№ 2а-1851/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гатчина 10 июля 2018 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гиренко М.В.,
при секретаре Цирулеве С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Ленинградской области, о признании бездействия незаконным и обязании представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного гидрологического заказника регионального значения «Глебовское болото» для постановки его на государственный кадастровый учет,
установил:
в обоснование исковых требований указано, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании задания прокуратуры Ленинградской области, проведена проверка реализации Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области полномочий и функций в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Проверкой установлено, что на территории Лужского, Гатчинского, Тосненского районов Ленинградской области расположен государственный природный заказник регионального значения «Глебовское болото», который учрежден Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области». Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 № 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утверждено Положение о государственном природном гидрологическом заказнике «Глебовское болото», которым определена его площадь – 14700 га и границы. Результаты проведенной проверки показали, что государственный природный заказник регионального значения «Глебовское болото» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Положением о государственном природном гидрологическом заказнике «Глебовское болото», Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области от 31.07.2014 года № 341 следует, что бездействие административного ответчика противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению. На основании изложенного, административный истец просит признать бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области незаконным и обязать представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного гидрологического заказника регионального значения «Глебовское болото» для постановки его на государственный кадастровый учет, установив срок для совершения указанных действий – 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеется уведомление о вручении судебной повестки.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседание, о чем в деле имеется уведомление о вручении повестки. Ранее представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 53-58), где указал, что с иском не согласен, просил в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве. Доводы административного ответчика основаны на том, что Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») не содержал требований о необходимости учета сведений об особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ) в государственном кадастре недвижимости. 01.01.2017 году вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым сведения об ООПТ, в том числе регионального значения, подлежат учету в реестре границ, входящем в состав ЕГРН. В отношении ООПТ, созданных до вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ, данный закон и принятые в его развитие подзаконные акты, не содержат каких-либо указаний и обязательных к исполнению требований, в том числе в части сроков направления сведений об ООПТ (созданных до 01.01.2017 года), для их учета в ЕГРН. Все ООПТ, в том числе ООПТ, расположенные в Гатчинском муниципальном районе, созданы до 01.01.2017 года. Отсутствие сведений об ООПТ, созданных до 01.01.2017 года, в ЕГРН не является нарушением порядка ведения ЕГРН и основанием для обязания уполномоченных органов исполнительной власти направить сведения об ООПТ в ЕГРН или признания бездействия таких органов по направлению сведений об ООПТ в ЕГРН незаконным.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеется уведомление о вручении судебной повестки.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалам проверки Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды – управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с п. «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния.
Изъятие из оборота или ограничение в обороте земель в границах ООПТ, в соответствии с абз. 1 ч. 4 и абз. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, является одним из основных правовых средств охраны ООПТ и их природных ресурсов и обеспечения публичных (как государственных, так и общественных) интересов в этом. Ограничение в обороте земель в границах ООПТ означает, что все земли или практически все земли в границах ООПТ будут находиться в государственной или муниципальной собственности. Это является одним из средств, направленных на сохранение целостности ООПТ, как природного комплекса, на осуществление действенного надзора и контроля за различными видами деятельности в их границах, охрану от негативного антропогенного влияния и ограждение их ресурсов от эксплуатации.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ определено, что особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 указанного закона в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года № 69, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории – описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ – для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.
В силу требований статьи 15 Федерального закона № 221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей до 1 января 2017 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, в течение пяти рабочих дней с даты вступления их в силу, в случае, если требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия решений.
Аналогичные требования к органам государственной власти и местного самоуправления в части внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
До 01.01.2017 года согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о зонах с особыми условиями использования территории, к которым, в том числе, относятся особо охраняемые природные территории, должны содержаться и в государственном кадастре недвижимости.
С 01.01.2017 года, в соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 1, 4 ст. 5 того же Закона, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Границы зон особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ст. 7 Федерального закона 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года № 341, установлено, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных в том числе с охраной окружающей среды и в частности в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 13 которого Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно нормам, указанным в статье 4 постановления Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 71 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» (в редакции, действующей на момент утверждения Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области) в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия) федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Учитывая приведенные нормы и установив, что границы особо охраняемой природной территории регионального значения «Глебовское болото», учрежденный решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области», в соответствии в требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, сведения о границах данной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что ответчиком в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось.
При этом, отсутствие в государственном реестре недвижимости сведений о государственном природном гидрологическом заказнике регионального значения «Глебовское болото» с ограничениями режима ее использования может привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного гидрологического заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.
Представленные по делу доказательства подтверждают нарушение ответчиком предусмотренной законом обязанности представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного гидрологического заказника регионального значения «Глебовское болото» для постановки его на государственный кадастровый учет, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.
При этом, доводы административного ответчика об отсутствии с их стороны бездействия суд оценивает критически, т. к. в настоящее время договоры на ООПТ Гатчинского района заключены не были, планируется постановка ООПТ Гатчинского района за 3-4 года.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что административный ответчик Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязан выполнить заявленные исковые требования в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного гидрологического заказника регионального значения «Глебовское болото» для постановки его на государственный кадастровый учет.
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного гидрологического заказника регионального значения «Глебовское болото» для постановки его на государственный кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 13.07.2018 г.