ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-184/20 от 02.10.2020 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-184/2020

УИД: 86RS0018-01-2020-000184-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2020 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.

с участием прокурора Новоселова Д.Н.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

при секретаре Брусницыной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Леуши о признании недействующим в части с даты принятия постановления администрации сельского поселения Леуши № 348 от 27.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Леуши № 252 от 14.05.2018 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши», признании недействующим с даты принятия постановления администрации сельского поселения Леуши № 101 от 27.07.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши», взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец акционерное общество «Югра-Экология» с учетом внесенных изменений обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Леуши о признании недействующим с даты принятия постановления администрации сельского поселения Леуши № 348 от 27.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Леуши № 252 от 14.05.2018 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши» в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, признании недействующим с даты принятия постановления администрации сельского поселения Леуши № 101 от 27.07.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши», взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины 4 500 рублей.

Административные исковые требования мотивированы тем, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, что следует из статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения № 25, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 02.04.2018 года.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

27 декабря 2018 года администрацией с.п. Леуши в целях реализации отдельных государственных полномочий принято постановление № 348 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Леуши № 252 от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши».

Указанным постановлением административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам.

С принятым постановлением административный истец не согласен, поскольку нарушен порядок изменения нормативов накопления отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» ( далее Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269) установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

В соответствии со ст.ст. 11, 12 указанного постановления 04.04.2016 № 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр, согласно п. 9 которых установлены сроки проведения замеров с учетом всех четырех сезонов в году.

Административным ответчиком при принятии Постановления № 348 от 27.12.2018 указанные замеры не производились, в связи с чем оспариваемое Постановление № 348 от 27.12.2018 принято с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, что влечет его недействительность и причинение убытков административному истцу, нарушает права и законные интересы административного истца.

Кроме того постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1815 утверждены Правила направления субъектами Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» ( далее Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1815). В силу пункта 6 указанного Постановления от 25.12.2019 № 1815 при установлении и корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов субъект Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов ( в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Постановлением от 04.04.2016 № 269, в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.

Административным ответчиком ни административному истцу, ни в материалы административного дела не представлены документы, подтверждающие проведение согласования оспариваемого постановления № 101 от 27.07.2020 с российским экологическим оператором, а также документы, подтверждающие проведение мероприятий по определению нормативов накопления ТКО.

Принятые оспариваемые постановления повлекли убытки для регионального оператора.

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с.п. Леуши Кондинского района оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп (далее - Терсхема).

Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории с.п. Леуши Кондинского района. Изменение нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием Административным ответчиком Постановления № 252 от 14.05.2018 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши».

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов (далее ТКО) определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Объем образования ТКО на территории Кондинского района рассчитан в том числе на основании постановления администрации с.п. Леуши от 14.05.2018 № 252 и был учтен при формировании единого тарифа на услуги по обращению с ТКО, установленный Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры приказом № 132-нп от 21.06.2019, что подтверждается экспертным заключением.

Между тем, по прошествии менее 1 года после последнего изменения нормативов накопления ТКО и внесения изменений в Терсхему, административным ответчиком было принято новое (оспариваемое) постановление, которым нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением от 14.05.2018 № 252 и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.

Указанное повлекло для административного истца возникновение убытков.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административные исковые требования с учетом их изменений поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. В дополнение указал, что оспариваемыми постановлениями нарушены права административного истца, так как административным ответчиком уменьшены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, что повлекло уменьшение размера платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и повлекло убытки административного истца как регионального оператора по обращению с отходами. До настоящего времени административным истцом применяется оспариваемое постановление № 348 от 27.12.2018 при расчете задолженности по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами.

После ознакомления с представленными по запросу суда документами о проведении замеров в целях определения норматива накопления ТКО в с.п. Леуши, представитель административного истца ФИО3 указал, что замеры ТКО проведены не во всех населенных пунктах, входящих в состав сельского поселения Леуши, замеры проведены не по 3 объектам, как предусмотрено постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, а по одному объекту в каждой категории отходообразователей, при этом возможность выбора объектов в требуемом количестве у администрации с.п. Леуши имелась. Из письма ППК РЭО от 11.06.2020 в адрес Департамента промышленности ХМАО-Югры ясно видно, что на согласование от с.п. Леуши поступали данные о замерах по категории «Домовладение». По остальным категориям документов, подтверждающих факт направления РЭО замеров для согласования, в материалах административного дела не имеется. С учетом изложенного представитель административного истца ФИО3 полагает, что замеры были проведены с нарушением требований, установленных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, а так же установление нормативов накопления ТКО не было согласовано с ППК РЭО в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25.12.2019 № 1815.

Представитель административного ответчика ФИО2 административные исковые требования не признала. Полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции администрации с.п. Леуши в соответствии с установленным порядком. Возражений против административных исковых требований в части непроведения замеров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 при принятии оспариваемого постановления № 348 от 27.12.2018 не представила. Указала, что до принятия обжалуемого постановления № 101 от 27.07.2020 были проведены все необходимые замеры в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269. Необходимые документы для получения рекомендаций по установлению (корректировке) нормативов накопления твердых коммунальных отходов в связи с принятием обжалуемого постановления № 101 от 27.07.2020 в установленные сроки были направлены для получения рекомендаций российскому экологическому оператору. Не отрицает, что для проведения замеров было выбрано с. Леуши, где проживает более 2 процентов населения всего сельского поселения Леуши. Так, на 01.01.2019 население сельского поселения Леуши составило 3 077 чел., из которых в с. Леуши – 1 267 чел., в п. Дальний – 180 чел., в п. Ягодный – 700 чел.

Для замеров были выбраны по одному объекту по всем категориям объектов, на которых образуются отходы, в том числе по категории многоквартирные дома замеры проводились на контейнерной площадке по адресу: ул. Волгоградская, 40, с. Леуши, и по категории индивидуальные жилые дома - на контейнерной площадке по адресу: ул. Волгоградская, 56, с. Леуши. Из-за малочисленности населения в иных населенных пунктах с.п. Леуши замеры не проводились. Замеры на меньшем количестве объектов указанных категорий проведены из-за отсутствия на выбранных участках поселения необходимого количества объектов. Правильность проведенных замеров подтверждена информацией ППК «Российский экологический оператор» от 16.09.2020, которым рассмотрено повторное обращение администрации с.п. Леуши от 04.09.2020 № 1284 об анализе подлежащих установлению нормативов накопления ТКО.

Прокурор Новоселов Д.Н. полагает признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу постановления администрации с.п. Леуши от 27.12.2018 № 348 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых и многоквартирных домов. Административные исковые требования в части признания недействующим с даты принятия постановления администрации с.п. Леуши от 27.07.2020 № 101 прокурор Новоселов Д.Н. полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству административного ответчика свидетель ФИО4 показала, что является членом комиссии по проведению замеров ТКО в с.п. Леуши. Замеры ТКО по весу и объему проводились в каждый сезон по 5 дней комиссионно путем взвешивания пакетов с отходами, объем отходов в контейнерах определялся визуально. Замеры проводились исходя из численности населения в с. Леуши. Относительно адресов контейнерных площадок, на которых производились замеры, свидетель ФИО4 показала, что в адресах контейнерных площадок допущена техническая ошибка. Также свидетель ФИО4 показала, что в контейнере по категории многоквартирные дома имелись отходы как от многоквартирных жилых домов, так и от индивидуальных жилых домов, которые невозможно разделить, поэтому их вес и объем определялся не фактически, а расчетным путем от общего веса и объема имевшихся отходов пропорционально численности населения по указанным категориям объектов, на которых образуются отходы.

Выслушав стороны, заключение прокурора Новоселова Д.Н., исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения № 25, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 02.04.2018. Приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от 19.12.2018 № 132-нп установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для административного истца АО «Югра-Экология» ( т. 1 л.д. 27-43).

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов (далее ТКО), коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Постановлением администрации сельского поселения Леуши Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 252 от 14 мая 2018 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Леуши ( т. 1 л.д. 14-16).

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории с.п. Леуши Кондинского района оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории г.п. Кондинское Кондинского района.

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Обжалуемым постановлением администрации с.п. Леуши от 27 декабря 2018 года № 348 были внесены изменения в постановление администрации с.п. Леуши № 252 от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши», которым уменьшены нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, вошедших в Терсхему ( т. 1 л.д. 9-17). Постановление обнародовано и вступило в законную силу.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Статьями 11 и ст.12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что административным ответчиком при принятии обжалуемого постановления № 251 от 18.12.2018 замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр не проводились. Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

Основания для внесения изменения в нормативы накопления ТКО административным ответчиком суду не представлены.

Суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление № 348 от 27.12.2018 администрацией с.п. Леуши в части определения нормативов накопления ТКО для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов принято без предусмотренных законом оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Обжалуемое постановление № 348 от 27.12.2018 применялось до принятия постановления администрации г.п. Кондинское от 27.07.2020 № 101 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши».

В ходе судебного разбирательства установлено, что обжалуемое постановление № 348 от 27.12.2018 признано утратившим силу постановлением администрации с.п. Леуши № 101 от 27.07.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши», которое опубликовано и обнародовано в установленном порядке и вступило в силу.

Указанным постановлением признаны утратившими силу постановление администрации с.п. Леуши от 14 мая 2018 года № 252 «Об утверждении нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Леуши»; постановление от 27 декабря 2018 года № 348 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Леуши от 14 мая 2018 года № 252 «Об утверждении нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Леуши».

Также указанным постановлением № 101 от 27.07.2020 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши, которые на момент разбирательства административного дела применяются для расчета платы за услуги по обращению с ТКО.

Установлено, что утвержденные указанным обжалуемым постановлением № 101 от 27.07.2020 нормативы накопления ТКО изменены по сопоставимым категориям объектов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения по весу и объему, в том числе нормативы накопления ТКО по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам увеличены по весу и уменьшены по объему.

Судом установлено и никем не оспаривается, что утвержденные указанным обжалуемым постановлением № 101 от 27.07.2020 нормативы накопления ТКО определены на основании проведенных замеров.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом (п.5).

Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (п. 6).

В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек (п. 7).

На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов ( п. 8).

Установлено, что для проведения замеров выбраны участки сельского поселения Леуши – с. Леуши, п. Лиственичный (по единственному объекту ДК п. Лиственничный).

Для проведения замеров определены менее 3 объектов по категориям многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома. При этом согласно представленным паспортам объектов и реестру контейнерных площадок всего в с. Леуши имеется 11 контейнерных площадок, на 9 из которых источником образования ТКО является жилищный фонд. Доказательств отсутствия на выбранном участке поселения (с. Леуши) необходимого количества объектов категории многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома для проведения замеров в количестве 3 объектов административным ответчиком не представлено.

В представленных ответчиком паспортах домовладения по ул. Волгоградской, 40 и по ул. Волгоградской, 56, с. Леуш, где проведены замеры, источник образования отходов (перечень жилых домов) отличается от источника образования отходов (перечня жилых домов), указанного в реестре контейнерных площадок по названным адресам.

В связи с изложенным невозможно оценить полноту и правильность проведенных замеров по указанным категориям.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории должны быть получены в результате замеров. Однако из показаний свидетеля ФИО4 установлено, что такие данные были получены для многоквартирных домов расчетным путем из-за невозможности разделить пакеты с отходами по источнику их образования.

Суд приходит к выводу, что проведенные замеры нельзя признать соответствующими требованиям постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269.

Ссылка административного ответчика на информацию о правильности замеров российского регионального оператора подлежит отклонению, поскольку не представлено достоверных сведений, какие документы направлялись администрацией с.п. Леуши в адрес РЭО. Кроме того из письма ППК РЭО от 11.06.2020 в адрес Департамента промышленности ХМАО-Югры установлено, что представленные сельским поселением Леуши материалы содержат данные о замерах по категории образования ТКО «домовладения», в представленных ведомостях отсутствует наименование расчетных единиц, паспорта объектов исследования. Представлены ли в дальнейшем в РЭО данные о замерах для иных категорий образования ТКО кроме «домовладения», административный ответчик суду не сообщил и доказательств не представил. После корректировки и представления дополнительных документов 16.09.2020 ППК РЭО сообщило что замеры и расчеты по дополнительным материалам произведены согласно Правил определения нормативов накопления ТКО.

Размер накопления нормативов ТКО влияет на окончательный размер платы потребителя за услуги по обращению с ТКО, на размер такой платы для юридических лиц, и в случае его неправильного определения нарушает права административного истца.

Суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление № 101 от 27.07.2020 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку административным ответчиком не доказано, что при его принятии выполнены требования постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 и постановления Правительства РФ от 25.12.2019 № 1815 о направлении обращения российскому экологическому оператору для получения рекомендаций в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления нормативов накопления ТКО для категорий образования ТКО кроме «домовладения».

Согласно ч. 2 ст.214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Установлено, что права административного истца в период действия обжалуемого постановления от 27.12.2018 № 348 были нарушены в связи с уменьшением нормативов накопления ТКО на территории с.п. Леуши, что повлекло уменьшение платы за услуги по обращению с ТКО и убытки административного истца ( т. 1 л.д. 18-25).

Оспариваемое постановление от 27.12.2018 № 348 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При указанных обстоятельствах производство по административному делу об оспаривании в части постановления от 27.12.2018 № 348 не может быть прекращено, имеются основания для удовлетворения административных исковых требований о признании указанного постановления недействующим.

Также имеются основания для признания недействующим постановления № 101 от 27.07.2020.

Разрешая вопрос о дате, с которой следует признать недействующими обжалуемые постановления, суд принимает во внимание следующее.

По смыслу закона и в соответствии с абзацем 5 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» согласно которым, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Установлено, что положения оспариваемых постановлений применялись и на основании этих нормативных актов были реализованы права граждан.

В связи с изложенным оснований для признания оспариваемого постановления от 27.12.2018 № 348 не действующими в части со дня его принятия, о признании оспариваемого постановления № 101 от 27.07.2020 не действующим со дня его принятия суд не усматривает. Обжалуемые постановления следует признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административным истцом при подаче административного иска уплачена государственная пошлина в установленном законом размере 4 500 руб.

Указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в связи с удовлетворением административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175- 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Леуши Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 348 от 27.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Леуши № 252 от 14.05.2018 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши» в части установления нормативов накопления для индивидуальных жилых и многоквартирных домов.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации сельского поселения Леуши № 101 от 27.07.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Леуши».

В остальной части административных исковых требований отказать.

Опубликовать решение суда в районной газете «Кондинский Вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации сельского поселения Леуши в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по уплате государственной пошлины 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 16 октября 2020 года.

Судья О.А. Косолапова