовую комиссию МВД по РБ самим Щербаковым Н.Н. Решение ЖБК МВД по РБ по снятию административного истца с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилья является законным и обоснованным. Несостоятельна ссылка административного истца на ч.2 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку данная норма касается предоставления единовременной социальной выплаты с одновременным снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела судом установлено, что Щербаков Н.Н. в период с Дата года по Дата год проходил службу в органах внутренних дел РФ.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата Щербаков Н.Н., ранее О., был включен в список очередников МО БСПСПР и ИАЗ при МВД Республики Бурятия на получение жилой площади.
Как указано административным истцом, распоряжением МВД по Республике Бурятия от Дата№ Щербаков Н.Н. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата Щербаков Н.Н. был снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата направлена в адрес административного истца Дата года
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата Щербаков Н.Н. был снят с учета нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты.
Разрешая требование Щербакова Н.Н. о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Бурятия № от Дата в части снятия Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 247-ФЗ от 19.07.2011) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до Дата, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как указано выше, Щербаков Н.Н. в Дата году был поставлен на учет по месту службы в МВД по Республике Бурятия как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
На основании его заявления в соответствии с п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№, (далее – Правила) в Дата году Щербаков Н.Н. поставлен на учет для получения единовременной выплаты по последнему месту службы – МВД по Республике Бурятия.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата Щербаков Н.Н. был снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основанием для снятия Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, явился п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно данной норме права, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Щербаков Н.Н. в период времени с Дата по Дата год и с Дата по настоящее время зарегистрирован по адресу: Адрес, где проживает с Дата года.
Действительно, материалами дела подтверждено, что после увольнения из органов внутренних дел, истец выехал на постоянное место жительство в Адрес; в настоящее время проживает по адресу: Адрес.
Вместе с тем, данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку жилым помещением административный истец обеспечен не был. Особенность службы, которую нес истец, выражается в том, что по окончании службы при соблюдении установленных законом условий он имеет право на получение жилого помещения, либо на предоставление единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, абзац первый ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указывает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Выбор Щербаковым Н.Н. места жительства или пребывания после завершения службы и получения вышеуказанных прав в связи с прохождением такой службы, не может быть препятствием в реализации истцом прав, предусмотренных законом - права на получение жилого помещения либо на предоставление единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Административный истец в установленном законом порядке был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, правомерность постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сторонами не оспаривается и предметом судебного разбирательства не является.
Дальнейшее перемещение Щербакова Н.Н. при наличии приобретенного права на жилище не является основанием для снятия его с учета в том смысле, который содержится в п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
По смыслу приведенных выше правовых норм, право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано уволенным сотрудником только при условии, если он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органом, в котором проходил службу, до Дата и состоял на учете на момент увольнения.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до Дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до Дата, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 01.12.2009 года № 1549-О-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до Дата принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
После увольнения и на момент вынесения обжалуемого решения у административного истца и членов его семьи право на получение жилища не утрачено, данный факт стороны не оспаривают, это следует из материалов дела. Административный истец не обеспечен жилым помещением, он не мог быть исключен из списков сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что согласно анализу положений ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ч. 2, 3,4 ст. 49, ч. 2,3 ст. 52 ЖК РФ, с учетом того, что истец не вставал на учет на получение жилья по договору социального найма в органах местного самоуправления, в соответствии с ЖК РСФСР был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своей службы, а органы местного самоуправления не наделялись государственными полномочиями на обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями, административный ответчик не имел оснований для применения в оспариваемом протоколе п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Спорные правоотношения регулируются специальным законом № 247-ФЗ от 19.07.2011 года, из положений ч. 1,2 ст. 6 которого следует, что единственным основанием снятия сотрудника органов внутренних дел (пенсионера), изъявившего желание получить единовременную социальную выплату, с учета нуждающихся в жилых помещениях является получение социальной выплаты. До настоящего времени социальная выплата Щербаковым Н.Н. не получена.
Кроме того, оспариваемое решение было вынесено Дата, направлено истцу Дата, что явилось нарушением соблюдения трехдневного срока (три рабочих дня) со дня принятия решения. Факт направления административному истцу выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии именно Дата, подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца о признании незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии министерства внутренних дел по Республике Бурятия № от Дата в части снятия Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку решение о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушает право истца на получение установленных государством социальных гарантий сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации в виде получения жилого помещения либо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку оспариваемый протокол заседания жилищно-бытовой комиссии министерства внутренних дел по Республике Бурятия № от Дата в части снятия Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ признан судом незаконным, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав Щербакова Н.Н. путем восстановления Щербакова Н.Н. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет – с Дата, при этом суд считает необходимым установить срок, в течение которого административный ответчик должен исполнить обязанность устранить допущенное нарушение прав истца - в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Административным истцом заявлено ходатайство о признании недопустимым доказательством выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата№.
Разрешая заявленное ходатайство, суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 61 КАС РФ суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценив содержание выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата№, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца, поскольку данное доказательство касается лишь обстоятельств административного дела, а именно нахождение либо снятие административного истца с учета нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты. Суд полагает необходимым отметить, что данный протокол заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Бурятия от Дата№ предметом рассмотрения настоящего дела не является.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Бурятия № вынесен Дата, был получен административным истцом Дата. Административное исковое заявление подано в суд, согласно входящему штампу, Дата.
Установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ процессуальный срок обращения в суд Щербаковым Н.Н. не пропущен.
Руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Щербакова Н.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Бурятия № от Дата о снятии Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем восстановления Щербакова Н.Н. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Бурятия № от Дата в части снятия Щербакова Н.Н. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Бурятия обязанность устранить допущенное нарушение прав истца путем восстановления Щербакова Н.Н. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет – с Дата, в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 09 июля 2018 года.
Судья Е.П. Глебова