ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1848/2015 от 21.12.2015 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1848/2015 21 декабря 2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

при секретаре Барановой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое»,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о возложении на администрацию МО «Приморский муниципальный район» обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории МО «Сельское поселение «Соловецкое» Приморского района Архангельской области. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления выявлено наличие на территории МО «Сельское поселение «Соловецкое», входящего в состав МО «Приморский муниципальный район», несанкционированных свалок бытовых отходов, причиной возникновения которых является ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления района обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в результате чего нарушаются права граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также право граждан на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на администрацию МО «Приморский муниципальный район», в состав которого входит МО «Сельское поселение «Соловецкое», обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории МО «Сельское поселение «Соловецкое» в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель администрации МО «Приморский муниципальный район» Качалина Е.Ю. с требованиями не согласилась, не оспаривая факт наличия несанкционированных свалок, указала, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязательства по исполнению судебных решений возложены на отраслевой орган администрации - Управление по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству. Кроме того указала, что администрация района не осуществляет хозяйственной деятельности в области обращения с отходами, а возложенные законом полномочия в указанной сфере являются властно-распорядительными и реализуются органом местного самоуправления посредством заключения контрактов со специализированными организациями. В отношении МО «Сельское поселение «Соловецкое» Постановлением правительства Архангельской области от 16.07.2013 №314-пп утверждена государственная программа Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014-2019 года)». В перечне мероприятий данной программы предусмотрено строительство комплекса по переработке и размещению отходов производства и потребления в п. Соловецкий, ответственным исполнителем является агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области. Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год. В администрации МО «Приморский муниципальный район» утверждена и действует муниципальная программа «Развития инфраструктуры Соловецкого архипелага», в рамках которой планируется строительство комплекса по переработке и размещению отходов производства и потребления в п. Соловецкий, в т.ч. проведение оценки воздействия на объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 26.05.2015 №383 утвержден План реализации на 2015 год муниципальной программы «Развития инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014-2019)» от 31.10.2013 №747, в соответствии с которым сбор исходно-разрешительной документации, проведение инженерных изысканий, разработка технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации, в том числе экспертиза проекта комплекса по переработке и размещению отходов производства и потребления п. Соловецкий, и как результат, получение положительного заключения государственной экологической экспертизы и госэкспертизы по ПСД должны быть завершено до 15.12.2015. До настоящего времени заключение экспертизы в администрацию района не поступило, работы не завершены. Вместе с тем создание полигона для утилизации и переработки отходов требует значительных временных и финансовых затрат, получения лицензий и с учетом вступающих в силу с 01.01.2016 изменений в законодательстве в части полномочий муниципальных районов, является нецелесообразны.

Представители МО «Сельское поселение «Соловецкое», Управления Росприроднадзора по Архангельской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения администрацией МО «Приморский муниципальный район» природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что на территории МО «Сельское поселение «Соловецкое», входящего в состав МО «Приморский муниципальный район» не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Размещение отходов осуществляется на несанкционированных свалках.

В соответствии с п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8, 11, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

устанавливается обязанность администрации муниципального района в качестве исполнительно-распорядительного органа организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Аналогичная норма предусмотрена положениями Устава МО «Приморский муниципальный район» (п. 12 ч. 2 ст. 6 Устава).

Проанализировав вышеуказанные нормы, суд исходит из того, что положения действующего в рассматриваемой сфере законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Судом установлено и фактически не оспаривается ответчиком, что на территории МО «Сельское поселение «Соловецкое» утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов надлежащим образом не организована, что свидетельствует о наличии оснований для возложения на орган местного самоуправления соответствующей обязанности.

Доводы о том, что администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком по данному спору, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права.

Наличие при администрации района отраслевого органа, ответственного за реализацию (исполнение) судебных постановлений не свидетельствует об отсутствии соответствующих полномочий непосредственно у администрации района.

Также необоснованными суд считает ссылки на представленные в материалы дела Программы развития, в рамках которых планируется строительство комплекса по переработке и размещению отходов производства и потребления на территории МО «Сельское поселение «Соловецкое».

Из представленных программ следует, что данные программы носят долгосрочные характер, этапы программы в установленные сроки не исполняются, доказательств того, что принятых мер будет достаточно для того, что предотвратить размещение отходов на несанкционированных свалках в материалах дела не имеется, в то время как отсутствие надлежащей организации по сбору и вывозу отходов и мусора на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Иных доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по организации утилизации и переработки отходов, ответчиком не представлено.

Доводы ответчика об изменении с 01.01.2016 законодательства в сфере обращения с отходами, суд также считает несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения спора применению подлежит материальный закон, действующий в настоящее время.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем, подлежащих совершению организационных и иных мероприятий. С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера, подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, срок исполнения обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое» Приморского района Архангельской области следует установить в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое», удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое» Приморского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий О.А. Шитикова