дело №2а-1856/2021
25RS0007-01-2021-003270-43
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 июля 2021 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Иващук А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №10 по Приморскому краю обратилась в Артемовский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1 380 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 178,44 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 35,01 руб.
В обоснование требований указано о принадлежности административному ответчику на праве собственности здания с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, являющееся объектом налогообложения, а также об осуществлении в период с <дата> по <дата> деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Административному ответчику начислен налог на имущество за 2015 год в размере 17 408 руб. со сроком уплаты до <дата>. Также ответчику начислены фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 025,81 руб. со сроком уплаты до <дата>, и на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 789,68 руб. со сроком уплаты до <дата>.
Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ ФИО1 начислены пени в указанном размере, и <дата> выставлено требование <номер> на сумму 3 953,03 руб. со сроком исполнения до <дата>.
По изложенному, ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ, налоговый орган просил суд взыскать с административного ответчика пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1 380 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 178,44 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 35,01 руб.
Представитель административного истца МИФНС России №10 по Приморскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен о рассмотрении спора, направили в суд ходатайство о слушании в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил в суд возражения относительно административных исковых требований, в которых выразил несогласие с предъявленными требованиями по причине пропуска административным истцом срока для обращения в суд за взысканием пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год. Дополнительно указал на отсутствие у Врио начальника МИФНС России №10 по Приморскому краю ФИО2 полномочий на подписание административного искового заявления и выдачу доверенности ФИО3 на представление интересов налогового органа в суде, по причине истечения 6-месячного срока полномочий. Полагал, что представленные налоговым органом документы заверены с нарушением установленного порядка, что также является нарушением положений ст.53 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ссылаясь на аренду в 2015 году Консульством Лаосской Народно-демократической Республики во Владивостоке помещения по адресу: <адрес>, наличие у него статуса Почетного консула Лаосской Народно-демократической Республики, полагал об освобождении его от уплаты от налога на имущество в отношении указанного объекта на основании ст.32 Венской конвенции, ст.20 Консульской Конвенцией между СССР и Лаосской Народно-демократической Республикой, принятой 06.04.1982 года (ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.08.1982 года №7795-Х).
При указанном, на основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассматривается без участия сторон.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными названным Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено указанным Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 названного Кодекса.
Согласно ст.401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, определены ст.ст.402-404 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой (п.2 ч.1 ст.6); при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в п.2 ч.1 ст.6 данного Федерального закона, применяются тарифы страховых взносов в размере 22 процента, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов, установленным ч.2.1 ст.22 данного Федерального закона (ч.2.2 ст.22); страхователи, указанные в п.2 ч.1 ст.6 данного Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (ч.1 ст.28).
Федеральным законом от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определено, что страхователями для работающих граждан, указанных в частях 1- 4 ст.10 названного Федерального закона, являются: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч.1 ст.11).
Согласно п.2 ч.1 ст.419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой.
Частью 5 ст.430 Налогового кодекса РФ определено, что в случае, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В силу ч.5 ст.432 Налогового кодекса РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 ч.1 ст.45 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (ч.4 ст.69 НК РФ).
В соответствии с ч.3 и ч.5 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно ч.1 ст.48 Налогового кодекса РФ является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата> ФИО1 являлся собственником здания с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, Лит.А, в период с <дата> по <дата> осуществлял предпринимательскую деятельность.
Поскольку сведений о переходе права собственности на указный объект недвижимого имущества не имелось, с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и налоговых ставок установленных в соответствии с ст.ст.402-404 Налогового кодекса РФ, налоговым органом ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год на общую сумму 17 408 руб. со сроком уплаты до <дата>.
Также, поскольку административный ответчик в период с <дата> по <дата> осуществлял предпринимательскую деятельность, ответчику начислены фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование в 2017 году в размере 4 025,81 руб. со сроком уплаты до <дата> и на обязательное медицинское страхование в размере 789,68 руб. со сроком уплаты до <дата>.
Обязанность по своевременной и полной уплате налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование ФИО1 не исполнена в установленные законом сроки, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ, ответчику начислены пени в указанном размере, <дата> в его адрес заказным письмом направлено требование <номер> на сумму 3 953,03 руб. со сроком исполнения до <дата>.
Сведений об исполнении ответчиком в полном объеме требований налогового уведомления и требования в материалы дела не представлено.
Одновременно, давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая положения ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю о взыскании со ФИО1 пени по налогу на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование удовлетворению не подлежат ввиду несоблюдения МИФНС России № 10 по Приморскому краю установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени.
Так, согласно ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержит ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, в силу которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данной частью.
При этом положениями ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 ч.2 данной статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Как следует из материалов дела, сумма пени по заявленным требованиям превысила 3 000 руб. по требованию <номер> от <дата> со сроком исполнения до <дата>, то есть шести месячный срок обращения в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций истекал <дата>.
К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился в феврале 2020 года, судебный приказ о взыскании с административного ответчика пени вынесен мировым судьей <дата>, который отменен определением от <дата>, тогда как с рассматриваемым исковым заявлением административный истец обратился в Артемовский городской суд <дата>, то есть по истечении установленного законом срока.
В соответствии с абз.4 ч.3 ст.48 Налогового кодекса РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Заявляя ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с названным исковым заявлением, налоговым органом не приведено доказательств наличия уважительности причин его пропуска.
В силу ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение МИФНС России № 10 по Приморскому краю установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Также заслуживают внимание доводы административного ответчика об освобождении его от уплаты пени по налогу на имущество в отношении здания с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, Лит.А.
Как следует из представленных административном ответчиком договоров аренды от <дата> и <дата>, указанный объект недвижимости в 2015 году находился в аренде у Консульства Лаосской Народно-демократической Республики во Владивостоке; и согласно уведомлению МИД РФ от <дата><номер> ФИО1 является Почетным консулом Лаосской Народно-демократической Республики во Владивостоке.
Согласно ст.32 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 года, консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Налоговые изъятия не распространяются на те сборы, пошлины и налоги, которыми по законодательству государства пребывания облагаются лица, заключившие договор с представляемым государством или с лицом, действующим от его имени.
В силу п.«b» ст.34 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 года, дипломатический агент освобождается от уплаты сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства. В иных случаях у дипломатического агента отсутствует право на льготу по налогу на имущество.
Статьей 20 Консульской Конвенцией между Союзом Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-демократической Республикой, принятой 06.04.1982 года (ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.08.1982 года №7795-Х) определено, что консульские помещения и жилые помещения консульских должностных лиц и сотрудников консульства, если это имущество находится в собственности или арендуется от имени представляемого государства или какого-либо физического или юридического лица, действующего от имени этого государства, а также сделки или документы, касающиеся приобретения указанного имущества, освобождаются от обложения или взыскания каких-либо налогов или иных подобных сборов любого вида. Указанные положения не относятся к уплате за конкретные виды обслуживания.
По изложенному, ФИО1 освобожден в 2015 году от уплаты налога на имущество в отношении здания с кадастровым номером 25:28:050038:4996, поскольку в указанный период являлся Почетным консулом Лаосской Народно-демократической Республики во Владивостоке, и в связи с арендой указанного здания в 2015 году Консульства Лаосской Народно-демократической Республики во Владивостоке.
Руководствуясь ст. 178-180, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление МИФНС России № 10 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании пени, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Артемовский городской суд.
Судья А.Н. Харченко