Дело №2а-185/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года г.Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тимонцева В.И.,
при секретаре Рудык А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием представителя административного ответчика ХКО «Чебаркуль старый» - ФИО1, административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к хуторскому казачьему обществу «Чебаркуль старый» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту решения – Управление, административный истец) обратилось в суд с административным иском к ХКО «Чебаркуль старый» (далее по тексту – некоммерческая организация, административный ответчик) о ликвидации и исключении данных из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска сослалось на то, что ХКО «Чебаркуль старый» зарегистрировано 20 июля 2011 года Управлением ФНС России по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, местом нахождения постоянно действующего руководящего органа ХКО «Чебаркуль старый» является адрес: <адрес>. В период с ---- по ---- Управлением проведена плановая документарная проверка административного ответчика на предмет установления соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренными учредительными документами, и действующему законодательству. При проведении проверки выявлены нарушения действующего законодательства. Так, в нарушение ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация не представила запрошенные Управлением документы, необходимые для проверки ее деятельности. Также ХКО «Чебаркуль старый» не представило документы, подтверждающие законность нахождения некоммерческой организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Кроме того, в нарушение п.1 ст.6 Федерального закона от 05 декабря 2005 года №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и п.10 Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 07 октября 2009 года №1124, обязательства казаков по несению вышеуказанных видов службы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления до настоящего времени не согласованы. В нарушение положений устава ХКО «Чебаркуль старый» и ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на проверку Управления административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие деятельность казачьего Круга, документы, подтверждающие избрание атамана, хуторского правления, казачьего круга чести, совета стариков и контрольно-ревизионной комиссии и их деятельность. Также в ходе документарной проверки выявлено, что устав некоммерческой организации противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: п.2 ст.54 ГК РФ в части указания места нахождения юридического лица, п.1, п.4 ст.65.2, п.2 ст.65.3 ГК РФ в части определения корпоративных прав и обязанностей членов организации, исключительной компетенции высшего органа управления – казачьего Круга. Кроме того, в уставе ХКО «Чебаркуль старый» содержатся указания на то, что некоммерческая организация имеет хуторское знамя и эмблему, однако, в ходе проведенной проверки фактов использования административным ответчиком эмблемы и знамени не выявлено, в связи с чем из устава подлежат исключению сведения об эмблеме и знамени либо ХКО «Чебаркуль старый» необходимо их разработать и включить описание эмблемы и знамени в устав. В соответствии с п.1 ст.123.15 ГК РФ казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05 декабря 2005 года №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы. Однако, ХКО «Чебаркуль старый» с момента государственной регистрации (20 июля 2011 года) по настоящее время не представило в Управление необходимые документы для внесения его в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, Управлением в адрес административного ответчика выносились предупреждения № от ---- и № от ----. Несмотря на предпринятые меры, выявленные в ходе проверки нарушения до настоящего времени ХКО «Чебаркуль старый» не устранены. Поскольку нарушения, допущенные административным ответчиком, являются неоднократными и грубыми, некоммерческая организация подлежит ликвидации (л.д.4-10).
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в суд не явился. Административный истец извещен о времени и месте судебного заседания, в направленном в суд заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.74, 75).
Представитель административного ответчика ХКО «Чебаркуль старый» - ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражал, суду пояснил, что истребованные в ходе проведения Управлением проверки документы не были представлены по причине их отсутствия. Также указал, что ХКО «Чебаркуль старый» избрание атамана, хуторского правления, казачьего круга чести, совета стариков и контрольно-ревизионной комиссии в установленные уставом сроки не проводилось.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика ХКО «Чебаркуль старый» - ФИО1, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В силу п.3 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.33 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.1, п.3 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу п.9 ст.63 ГК РФ, п.6 ст.22 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно п.4.1 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313, установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
В судебном заседании установлено следующее.
Некоммерческая организация – хуторское казачье общество «Чебаркуль старый» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером №, дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц ----. Местом нахождения указанной некоммерческой организации, в соответствии с уставом, является: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются уставом ХКО «Чебаркуль старый» (л.д17-28); выпиской из протокола учредительного Круга граждан МО «Чебаркульский городской округ» по созданию ХКО «Чебаркуль старый» № от ---- (л.д.14-16); выписками из ЕГРЮЛ (л.д.29-38).
Распоряжением начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области №214-р от 25 февраля 2019 года назначено проведение плановой документарной проверки в отношении ХКО «Чебаркуль старый», а у административного ответчика запрошены документы, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки (л.д.39-43). О проведении плановой проверки и необходимости предоставления документов в адрес ХКО «Чебаркуль старый» ---- Управлением направлено уведомление №, которое получено представителем административного ответчика ---- (л.д.44-46, 47-48).
При проведении проверки Управлением выявлено, что ХКО «Чебаркуль старый» не представило на проверку: информацию о деятельности юридического лица по выполнению уставных целей и задач; решения руководящих органов и должностных лиц юридического лица и иных органов юридического лица; документы, подтверждающие полномочия: лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, руководящего (исполнительного) органа, контрольно-ревизионного органа юридического лица на момент проведения проверки; печатные издания, в том числе изданные при реализации проектов и программ; материалы по конкретным направлениям деятельности юридического лица и проводимым мероприятиям по выполнению уставных целей, в том числе информацию об исполненных и исполняемых программах и проектах и отчеты по их выполнению, информацию о лицах, принимавших участие в реализации проектов и программ, материалы по проведению мероприятий с приложением документов, принятых по итогам их проведения; сведения о составе постоянно действующего руководящего органа; сведения об осуществляемой благотворительной деятельности; сведения об осуществляемой юридическим лицом деятельности, приносящей доход, а также об учрежденных (созданных) юридическим лицом коммерческих и некоммерческих организациях, средствах массовой информации, с указанием из полного наименования, места нахождения, Ф.И.О. руководителей, контактных телефонов; сведения о размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление; документы, подтверждающие создание и деятельность отделений, филиалов, представительств, материалы по характеру и порядку их деятельности; сведения об образовательной деятельности юридического лица, а также об учрежденных им образовательных учреждениях с указанием их полного наименования, места нахождения, Ф.И.О. руководителей, контактных телефонов и заверенные копии лицензий на право ведения образовательной деятельности; документы, подтверждающие соблюдение условий, порядка приобретения и утраты членства, а также порядок учета членов.
Также в ходе документарной проверки ХКО «Чебаркуль старый» не представлены документы, подтверждающие законность нахождения некоммерческой организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (<адрес>), поскольку копия гарантийного письма Муниципального учреждения культуры Чебаркульского городского округа «Центр досуга им.Горького», датированного 2011 годом, доказательством совершения сделки, предоставляющим административному ответчику право пользования указанным зданием, не является.
Кроме того, ХКО «Чебаркуль старый» не согласованы обязательства казаков по несению службы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что является нарушением п.1 ст.6 Федерального закона от 05 декабря 2005 года №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и п.10 Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 07 октября 2009 года №1124.
Помимо этого, административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие деятельность казачьего Круга, документы, подтверждающие избрание атамана, хуторского правления, казачьего круга чести, совета стариков и контрольно-ревизионной комиссии и их деятельность.
Также в ходе документарной проверки выявлено, что устав ХКО «Чебаркуль старый» противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: п.2 ст.54 ГК РФ в части указания места нахождения юридического лица, п.1, п.4 ст.65.2, п.2 ст.65.3 ГК РФ в части определения корпоративных прав и обязанностей членов организации, исключительной компетенции высшего органа управления – казачьего круга. Кроме того, в уставе ХКО «Чебаркуль старый» содержатся указания на то, что некоммерческая организация имеет хуторское знамя и эмблему, однако, в ходе проведенной проверки фактов использования административным ответчиком эмблемы и знамени не выявлено, в связи с чем из устава подлежат исключению сведения об эмблеме и знамени либо ХКО «Чебаркуль старый» необходимо их разработать и включить описание эмблемы и знамени в устав.
Выявленные Управлением в ходе проведения документарной проверки нарушения законодательства представителем административного ответчика ХКО «Чебаркуль старый» - ФИО1 в ходе судебного заседания не оспариваются.
В связи с выявлением нарушений законодательства Российской Федерации, административным истцом ---- в адрес ХКО «Чебаркуль старый» вынесено предупреждение № с требованием в срок до ---- устранить выявленные нарушения, проинформировать Управление о принятых мерах по их устранению и предоставить подтверждающие документы (л.д.49-53, 54-55).
Поскольку предупреждение № от ---- некоммерческой организацией исполнено не было, ---- Управление в адрес ХКО «Чебаркуль старый» направило повторное предупреждение № о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации с требованием в срок до ---- устранить выявленные нарушения, проинформировать Управление о принятых мерах по их устранению и предоставить подтверждающие документы, которое административным ответчиком также не исполнено (л.д.56-61, 62-63), что подтверждается объяснениями представителя административного ответчика ХКО «Чебаркуль старый» - ФИО1, данным им в судебном заседании.
В соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Согласно п.5 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Как следует из материалов дела, ХКО «Чебаркуль старый» не исполнило требования Управления о предоставлении информации о своей деятельности и документов, необходимых для проведения плановой документарной проверки; не представило документы, подтверждающие законность нахождения некоммерческой организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ; не согласовало обязательства казаков по несению службы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; не представило документы, подтверждающие деятельность органов управления некоммерческой организации; не привело положения устава в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 де6кабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Оценивая характер допущенных нарушений, суд пришел к выводу о том, что ХКО «Чебаркуль старый» допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, каких-либо мер по устранению указанных нарушений административным ответчиком не предпринято. Как следует из анализа представленных доказательств по делу, ХКО «Чебаркуль старый» в течение длительного времени не предприняло никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации (без избрания органов управления юридического лица) является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.
Поскольку ХКО «Чебаркуль старый» допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации ХКО «Чебаркуль старый» и исключении из ЕГРЮЛ сведений о данной некоммерческой организации, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области удовлетворить.
Ликвидировать хуторское казачье общество «Чебаркуль старый» (основной государственный регистрационный №).
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о хуторском казачьем обществе «Чебаркуль старый» (основной государственный регистрационный №).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 года
Судья Тимонцев В.И