ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1855/20 от 17.03.2021 Чапаевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.о. Чапаевск Самарской области 17 марта 2021 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Викторовой О.А.,

при секретаре Хохловой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда Самарской области административное дело № 2А-222/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> к ФИО1о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца в лице МИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1о взыскании обязательных платежей.

В обоснование заявленных требований указал на то, что ФИО1является налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемых налоговых периодах обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок установленный законодательством о налогах и сборах. В установленный срок Должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, данное требование об уплате налога получено Ответчиком. В установленный срок Должник указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке. Инспекция обращалась к Мировому судье судебного участка № <Адрес обезличен> с заявлением о вынесении судебного приказа. <Дата обезличена> Мировым судьей судебного участка № <Адрес обезличен> был вынесен судебный приказ по административному делу <Номер обезличен> о взыскании с ФИО1задолженности по налогам и сборам. <Дата обезличена> определением Мирового судьи судебного участка № <Адрес обезличен> судебный приказ отменен. Просили суд взыскать с ФИО1задолженность в сумме <Номер обезличен> руб., в том числе: налог на доходы физических лиц с доходов за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пени в размере <Номер обезличен> руб.; транспортный налог за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пеня в размере <Номер обезличен> руб.; налог на имущество за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пеня в размере <Номер обезличен> руб.; земельный налог за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пеня в размере <Номер обезличен> руб..

Представитель административного истца – МИФНС <Номер обезличен> России по <Адрес обезличен> в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседании извещалась надлежащим образом, по адресу, указанному <Адрес обезличен><Адрес обезличен>.

Статьей 289 КАС РФ предусмотрено, что неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка сторон не была признана судом обязательной, суд, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Разрешая заявленные административные требования, суд исходит из следующего.

Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.

Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Судом установлено, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в качестве налогоплательщика.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу вышеуказанного, административный ответчик ФИО1 является налогоплательщиком транспортного и земельного налога, которые она обязана уплачивать в соответствии с требованиями ст. 23 НК РФ, так как на ее имя зарегистрированы транспортные средства, земельные участки и недвижимое имущество.

Из материалов дела следует, что ФИО1 направлялось налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате указанных налогов в срок до <Дата обезличена>, затем требование <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате указанных налогов в размере <Номер обезличен> рублей и пени в размере <Номер обезличен> рублей. Также административному ответчику было выставлено требование <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате вышеуказанных налогов в <Номер обезличен> рублей и пени в размере <Номер обезличен> рублей.

До настоящего времени образовавшаяся сумма задолженности по указанным налогам не погашена.

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Сроки предъявления требований о взыскании налоговой задолженности и обращения в суд с исковыми требованиями налоговым органом не нарушены.

<Дата обезличена> мировым судьей судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> был вынесен судебный приказ <Номер обезличен> о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> задолженности по обязательным платежам : по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за <Дата обезличена> г. налог в размере <Номер обезличен> руб., пени в размере <Номер обезличен> руб.; по транспортному налогу с физических лиц за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пени в размере <Номер обезличен> руб.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пени в размере <Номер обезличен> руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пени в размере <Номер обезличен> руб., всего в сумме <Номер обезличен> руб., а также о выдаче исполнительного листа о взыскании государственной пошлины в сумме <Номер обезличен> руб..

Определением мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> отменен судебный приказ о взыскании с административного ответчика налоговой задолженности.

В заявлении об отмене судебного приказа административным ответчиком, в том числе, указано на обстоятельства признания ее банкротом, и, в связи с чем, отсутствие по уплате задолженности по налогам.

Между тем, по мнению суда, в данном случае установленные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения ФИО1 от уплаты требуемой ко взысканию задолженности ввиду следующего.

Как предусмотрено положениями ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)» с момента признания гражданина банкротом наступают последствия, предусмотренные ст.ст. 213.11,213.30 Закона, в том числе: с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей. Срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим. Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения. Прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина. Снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения. Аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закона о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.

В силу статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ответу <Адрес обезличен><Адрес обезличен> от <Дата обезличена> (резолютивная часть оглашена <Дата обезличена>) в отношении ФИО2 (ФИО15) И.Н. введена процедура реструктуризации долга. Финансовым управляющим утверждена ФИО3.

Определением суда от <Дата обезличена> по делу № <Номер обезличен> заявление арбитражного управляющего ФИО3 об освобождении от исполнения обязанностей финансового управляющего должника удовлетворено. ФИО3 освобождена от исполнения обязанностей финансового управляющего должника-гражданина ФИО1.

Финансовым управляющим должника-гражданина ФИО1 утверждена ФИО4 (<Номер обезличен>, зарегистрирована в сводном государственном реестре арбитражных управляющих за <Номер обезличен>), <Адрес обезличен>

Финансовый управляющий представил отчет о ходе и результатах проведения реструктуризации долгов гражданина, реестр требований кредиторов, заявил ходатайство о признании ФИО1 несостоятельной (банкротом) и введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина.

Решением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> (резолютивная часть объявлена <Дата обезличена>) ФИО2 (ФИО19) И.Н. признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на <Номер обезличен> месяца. Финансовым управляющим должника утверждена ФИО4.

Определением суда от <Дата обезличена> ходатайство финансового управляющего ФИО4 о продлении срока процедуры реализации имущества гражданина, в отношении ФИО1удовлетворено. Продлен срок процедуры реализации имущества гражданина в отношении ФИО1на <Номер обезличен> месяцев. Назначено судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего о ходе проведения процедуры реализации имущества гражданина открытой в отношении должника ФИО1на <Дата обезличена> на <Номер обезличен> мин.

Определением суда от <Дата обезличена> в соответствии с частью 4 статьи 18 <Адрес обезличен> произведена замена судьи ФИО7, рассматривающего дело № <Номер обезличен> на судью ФИО8 В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае замены судьи в процессе рассмотрения Определением суда от <Дата обезличена> ходатайство финансового управляющего ФИО4 о продлении срока процедуры реализации имущества гражданина, в отношении ФИО1удовлетворено частично. Продлен срок процедуры реализации имущества гражданина в отношении ФИО1 на <Номер обезличен> месяца.

Определением суда от <Дата обезличена> ходатайство финансового управляющего ФИО4 о продлении срока процедуры реализации имущества гражданина, в отношении ФИО1, удовлетворено частично. Продлен срок процедуры реализации имущества гражданина в отношении ФИО1на <Номер обезличен> месяца. Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего назначено на <Дата обезличена> на <Номер обезличен> мин. дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.

Из ответа ФНС <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> установлено, что <Дата обезличена> Определением <Адрес обезличен><Адрес обезличен> по делу <Номер обезличен> заявление ФИО1о несостоятельности (банкротстве) признано обоснованным. В отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина. <Дата обезличена><Адрес обезличен> в отношении ФИО1введена процедуру реализации имущества гражданина сроком на <Номер обезличен>. <Дата обезличена> Межрайонная ИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> обратилась с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов ФИО1 Суммарная задолженность ФИО1 на дату подач заявления составляла <Номер обезличен> руб. (в том числе основной долг - <Номер обезличен> руб., пени - <Номер обезличен> руб.) В заявлении уполномоченного органа включены требования налогового органа, возникшие до возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ФИО5 В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом. <Дата обезличена><Адрес обезличен><Адрес обезличен> требования Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> включены в реестр требований кредиторов. Административное дело <Номер обезличен> по административному иску ФНС <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам (транспортный налог за <Дата обезличена> г. в размере - <Номер обезличен> руб., пеня - <Номер обезличен> руб.; налог на имущество за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб., пеня-<Номер обезличен> руб.; земельный налог за <Номер обезличен> г. в размере <Номер обезличен> руб., пени - <Номер обезличен> руб.) содержаться в требовании об уплате налога, сбора, взносов, пени, штрафа, процентов <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, соответственно после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

При указанных обстоятельствах, требуемые ко взысканию задолженности являются текущими платежами, в связи с чем от их уплаты административный ответчик не освобождается.

Доказательств оплаты требуемой ко взысканию задолженности по налогам административным ответчиком не представлено, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление МИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> к ФИО1, о взыскании задолженности по обязательным платежам.

Взыскать с ФИО1, ИНН: <Номер обезличен> задолженность по налогам в сумме <Номер обезличен> рублей <Номер обезличен> копеек, из которых: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен> рубля, пени в размере <Номер обезличен> рублей <Номер обезличен> копейки, транспортный налог за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен> рублей пени в размере <Номер обезличен> рублей <Номер обезличен> копеек, налог на имущество за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен> рубля, пени в размере <Номер обезличен> рублей <Номер обезличен> копеек, земельный налог за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен> рублей, пени в размере <Номер обезличен> рубля <Номер обезличен> копейка.

Взыскать с ФИО1, в доход местного бюджета госпошлину в размере <Номер обезличен> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Чапаевского городского суда Викторова О.А.

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2021 года