55RS0005-01-2019-002121-98 Дело № 2а-1853/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Резолютивная часть объявлена 19 июня 2019 года Мотивированное решение составлено 25 июня 2019 года Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Хандогиной К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению представителя ФИО1 – ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в порядке межведомственного взаимодействия, установил: административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (сокращенное наименование – Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в порядке межведомственного взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, Распоряжением администрации <данные изъяты> административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ жилое помещение переведено в нежилое (магазин товаров первой необходимости), получено уведомление о переводе <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, акт ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об изменении назначения здания. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении изменений в ЕГРН данных сведений, поскольку изменение назначение здания невозможно без акта ввода в эксплуатацию. Выражая несогласие с решением регистрационного органа, административный истец указывает на то, что в силу положений ч. 1 ст. 16 ЖК РФ и постановления Правительства «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» от ДД.ММ.ГГГГ уведомление администрации округа является основанием для изменения назначения здания. На основании изложенного, просит признать незаконным уведомление Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>; обязать административного ответчика осуществить изменение назначения из жилого помещения в нежилое объекта недвижимости с кадастровом номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В возражениях на административный иск заместитель руководителя Управления Росреестра по <адрес><данные изъяты> просит в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме. Указывает, что процедура изменения назначения здания с жилого на нежилое должна осуществляться в порядке, установленном ГрК РФ (ст. ст. 51, 52, 55) в рамках реконструкции на основании разрешения на реконструкцию с последующим вводом объекта в эксплуатацию на основании разрешения на ввод. В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО3 доводы административного иска поддержала в полном объеме. В судебном заседании представитель Управления Росреестра по <адрес> – ФИО4 полностью поддержала доводы возражений на административный иск. ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте его проведения. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 7-10). ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об изменении назначения здания (л.д. 109-110). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, поскольку представленные документы касаются перевода помещения, а заявление подано в отношении объекта капитального строительства, в то время как изменение назначения здания возможно на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 115). Судебным разбирательством также установлено и подтверждается материалами дела, что к регистрирующем органу ФИО1 обратилась с заявлением об изменении назначения здания на нежилое (л.д. 109-110). К заявлению были представлены распоряжение администрации <данные изъяты> округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым жилое помещение переведено в нежилое (магазин товаров первой необходимости) (л.д. 12, 111), уведомление главы администрации <данные изъяты> административного округа <адрес> о переводе жилого помещения в нежилое <данные изъяты> В силу ч. 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами. На территории муниципального образования <адрес> функции в сфере архитектуры и градостроительства осуществляет департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, который, в том числе, выдает разрешение на строительство объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (Положение «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>», утв. Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№). Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство в силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ обязан проверить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и установить произошли ли на объекте капитального строительства такие изменения, которые затрагивают ли конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности самого объекта капитального строительства. Согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Как следует из понятийного аппарата ст. 1 ГрК РФ, реконструкцией объектов капитального строительства является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14). Понятие реконструкции также определено в приложении «Справочное» нормативного документа «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденного приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ№, как комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований. «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования» являются действующим нормативно-правовым актом, распространяющимся на проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно. Нормы устанавливают дополнения и уточнения требований действующих Строительных норм и правил проектирования жилых зданий, их конструкций и систем инженерного оборудования, обусловленные объемно-планировочными и конструктивными особенностями реконструируемых и капитально ремонтируемых жилых домов. Таким образом, изменение назначения здания является ничем иным, как реконструкцией объекта капитального строительства. Из материалов дела следует и судебным разбирательством также установлено, что ФИО1 обращалась в Управление Росреестра с заявлением об изменении дополнительных характеристик здания, а не о государственной регистрации права на здание, для проведения которой существуют специальные требования по представлению на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, подтверждающих законность реконструкции объекта капитального строительства, в частности – разрешение на ввод созданного по результатам реконструкции объекта (нежилого здания) в эксплуатацию, выдаваемое, в свою очередь, на основании разрешения на строительство (реконструкцию). В частности, по правилам ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. По правилам, предусмотренным п. п. 9, 10, 11 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: 9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; 10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; 11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования. В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия – при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке). В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 названного Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 названного Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Вместе с тем порядок межведомственного информационного взаимодействия, который избрала ФИО1, обратившись в регистрирующий орган с заявлением об изменении дополнительных сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не может заменить собой административную процедуру получения разрешительной документации на реконструкцию объекта капитального строительства, поскольку администрация округа не наделена полномочиями на разрешение таких вопросов. Доводы административного истца и его представителя об обратном, суд считает несостоятельными. При этом представитель административного истца не отрицала в судебном заседании, что на разрешение вопроса о переводе жилого помещения в нежилое какая-либо проектная документация здания администрации округа не предоставлялась. Довод же стороны административного истца о том, что собственник вправе изменить назначение здание в силу ст. ст. 16 и 22 Жилищного кодекса Российской Федерации также подлежит отклонению, поскольку противоречит требованиям законодательства, регламентирующим обязательный контроль государства за обеспечением безопасности капитальных зданий, в частности путем выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) и последующего ввода в эксплуатацию таких объектов капитального строительства. Ссылка на соответствие назначения нового объекта виду разрешенного использования земельного участка, также не влечет отмену уведомления регистрирующего органа, по указанным выше основаниям, поскольку для эксплуатации же здания в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод в эксплуатацию данного здания в порядке ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Применительно к положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Такая совокупность в данном случае отсутствует. Учитывая изложенное, решение Управления Росреестра по <адрес> – уведомление об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица вынесено в соответствии с законом, оснований для его отмены и возложении обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не имеется. Основания для удовлетворения административного иска отсутствуют. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд решил: в удовлетворении административного искового заявления представителя ФИО1 – ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в порядке межведомственного взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> отказать. Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. мотивированное решение составлено 25.06.2019 года, не вступило в законную силу |