ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1850/20 от 09.09.2020 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2020 года г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Ким В.А.,

с участием представителя административного истца ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) по доверенности Карапетян Л.Л., представителя административного ответчика Николаева А.Б. по заявлению Миронова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1850/2020 по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) к Николаеву ФИО8 о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Николаеву А.Б. о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что за отчетный период – месяц январь 2019 года страхователи обязаны представлять сведения о застрахованных лицах в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Страхователь Николаев А.Б. представил в органы Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2019 года по электронным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока.

Специалистом Управления ПФР по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки направлен заказной корреспонденцией. Письменные возражения не представлены.

Заместитель начальника УПФР рассмотрел вышеуказанный акт и вынес по нему Решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч.4 ст.17 Закона №27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, в общей сумме 3500 руб. (январь 3500 руб. (500 руб. х 7 з/л) = 3500 руб.).

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако сумма штрафа на расчетный счет ПФР перечислена не была.

За отчетный период – 2018 года страхователи обязаны представлять сведения о страховом стаже застрахованных лиц в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Страхователь Николаев А.Б. не представил в органы Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за отчетный период 2018 год на ДД.ММ.ГГГГ.

Страхователь Николаев А.Б. представил в органы Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за отчетный период 2018 год по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока.

Специалистом Управления ПФР по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки был направлен заказанной корреспонденцией. Письменные возражения не представлены.

Заместитель начальника УПФР рассмотрел вышеуказанный акт и вынес по нему Решение от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Закона №27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, в общей сумме 7500: 2018 год (500 руб. х 7 з/л) + 2018 год (500 руб. х 8 з/л) = 7500 руб.

Требованиями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, однако сумма штрафа на расчет счет ПФР перечислена не была.

СЗВ-М 3500 руб. + СЗВ-СТАЖ 7500 руб. = 11000 руб.

На основании изложенного просит суд взыскать с должника Николаева А.Б. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период январь 2019 года, по форме СЗВ-М, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2018 года по форме СЗВ-СТАЖ 11 000 руб. для перечисления в соответствующий бюджет.

Кроме того ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) просило восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска. В обоснование своего заявления указало на следующее, ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) было подано в Арбитражный суд Тульской области заявление о выдаче судебного приказа на взыскание с должника Николаева А.Б. финансовых санкций. ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Тульской области вынес определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, в связи с прекращением Николаевым В.Б. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ Управление обратилось к мировому судье судебного участка Центрального судебного района г.Тулы с заявлением о выдаче судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка Центрального судебного района г.Тулы вынес определение об отказе в принятии заявления, в связи с истечением срока, предусмотренного п.2 ст.48 НК РФ.

В связи с тем, что заявление о выдаче судебного приказа ошибочно было подано в Арбитражный суд Тульской области, срок для подачи заявления по подсудности истек. На основании чего и просят восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу искового заявления.

Представитель административного истца ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) по доверенности Карапетян Л.Л. в судебном заседании просила восстановить ей срок на подачу административного иска, в связи с уважительной причиной его пропуска, а административный иск удовлетворить, пояснила, что обратилась в Арбитражный суд г. Тулы с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ ошибочно, так как не знала о том, что индивидуальный предприниматель Николаев А.В. прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. О том, что Арбитражный суд вынес определение от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, узнала ДД.ММ.ГГГГ, когда данная информация появилась на сайте Арбитражного суда. К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа обратилась только ДД.ММ.ГГГГ в связи с загруженностью на работе. Пояснила, что она одна работает по документам СЗВ-СТАЖ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на больничном.

Административный ответчик Николаев А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил о проведении судебного заседания в его отсутствие с участием его представителя Миронова Е.В.

Представитель административного ответчика Николаева А.Б. по заявлению Миронов Е.В. просил отказать в удовлетворении административных требований, о чем представил письменные возражения за подписью Николаева А.Б., также указал на пропуск срока для обращения с административным иском в суд и отсутствие уважительных причин для его восстановления.

Выслушав представителя административного истца ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) по доверенности Карапетян Л.Л., представителя административного ответчика Николаева А.Б. по заявлению Миронова Е.В., исследовав письменные доказательства по делу, материал по отказу в принятии заявления ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) , суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 3 и 23 Налогового кодекса РФ также регламентирую обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 названного Закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 14 этого же Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 приведенного Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Как предусмотрено статьей 1 вышеуказанного Федерального закона, отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В соответствии с пунктом 2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

- страховой номер индивидуального лицевого счета;

- фамилию, имя и отчество;

- дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

- дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

- периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

- суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

- периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

- документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 3п от 01.01.2017 «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц».

Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.

На основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).

Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ предусмотрено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

Согласно части 17 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с частями 18, 19, 20 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не определены.

В то же время статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.

Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, (вопрос № 1 разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике) основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Николаев А.Б. являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Как следует из административного иска за отчетный период – месяц январь 2019 года, страхователи обязаны представлять сведения о застрахованных лицах в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Страхователь Николаев А.Б. представил в органы Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2019 года по электронным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока.

Специалистом Управления ПФР по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки направлен заказной корреспонденцией. Письменные возражения не представлены.

Заместитель начальника УПФР рассмотрел вышеуказанный акт и вынес по нему Решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч.4 ст.17 Закона №27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, в общей сумме 3500 руб. (январь 3500 руб. (500 руб. х 7 з/л) = 3500 руб.).

Судом установлено, что ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) в адрес Николаева А.Б. ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором он обязан уплатить финансовую санкцию за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2-2.2 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ, в сумме 3500 руб. (л.д.48-49)

Указанную в требовании сумму финансовых санкций страхователю необходимо было уплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование об уплате финансовых санкций от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).

Основанием взимания финансовых санкций является Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 46)

Решение о привлечении страхователя к ответственности от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).

Данное решение было вынесено на основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен в ходе проверки проведенной с целью контроля правильности заполнения, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Размер штрафных санкций составляет 3500 руб. (л.д. 45)

Акт о выявленных нарушениях был направлен Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

Требование об уплате финансовых санкций от ДД.ММ.ГГГГ Николаевым А.Б. в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, требуемая сумма 3 500 руб. им не оплачена.

Как следует из административного иска за отчетный период – 2018 года страхователи обязаны представлять сведения о страховом стаже застрахованных лиц в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации п от ДД.ММ.ГГГГ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц».

Страхователь Николаев А.Б. не представил в органы Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за отчетный период 2018 год на ДД.ММ.ГГГГ.

Страхователь Николаев А.Б. представил в органы Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за отчетный период 2018 год по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока.

Специалистом Управления ПФР по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки был направлен заказанной корреспонденцией. Письменные возражения не представлены.

Заместителем начальника УПФР рассмотрены вышеуказанные акты и вынесены по ним Решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Закона №27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, в общей сумме 7500: 2018 год (500 руб. х 7 з/л) + 2018 год (500 руб. х 8 з/л) = 7500 руб.

Судом установлено, что ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) в адрес Николаева А.Б. ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором он обязан уплатить финансовую санкцию за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2-2.2 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ, в форме электронных документов, в сумме 3 500 руб. (л.д.31).

Указанную в требовании сумму финансовых санкций страхователю необходимо было уплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование об уплате финансовых санкций от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32)

Основанием взимания финансовых санкций является Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).

Решение о привлечении страхователя к ответственности от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Данное решение было вынесено на основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен в ходе проверки проведенной с целью контроля правильности заполнения, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Размер штрафных санкций составляет 3 500 руб. (л.д. 20)

Акт о выявленных нарушениях был направлен Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Требование об уплате финансовых санкций от ДД.ММ.ГГГГ Николаевым А.Б. в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, требуемая сумма 3 500 руб. им не оплачена.

Также судом установлено, что ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) в адрес Николаева А.Б. ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором он обязан уплатить финансовую санкцию за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п.2-2.2 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ в сумме 4000 руб. (л.д.41-42).

Указанную в требовании сумму финансовых санкций страхователю необходимо было уплатить до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование об уплате финансовых санкций от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 44)

Основанием взимания финансовых санкций является Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).

Решение о привлечении страхователя к ответственности от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 39)

Данное решение было вынесено на основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен в ходе проверки проведенной с целью контроля правильности заполнения, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Размер штрафных санкций составляет 4000 руб. (л.д. 35)

Акт о выявленных нарушениях был направлен Николаеву А.Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром УПФР в г.Туле Тульской области (межрайонное) переданной корреспонденцией для доставки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

Требование об уплате финансовых санкций от ДД.ММ.ГГГГ Николаевым А.Б. в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, требуемая сумма 4 000 руб. им не оплачена.

С ДД.ММ.ГГГГ ИП Николаев А.Б. прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 13).

Установленные судом обстоятельства достоверно подтверждаются письменными материалами дела. Доказательств уплаты предъявленных ко взысканию суммы страховых санкций, равно как и доказательств неполучения Николаевым А.Б. указанных требований суду не представлено.

Письменными доказательствами подтвержден факт направления пенсионным органом по адресу административного ответчика требований на уплату страховых санкций в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, административным ответчиком Николаевым А.Б. не были оплачены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумм 3 500 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумм 3 500 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумм 4 000 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как уже указывалось выше, статьей 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Обращаясь с настоящим иском, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу иска о взыскании с административного ответчика суммы штрафных санкций.

Разрешая данное ходатайство, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Николаева А.Б. финансовых санкций.

ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Тульской области вынес определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа в связи с его неподведомственностью арбитражному суду, так как ДД.ММ.ГГГГ ответчик Николаев А.Б. утратил статус индивидуального предпринимателя.

Доводы представителя административного истца о том, что им не было известно о том, что Николаев А.Б. утратил статус индивидуального предпринимателя и в связи с этим они изначально обратились в Арбитражный суд Тульской области, суд находит несостоятельными. Сведения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя имелись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, которые являются общедоступными. Ответственное должностное лицо Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное), при подготовки заявления в суд, должен был проверить данные сведения в целях определения подведомственности, однако это не сделал.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 (ред. от 07.02.2017) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет". Положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.

Основания для отказа и для возвращения иска на стадии рассмотрения вопроса о принятии его к производству предусмотрены статьями 127.1, 129 АПК РФ.

Следовательно, в случае отказа в принятии иска или его возврата до принятия иска к производству судебная защита не осуществляется и, соответственно, течение срока исковой давности не приостанавливается.

Как следует из пояснений представителя административного истца о вынесенном определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа в связи с его неподведомственностью арбитражному суду, им стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

Шестимесячный срок обращения в суд по требованию от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ, а по требованиям и от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец, при разумной осмотрительности соблюдения сроков обращения в суд, имел возможность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться к мировому судье соответствующего судебного участка за выдачей судебного приказа о взыскании сумм финансовых санкций по всем трем требованиям, либо по каждому требованию в отдельности.

Судом установлено, что ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) только ДД.ММ.ГГГГ (спустя месяц после вынесения определения Арбитражным судом Тульской области) обратилось к мировому судье судебного участка №77 Центрального судебного района г.Тулы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций с Николаева А.Б. по всем вышеуказанным требованиям на общую сумму 11 000 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №77 Центрального судебного района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Николаева А.Б. финансовых санкций, поскольку содержащиеся в нем требования не являются бесспорными в связи с истечением срока обращения в суд, предусмотренного ч.2 ст.48 НК РФ.

Мировым судей по существу заявление о взыскании финансовых санкций рассмотрено не было, а было возвращено заявителю в связи с пропуском срока обращения в суд.

Подтверждений того, что данный срок не был пропущен административным истцом, суду не представлено.

С данным административным иском ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) обратилось в суд общей юрисдикции также за пределами шестимесячного срока ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым конвертом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого пенсионный орган вправе обратиться в суд за взысканием финансовых санкций.

Вместе с тем, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) является специализированным государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

В данном конкретном случае своевременность подачи заявления о выдаче судебного приказа и административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, доводы о большом объеме работы и загруженности специалиста не могут являться уважительными, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском без уважительных причин.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонным) установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания финансовых санкций является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

Судебный приказ о взыскании с Николаева А.Б. финансовых санкций мировым судьей не выносился.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административный истец ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) в обоснование ходатайства не привел каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализовать право на обращение в суд в установленный законом срок.

Таким образом, пенсионным органом право на обращение в суд в установленные законом сроки не реализовано при отсутствии препятствий к совершению данных действий.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.

Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд административный истец уже утратил право на принудительное взыскание финансовых санкций с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 290 КАС РФ, суд

решил:

Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) отказать в восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.

В удовлетворении административного иска Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонного) к Николаеву ФИО9 о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2020

Судья: