ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1858/20 от 27.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1858/20

55RS0003-01-2020-001969-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 27 июля 2020 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.

при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.

с участием помощника судьи Головко П.А.

рассмотрев по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29 А в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» обратилось в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» указало, что на основании вступившего ДД.ММ.ГГГГ в законную силу определения мирового судьи судебного участка в Первомайском судебном районе в г. Омске по гражданскому делу о повороте исполнения судебного решения, Филипповой М.И. был выдан исполнительный лист для осуществления поворота исполнения решения с возложением обязанности на Министерство финансов Омской области произвести Филипповой М.И. возврат денежных средств в размере 24.254,60 рублей. Филиппова М.И. предъявила вышеуказанный исполнительный лист в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области для взыскания задолженности. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении Министерства финансов Омской области (Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации»). Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административный истец возвратил постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В., приложив к нему уведомление о возврате, в котором пояснил, что обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке: исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя. В нарушение вышеуказанных норм судебным приставом-исполнителем постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес должника - Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», а не в Министерство финансов Омской области, которое осуществляет открытие и ведение лицевого счета должника. Также в Министерство финансов Омской области не были направлены оригинал исполнительного листа и банковские реквизиты взыскателя. На основании изложенного, Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» вернуло постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю без исполнения. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора, которое административному истцу она не направляла. Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» не было известно о существовании указанного постановления до ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи судебного участка в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу была исправлена описка, допущенная в наименовании юридического лица, обязанного произвести возврат денежных средств - Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» л/с 007.22.002.8. ДД.ММ.ГГГГ, после получения постановления о возбуждении исполнительного производства с приложенным к нему уведомлением о возврате от административного истца, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. направила Филиппову М.И. в Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» для того, чтобы она лично подала заявление о взыскании задолженности, при этом, Мкртчян Ю.В. не выдала на руки Филипповой М.И. оригинал исполнительного листа и не прекратила исполнительное производство. ДД.ММ.ГГГГ главный специалист правового отдела Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» Беккер К.А. проконсультировала представителя взыскателя Филипповой М.И. - Панфилову Л.А. о том, что ей необходимо подавать заявление в Министерство финансов по Омской области (в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника), а не в Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации». Также специалистом административного истца было составлено заявление в Министерство финансов по Омской области от имени взыскателя, чтобы ускорить процесс взыскания, что говорит о добросовестности и заинтересованности должника. Административный истец также пояснил представителю Филипповой М.И., что помимо заявления в Министерство финансов Омской области необходимо сдать оригинал исполнительного листа, который нужно забрать у судебного пристава-исполнителя. ДД.ММ.ГГГГ представитель Филипповой М.И. обратилась к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. с заявлением об окончании исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. вынесла постановление об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю. После получения на руки оригинала исполнительного листа, представитель Филипповой М.И. обратилась в Министерство финансов Омской области с заявлением о взыскании денежных средств с лицевого счета Бюджетного учреждения Омской области «Омский Центр Кадастровой оценки и технической документации». ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. вынесла постановление об окончании исполнительного производства, в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме. Данное постановление получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. не направляла административному истцу. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ-ИП (взыскание исполнительского сбора по делу от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с тем, что административный истец не получал постановление от ДД.ММ.ГГГГ было совершенно не ясно, откуда возник этот исполнительский сбор. В ходе телефонного разговора с судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. выяснилось, что это исполнительский сбор по делу Филипповой М.И. Только ДД.ММ.ГГГГ административный истец посредством электронной почты получил от судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. отсканированные материалы исполнительного производства -ИП, в котором содержится постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. Судебный пристав-исполнитель возбудила исполнительное производство в отношении Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», в следствии чего, взыскатель Филиппова М.И. не своевременно подала оригинал исполнительного листа в Министерство финансов Омской области для исполнения. Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Мкртчян Ю.В. установила срок для добровольного исполнения исполнительного документа пять дней, однако исполнительный лист в указанный срок не был ею выдан взыскателю. Таким образом, у Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» отсутствует вина за нарушение срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Просит суд освободить Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» Беккер К.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.

Филиппова М.И. в качестве заинтересованного лица в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в Первомайском судебном районе в г. Омске было вынесено определение, которым постановлено осуществить поворот исполнения мирового судьи судебного участка в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу , на Министерство финансов Омской области (Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации») возложена обязанность произвести возврат Филипповой М.И. денежных средств в размере 24.254,60 рублей, уплаченных в пользу Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа , выданного мировым судьей судебного участка в Первомайском судебном районе в г. Омске, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области было возбуждено исполнительное производство -ИП о возложении на Министерство Финансов Омской области (Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации») обязанности произвести возврат ФМИ денежных средств в размере 24.254,60 рублей, уплаченных в пользу Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации».

Из постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.

В связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с Министерства Финансов Омской области (Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации») исполнительского сбора в размере 50.000 рублей.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1.000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10.000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5.000 рублей, с должника-организации - 50.000 рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Из материалов административного дела следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ было получено Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о принятии входящей корреспонденции.

В соответствии с п. 5 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке: исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.

Пунктом 2 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрено, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.

Сведений о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП в Министерство финансов Омской области не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП было возвращено в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области вместе с уведомлением о его возврате.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области было вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП.

Оценивая доводы Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об отсутствии вины в неисполнении решения суда в установленный срок, суд находит их обоснованными.

Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.

При установленных судом обстоятельствах, а именно принимая во внимание причины неисполнения в срок исполнительного документа, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области.

Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по исполнительному производству -ИП, суд исходит из того, что у Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» отсутствовала объективная возможность для исполнения решения суда в пятидневный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2020 года.

Судья Н.Л. Усольцева