ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-185/20 от 18.09.2020 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

№ 2а – 185/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Чупровой Е.О., при секретаре Подсвировой Е.Н., помощнике ФИО1, с участием старшего помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Прытковой М.В., представителя административного истца Погребняка В.И., представителя заинтересованного лица администрации Дальнереченского городского округа ФИО2, представителя заинтересованного лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску БГВ о признании недействующим в части нормативного правового акта администрации Дальнереченского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

БГВ обратилась в суд с административным иском о признании недействующим пункта 7.3 Устава Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа», утвержденного постановлением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части необходимости согласования кандидатуры на должность руководителя Учреждения с Думой Дальнереченского городского округа со дня его принятия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, как несоответствующий действующему законодательству. В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Дальнереченского городского округа утвержден Устав муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» (МКУ «Управление ЖКХ ДГО»). Постановление администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и Устав были опубликованы ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Дальнереченского городского округа <адрес> Является субъектом отношений, регулируемых Уставом МКУ «Управление ЖКХ ДГО», поскольку является начальником управления МКУ «Управление ЖКХ ДГО», что подтверждается распоряжением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-лс и трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 7.3 Устава МКУ «Управление ЖКХ ДГО» руководитель Учреждения назначается на должность и освобождается от должности на основании решения учредителя по согласованию с Думой Дальнереченского городского округа. Положение данного пункта в части необходимости согласования кандидатуры на должность руководителя учреждения с Думой Дальнереченского городского округа, противоречит законодательству Российской Федерации и Уставу Дальнереченского городского округа, является неопределенным, и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не определены правовые последствия отказа в даче согласия и основания такого отказа. Согласно пункту 2 статьи 19 Устава Дальнереченского городского округа, принятого решением муниципального комитета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 101 (в ред. Решения Думы Дальнереченского городского округа от 02.02.2018г ), органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, <адрес>, законам <адрес>, ранее принятым и не отмененным прямо и соблюдением процедуры их отмены, а также настоящему Уставу. Пункт 2 статьи 41 Устава Дальнереченского городского округа устанавливает полномочия главы администрации Дальнереченского городского, в соответствии с которым глава администрации: осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации города, полномочия по управлению предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности; назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации Дальнереченского городского округа, в соответствии со схемой управления городом. К полномочиям администрации <адрес> в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 42 Устава Дальнереченского городского округа относится принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (в ред. Решения Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 153). Исходя из содержания статей 21 и 22 Устава Дальнереченского городского округа вопрос согласования кандидатов на должность руководителей муниципальных казенных учреждений не относится к компетенции и полномочиям Думы <адрес>. Согласно ст. 61 Устава Дальнереченского городского округа, городской округ вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления Дальнереченского городского округа. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Уставом (часть 4 в ред. Решений Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 11, от ДД.ММ.ГГГГ N 153). В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 83-ФЗ). Из приведенной нормы следует, что законом не определено какой именно орган местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования или иной орган предусмотренный Уставом муниципального образования, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Однако данная норма Федерального закона содержит прямое указание на то, что такое назначение производит тот орган местного самоуправления, который осуществляет функции и полномочия учредителя. Согласование данного вопроса с каким-либо другим органом местного самоуправления Федеральный закон не предусматривает. Согласно п. 1.2 Устава МКУ «Управление ЖКХ ДГО» учредителем Учреждения является муниципальное образование Дальнереченский городской округ. В соответствии с п. 1.3 Устава МКУ «Управление ЖКХ ДГО» органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя учреждения является администрация Дальнереченского городского округа. Согласно п. 7.10.4 Устава МКУ «Управление ЖКХ ДГО» назначение руководителя Учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним относится к исключительной компетенции Учредителя. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя МКУ «Управление ЖКХ ДГО» в Дальнереченском городском округе входит в исключительную компетенцию администрации Дальнереченского городского округа как органа местного самоуправления осуществляющего функции и полномочия учредителя. Дума Дальнереченского городского округа таковым органом местного самоуправления не является. Пунктом 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждении производится в порядке, предусмотренном уставом. Вместе с тем это не означает, что данный порядок может ограничивать компетенцию органа местного самоуправления, которая предусмотрена федеральным законодательством. Положение пункта 7.3 Устава МКУ «Управление ЖКХ ДГО» о порядке (процедуре) назначения на должность и освобождения от должности руководителя МКУ «Управление ЖКХ ДГО», предусматривая право представительного органа местного самоуправления и ограничивая право исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, тем самым определяют полномочия органов местного самоуправления, то есть само назначение и освобождение от должности соответствующего руководителя лишь с согласия городской Думы, противоречит Федеральному закону и Уставу Дальнереченского городского округа. Данное противоречие Федеральному закону может повлечь её незаконное увольнение, что существенно затрагивает её трудовые права, установленные статьей 37 Конституции Российской Федерации и статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В соответствии с трудовым законодательством России работник не может быть уволен при отсутствии законных оснований. Распоряжением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-лс принята на работу на должность начальника управления МКУ «Управление ЖКХ ДГО» на срок со ДД.ММ.ГГГГ по 31.0.2022 и с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. Дальнереченский межрайонный прокурор посчитал данное распоряжение администрации незаконным и обратился в Дальнереченский районный суд с иском о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией Дальнереченского городского округа и ней на замещение должности начальника управления МКУ «Управление ЖКХ ДГО», обосновывая свои требования незаконными положениями Устава МКУ «Управление ЖКХ ДГО» о необходимости согласования кандидатуры начальника управления с Думой Дальнереченского городского округа. В настоящее время гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора находится на рассмотрении Дальнереченского районного суда. Результатом рассмотрения данного дела может явиться прекращение с ней трудового договора и незаконное увольнение, т.е. существует реальная угроза нарушения её трудовых прав.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Погребняк В.И.

Представитель административного истца по доверенности адвокат Погребняк В.И. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать недействующим пункт 7.3 Устава Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа», утвержденного постановлением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части необходимости согласования кандидатуры на должность и освобождения от должности руководителя Учреждения с Думой Дальнереченского городского округа, на уточненных требованиях административного иска настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации Дальнереченского городского округа по доверенности ФИО2 в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями, с учетом их уточнения, согласна в связи с тем, что решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействующими со дня принятия пункты 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 Положения «О порядке назначения на должность руководителей муниципальных учреждений Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснила, что не возражает на удовлетворение заявленных требований.

Заслушав представителя административного истца, представителей заинтересованных лиц, прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» (МКУ «Управление ЖКХ ДГО»).

Пунктом 2.2. постановления от ДД.ММ.ГГГГ определено, что учредителем учреждения является муниципальное образование Дальнереченский городской округ в лице администрации Дальнереченского городского округа.

Указанным постановлением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» (МКУ «Управление ЖКХ ДГО»).

В силу п. 1.3 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа», органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения является администрация Дальнереченского городского округа.

В соответствии с п. 7.2 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа», утвержденного постановлением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, управление учреждением осуществляется руководителем учреждения на принципах единоначалия на основании заключенного с ним трудового договора.

Распоряжением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-лс на должность руководителя муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» назначена БГВ, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с БГВ заключен срочный трудовой договор, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в Дальнереченский районный суд с иском о признании указанного распоряжения незаконным мотивируя необходимостью согласования кандидатуры начальника учреждения с Думой Дальнереченского городского округа.

Таким образом, БГВ в силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ является субъектом отношений, регулируемых Уставом муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа».

В соответствии с п. 7.3. Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» руководитель учреждения назначается на должность и освобождается от должности на основании решения учредителя по согласованию с Думой Дальнереченского городского округа.

Вместе с этим, положение п. 7.3 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» в части согласования кандидатуры на должность руководителя Учреждения с Думой Дальнереченского городского округа не соответствует нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также Уставу Дальнереченского городского округа.

Так, Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).

Согласно п. 2 Устава Дальнереченского городского округа, принятого решением муниципального комитета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, <адрес>, законам <адрес>, ранее принятым и не отмененным прямо и соблюдением процедуры их отмены, а также настоящему Уставу.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 3 статьи 18 Устава Дальнереченского городского округа структуру органов местного самоуправления Дальнереченского городского округа составляют: Дума Дальнереченского городского округа – выборный представительный орган Дальнереченского городского округа, состоящий из 19 депутатов; глава Дальнереченского городского округа – высшее выборное должностное лицо Дальнереченского городского округа; администрация Дальнереченского городского округа – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления; контрольно-счетная палата Дальнереченского городского округа орган внешнего муниципального финансового контроля Дальнереченского городского округа.

Статьями 21, 22 Устава Дальнереченского городского округа определены компетенция и полномочия Думы <адрес>, при этом исходя из содержания указанных статей согласование Думой Дальнереченского городского округа назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных учреждений не относится к компетенции и полномочиям Думы <адрес>.

В части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен перечень вопросов, решение которых находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, к числу которых вопросы согласования назначения на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных учреждений не отнесены.

Статьей 41 Устава Дальнереченского городского округа определены полномочия главы города, исполняющего полномочия главы администрации Дальнереченского городского округа, в соответствии с которой глава администрации Дальнереченского городского округа, в том числе, осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации города, полномочия по управлению предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности; назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации Дальнереченского городского округа, в соответствии со схемой управления городом.

В соответствии с п. 6 ст. 42 Устава Дальнереченского городского округа к компетенции администрации <адрес> относится принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно ст. 61 Устава Дальнереченского городского округа, городской округ вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления Дальнереченского городского округа.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Из содержания приведенных норм следует, что непосредственно федеральным законом, а также Уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления не наделен правом согласования назначения на должность руководителей муниципальных учреждений, а также освобождение их от должности.

Вместе с этим, в соответствии с п. п. 1.2 Положения «О порядке назначения на должности руководителей муниципальных учреждений Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ назначение руководителя на должность оформляется распоряжением главы администрации Дальнереченского городского круга на основании решения Думы Дальнереченского городского округа о согласовании соответствующей кандидатуры на должность руководителя муниципального учреждения.

Однако, решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление БГВ к Думе Дальнереченского городского округа об оспаривании Решения Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке назначения на должность руководителей муниципальных учреждений Дальнереченского городского округа» удовлетворено в части. Признаны недействующими со дня принятия пункты 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 Положения «О порядке назначения на должность руководителей муниципальных учреждений Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах пункт 7.3 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Дальнереченского городского округа в части предусматривающей согласование Думой Дальнереченского городского округа назначение на должность и освобождение от должности руководителя Учреждения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о данном судебном решении подлежит опубликованию в печатном издании, осуществляющем официальное опубликование нормативных правовых актов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст.178, 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск БГВ о признании недействующим в части п. 7.3 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия (с ДД.ММ.ГГГГ) пункт 7.3 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Дальнереченского городского округа», утвержденного постановлением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части, предусматривающей согласование Думой Дальнереченского городского округа назначение на должность и освобождение от должности руководителя Учреждения.

Обязать администрацию Дальнереченского городского округа опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21.09.2020.

Председательствующий Е.О. Чупрова