ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-184/16 от 11.02.2016 Александровского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-184/2016 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Александров «11» февраля 2016 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Ковбасюка А.Н.,

при секретаре Ефимовой Т.И.,

с участием старшего помощника

Александровского городского прокурора Темновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления – Решения Совета народных депутатов МО г. Струнино от 28 апреля 2015 года №20; Решения органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино от 06 мая 2015 года №2.

В обоснование административного иска указала, что 06 мая 2015 года в газете «Александровский голос труда» опубликовано Решение Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино от 28 апреля 2015 года №20 «Об утверждении Порядка определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании город Струнино Александровского района Владимирской области».

Данным решением установлен размер коэффициента соответствия платы для нанимателей жилых помещений, который принят равным 0,274. Указанным Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Струнино нарушаются права административного истца. Оспариваемое решение не соответствует статьям 10, 12, 34, части 3 статьи 55, части 2 статьи 57, части 1 статьи 72, части 2 статьи 77 Конституции РФ, части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», статье 10 Гражданского кодекса РФ, статье 7 Жилищного кодекса РФ, поскольку органом местного самоуправления коэффициент соответствия платы для нанимателей жилых помещений рыночной стоимости жилья установлен произвольно, без экономического обоснования.

На основании Решения Совета народных депутатов МО г. Струнино от 28 апреля 2015 года №20, Органом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино 06 мая 2015 года принято Решение №2, утвердившее с применением указанного коэфициента, равного 0,274, размер базовой платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Размер базовой платы установлен 7 рублей 50 копеек с 1 кв. метра жилого помещения.

В результате принятия оспариваемых нормативных актов плата за пользование жилым помещением по договору социального найма для нанимателей значительно возросла, что при отсутствии надлежащего экономического обоснования нарушает требования действующего законодательства.

Поскольку Решение органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино от 06 мая 2015 года №2 принято на основании незаконно утвержденного коэффициента соответствия в размере 0,274, по мнению заявителя оно должно быть признано недействующим с момента его принятия.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. В связи с невозможностью явки просила рассмотреть дело без ее участия. Участвуя ранее в судебном заседании, поддержала доводы своего административного искового заявления, дав пояснения, аналогичные изложенным выше.

Представитель административного ответчика – Совета народных депутатов МО г. Струнино ФИО2 в судебном заседании полагала, что оспариваемое заявителем Решение принято Советом в рамках своей компетенции, на основании расчетов, представленных администрацией г. Струнино и не противоречит закону, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Представитель административных ответчиков администрации МО г. Струнино, органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино ФИО3, в судебном заседании заявление не признала, указав, что администрацией проведен анализ расходов на содержание социального жилого фонда, расходы на его ремонт и реконструкцию, разработан проект Решения Совета об утверждении порядка определения платы за наем жилых помещений по договорам социального найма, который 28 октября 2014 года был утвержден Решением СНД МО г. Струнино №76.

20 апреля 2015 года поступил протест Александровской городской прокуратуры на п.п. 2.7, 3.1 утвержденного решения.

27 апреля 2015 года администрацией подготовлен новый проект решения, который направлен Александровскому городскому прокурору, а также в СНД МО г. Струнино. Из ответа Александровской городской прокуратуры от 27 апреля 2015 года № 2-21-2015 следует, что нарушений закона в представленном проекте не выявлено, в связи с чем, 28 апреля 2015 года указанный проект утвержден Решением СНД МО г. Струнино за №20.

В соответствии с пунктом 1.4 утвержденного порядка размер базовой ставки утверждается постановлением главы местной администрации на основании соответствующего решения органа регулирования тарифов муниципального образования.

Во исполнение требования Порядка, органом регулирования тарифов муниципального образования 06 мая 2015 года Решением №2 утверждена базовая плата за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений, равная 7 рублей 50 копеек за 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Указанное решение принято органом регулирования в рамках своей компетенции, на основании утвержденного порядка и не противоречит закону.

На основании Решения СНД МО г. Струнино за №20 от 28 апреля 2015 года и Решения органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино №2 от 06 мая 2015 года, Постановлением Главы местной администрации г. Струнино 06 мая 2015 года №314 утверждена базовая плата за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма г. Струнино также в размере 7 рублей 50 копеек за 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Указанное решение опубликовано в газете «Александровский голос труда» №19 за 13 мая 2015 года.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями.

Пунктом 3 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании недействующим полностью или в части нормативного акта, принятого ответчиком.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с пунктами 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. В соответствии с подпунктами «а-г» пункта 2 части 8 указанной статьи суд также проверяет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...> по договору социального найма №20/2014 от 05 мая 2014 года (том 1, л.д.42-43). К льготной категории граждан ФИО1 и члены ее семьи не относятся, субсидию на оплату найма жилого помещения не получает.

Решением СНД МО г. Струнино от 28 апреля 2015 года №20 утвержден Порядок определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании город Струнино Александровского района Владимирской области.

Указанный порядок опубликован в газете «Александровский голос труда» №18 от 06 мая 2015 года.

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что Базовая плата за пользование жилым помещением устанавливается на 1 кв. метр общей площади и является ставкой платы за пользование жилыми помещениями, расположенными в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям муниципального образования.

Базовая плата (п. 2.2) складывается из произведения коэффициента соответствия платы за пользование жилым помещением, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья во Владимирской области, деленное на срок полезного использования дома и число месяцев в году.

Коэффициент соответствия платы нанимателей рыночной стоимости жилья установлен равным 0,274.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Устава муниципального образования МО г. Струнино Совет народных депутатов муниципального образования является представительным органом муниципального образования и состоит из 15 депутатов.

К исключительной компетенции Совета народных депутатов относится принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 4 статьи 16 Устава).

Таким образом, следует прийти к выводу, что оспариваемое решение принято представительным органом в рамках своих полномочий.

Как следует из представленного суду протокола заседания Совета народных депутатов от 28 апреля 2015 года №6, на заседании присутствовало 12 депутатов, при установленном составе в 14 человек. Кворум имелся. В числе приглашенных, значится глава администрации муниципального образования ФИО4, заместитель главы ФИО5, заведующий финансово экономическим отделом администрации ФИО6, а также представители муниципального учреждения «Управление жизнеобеспечения населения г. Струнино) (том 1, л.д. 119-121).

Пунктом 4 повестки дня предусмотрен вопрос утверждения Порядка определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. По указанному вопросу депутаты голосовали «за» единогласно.

Решение Совета народных депутатов от 28 апреля 2015 года №20 опубликовано в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 9 Регламента Совета народных депутатов, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует 1/2 от установленного числа депутатов.

Пунктом 2 статьи 23 Регламента установлено, что Решения Совета принимаются открытым голосованием большинством от общего числа депутатов, присутстующих на заседании Совета. Решение вступает в силу (пункт 3 указанной статьи) с момента его подписания, а подлежащие опубликованию- с момента их официального опубликования, если иное не установлено законом, Уставом муниципального образования, либо самим решением.

Таким образом, требования к форме оспариваемого нормативного акта, порядку его принятия, подписания и опубликования соблюдены.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд также проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.В соответствии с части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 №96-ФЗ, от 21.07.2014 №217-ФЗ, от 29.06.2015 №176-ФЗ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления [….]. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Оспариваемый порядок соответствует указанным требованиям закона.

В настоящее время методические рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют. Приказ Минстроя РФ от 02.12.1996 №17-152 «Об утверждении «Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного Фонда» не может быть применен в полном объеме для определения платы ха найм жилого помещения по договорам социального найма, поскольку в соответствии с методическими указаниями. При расчете базовой ставки платы за найм жилого помещения рекомендуется использовать классификацию жилых зданий по группам и величины соответствующих норм амортизационных отчислений, которые приведены в "Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", утвержденных Постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР". Вместе с тем, как установлено в судебном заседании амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов в настоящее время не производятся.

Довод заявителя об установлении коэффициента соответствия платы для нанимателей жилых помещений рыночной стоимости жилья в размере 0,274 произвольно, без экономического обоснования опровергается материалами дела. Администрацией МО г. Струнино, которая являлась разработчиком оспариваемого порядка, представлено экономическое обоснование по расчету коэффициента соответствия платы для нанимателей рыночной стоимости жилья с подтверждением в виде произведенных администрацией МО г. Струнино расходов на муниципальный жилищный фонд.

Анализируя указанные доказательства, суд находит их допустимыми, а также считает необходимым отметить, что суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а, следовательно, оценивать указанное экономическое обоснование с точки зрения его целесообразности. Таким образом при наличии экономического обоснования и его принятия уполномоченным органом, решение соответствует требованиям закона.

Следует дополнительно указать, что при принятии решения об установлении платы за найм по договорам социального найма, орган вправе оценивать не только понесенные расходы на капитальный ремонт и восстановление муниципального жилого фонда, но и ситуацию в муниципальном образовании в целом, а также ее динамику, поскольку плата за найм для граждан по договорам социального найма принимается на будущее. В судебном заседании установлено, что в МО г. Струнино растет количество ветхого и аварийного жилья, в связи с чем у СНД МО г. Струнино имелась необходимость установить повышенный размер платы.

В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу и устанавливающий предельные минимальные и максимальные размеры платы за пользование жилым помещением по договору социального найма.

Пунктом 5 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По сообщению Отдела социальной защиты Александровского района, субсидиями на оплату жилья в г. Струнино пользуется 2 семьи, при наличии 434 жилых помещений муниципального жилищного фонда. Таким образом, установленным порядком данное положение закона также не нарушается, увеличение права по договору социального найма не привело к возникновению права на получение субсидии у административного истца.

Следует также отметить, что несмотря на увеличение платы по договору социального найма, размер коэффициента соответствия платы для нанимателей жилых помещений установлен в размере 0,274, то есть доля участия нанимателей в содержании муниципального жилищного фонда составляет менее 1/3, остальные расходы берет на себя собственник муниципального жилищного фонда.

Указанные положения, применительно к пункту 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, позволяет суду прийти к выводу, что права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым нормативно-правовым актом не нарушены.

Анализируя требование административного истца о признании недействующим Решения органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино от 06 мая 2015 года №2, суд приходит к следующим выводам.

Решением СНД МО г. Струнино от 19 сентября 2006 года № 76 администрация г. Струнино наделена полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса.

Постановлением Главы администрации г. Струнино от 15 сентября 2008 года №391 создан орган регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса МО г. Струнино.

12 марта 2015 года Постановлениями Главы администрации г. Струнино №144№ 144-а признано недействующим Постановление №391 от 15 сентября 2008 года; Утвержден новый состав органа регулирования, а также утверждено новое положение.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Положения основными задачами органа регулирования является расчет и утверждение базовой платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма МО г. Струнино.

В соответствии с указанным положением 06 мая 2015 года №2 Решением органа регулирования утверждена базовая плата за пользование жилыми помещениями для нанимателей в размере 7 рублей 50 копеек с 1 кв. метра общей площади.

Приложением к решению является расчет размера базовой платы с расшифровкой применяемых формул.

Решение опубликовано в газете «Александровский голос труда» №19 от 13 мая 2015 года.

В соответствии с пунктом 1.4 Решения Совета народных депутатов МО г. Струнино от 28 апреля 2015 года №20 «Об утверждении Порядка определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании город Струнино Александровского района Владимирской области» размер базовой платы […] определяется согласно Разделу II Порядка и утверждается Постановлением главы местной администрации на основании соответствующего решения органа регулирования тарифов муниципального образования г. Струнино.

На основании Решения СНД МО г. Струнино за №20 от 28 апреля 2015 года и Решения органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино №2 от 06 мая 2015 года, Постановлением Главы местной администрации г. Струнино 06 мая 2015 года №314 утверждена базовая плата за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма г. Струнино также в размере 7 рублей 50 копеек за 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Указанное решение опубликовано в газете «Александровский голос труда» №19 за 13 мая 2015 года.

Таким образом, основанием для установления платы для нанимателей по договорам социального найма явилось не Решение органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино от 06 мая 2015 года №2, а Постановление Главы местной администрации г. Струнино 06 мая 2015 года №314.

Само по себе оспариваемое решение носило для Главы местной администрации рекомендательный характер, поскольку в соответствии с Положением об органе регулирования, он представляет собой постоянно действующую комиссию в структуре администрации МО г. Струнино.

В связи с тем, что оспариваемое решение органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино от 06 мая 2015 года №2 «Об утверждении базовой платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании город Струнино Александровского района Владимирской области» не отвечает необходимому признаку нормативного правового акта, а именно обязательности для неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает (пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ)

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, с учетом требования статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых нормативных актов недействующими.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании Решения Совета народных депутатов МО г. Струнино от 28 апреля 2015 года №20 «Об утверждении Порядка определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании город Струнино Александровского района Владимирской области»; Решения органа регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Струнино от 06 мая 2015 года №2 «Об утверждении базовой платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании город Струнино Александровского района Владимирской области» оставить без удовлетворения.

Принятое по делу решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд посредством принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, через Александровский городской суд, в течение месяца со дня, следующего за днём принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Судья А.Н. Ковбасюк

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>