ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-184/20 от 27.05.2020 Пронского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2020 года г. Новомичуринск Рязанской области

Пронский районный суд Рязанской области в составе

председательствующего судьи Мухиной Е.С.,

с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области - Дамаевой О.П.,

при секретаре Алексеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Пронского района Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности на территории Орловского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области.

В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области не разработана муниципальная программа, включающая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренная ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Отсутствие единой муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Орловском сельском поселении Пронского муниципального района Рязанской области нарушает права граждан на безопасные условия, жизнь и здоровье.

В результате бездействия администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни и здоровье.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области; обязать администрацию муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области; установить срок для исполнения судебного решения - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Пронского района Рязанской области - Дамаева О.П. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрение административного дела в отсутствие представителя администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, административные исковые требования признает в полном объеме.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте его рассмотрения.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Пронского района Рязанской области - Дамаевой О.П., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пронского района Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности на территории Орловского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области.

В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области не разработана муниципальная программа, включающая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 2, 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности относятся разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области следует, что к вопросам местного значения Орловского сельского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, в связи с чем обязанность по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.

В судебном заседании также установлено, что согласно сообщению главы муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района не утверждена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику, суд считает заявленный административным истцом срок - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.

Обязать администрацию муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.

Установить администрации муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области срок для исполнения судебного решения - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Мухина