ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-185/2018 от 17.01.2018 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-185/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"17" января 2018 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

с участием:

представителя административного истца – МИФНС № 10 по СК ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

при секретаре судебного заседания Келасовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ставропольскому краю к ФИО3 о взыскании обязательных платежей,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 10 по Ставропольскому краю (далее МИФНС России № 10 по СК) обратилась в суд с административным иском к ФИО3 о взыскании обязательных платежей, в обоснование заявленных требований указав, что Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю (далее – Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. налогоплательщика ФИО3

Согласно главы 23 Налогового кодекса РФ ФИО3 является плательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии с п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Согласно ст. 227 НК РФ ФИО3 должна была самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате и предоставить в налоговый орган (п.5 ст. 227 НК РФ) соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

В силу ст. 23 НК РФ граждане обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, а также представлять в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по установленной форме.

Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход (ст. 209 НК РФ). В свою очередь, к налогооблагаемым доходам относятся доходы от реализации недвижимого имущества (пп.5 п.1 ст. 208 НК РФ).

В соответствии со статьей 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

В соответствии со статьей 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Выездная налоговая проверка в отношении ФИО3 проведена с 31.12.2015г. по 29.02.2016 г., что подтверждается решением о назначении проверки от 31.12.2015 №1224 и справки об окончании проведения выездной налоговой проверки от 29.02.2015 б/н.

По сведениям, поступающим в налоговый орган об объектах налогообложения и их правообладателях в соответствии со статьей 85 НК РФ ФИО3 осуществляла отчуждение (продажу) недвижимого имущества (квартир) находившееся в собственности менее 3-х лет по адресу: <адрес>, <адрес> (13 квартир).

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде за 2012- 2014 годы ФИО3 указывала в договорах купли - продажи недвижимого имущества (квартир) недостоверную заниженную стоимость, несоответствующую реальной сумме денежных средств, полученных ею за реализованные квартиры.

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии схемы ухода от налогообложения по налогу на доходы физических лиц путем манипулирования ценами при реализации недвижимого имущества физическим лицам.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 223 НК РФ – дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счет налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

Установлено, что ФИО3 получала доходы от реализации недвижимого имущества (квартир) в 2012,2013,2014 годах и сумма дохода составила 9587901.00 рублей.

Согласно ст. 23 НК РФ обязанностью налогоплательщика является уплата законно установленных налогов, сборов, статья 45 НК РФ указывает на самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 227 НК РФ ФИО3 должна была самостоятельно исчислить сумму налога за 2012, 2013 годы, подлежащие уплате и предоставить в налоговый орган (п.5 ст. 227 НК РФ) соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

В силу ст. 23 НК РФ граждане, подлежащие налогообложению, обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, а также представлять в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по установленной форме.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2012 -2013 годы в налоговый орган не представлена, налог не исчислен и не оплачен.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушении требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

При получении такими лицами доходов они должны исполнять налоговые обязанности, предусмотренные НК РФ для индивидуальных предпринимателей по уплате налогов.

За неисполнение обязанностей налогоплательщика своевременно перечислять в бюджет соответствующие суммы налога на доходы физических лиц в полном объеме в установленные законодательством сроки, в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

В соответствии с требованиями п.1 статьи 122 НК РФ за неуплату суммы налога установлена налоговая ответственность в размере 20 % от неуплаченной сумы налога.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000.00 рублей.

По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 28.04.2016 №09-11/000454 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику или его представителю. Течение указанного срока начинается на следующий день после даты вручения решения налогоплательщику, а истекает срок в соответствующее дате вручения число следующего месяца (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).

В нарушение ст. 45 НК РФ должник не исполнил обязанность по уплате налога. Плательщику в порядке и сроки, предусмотренные ст. 69, 70 НК РФ направлено налоговое требование от 08.07.2016 г. №1050 об оплате налога с просьбой погасить задолженность. До настоящего времени сумма налога в бюджет не уплачена.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого, уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с ст. 123.2 Кодекса административного судопроизводства РФ и ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась в Судебный участок мирового судьи г. Ессентуки Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа от 13.10.2016 года в отношении ФИО3 на взыскание задолженности по уплате налога, пени и штрафа в размере 872635.00 рублей.

Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 КАС РФ срок поступят возражения относительно его исполнения в соответствии с ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с ст. 123.7 КАС РФ Мировым судьей судебного участка №3 г. Ессентуки Ставропольского края вынесено определение от 11.01.2017 года об отмене судебного приказа о взыскании с ФИО3 сумм задолженности в размере 872635. 00 рублей.

Сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафу до настоящего времени в бюджет не уплачены.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с п.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 31, 48, Налогового кодекса РФ и ст. ст. 286 Кодекса Административного судопроизводства РФ, Межрайонная ИФНС России по Ставропольскому краю, административный истец просит взыскать задолженность с административного ответчика ФИО3 по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии с со ст. 228 НК РФ в размере 872635.00 рублей, из них: налог в размере – 429384.00 рублей, из них за 2012 год – 21184.00 рублей, за 2013 год – в размере 408200.00 рублей; пеня в размере – 124751.00 рублей; штраф в размере- 318500.00 рублей, из них за 2012 год – в размере 114400.00 рублей, за 2013 год – 204100.00 рублей. Возложить обязанность по уплате госпошлины на Ответчика ФИО3, а также указать в решении суда реквизиты перечисления платежа: Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю (Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю), (штраф).

В судебном заседании представитель МИФНС СК по доверенности ФИО1 поддержал административные исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить иск в полном объеме, при этом указал, что общая сумма задолженности ответчика ФИО3 по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ составляет 872 635.00 рублей, из них: налог в размере – 429384.00 рублей, из них за 2012 год – 21184.00 рублей, за 2013 год – в размере 408200.00 рублей; пеня в размере – 124751.00 рублей; штраф в размере- 318500.00 рублей, из них за 2012 год – в размере 114400.00 рублей, за 2013 год – 204100.00 рублей. Срок уплаты налога за 2012 год – 30.04.2013 года.

В отношении ФИО3 в период с 31.12.2015 г. по 29.02.2016 г. была проведена выездная налоговая проверка, которая выявила, что ФИО3 получала доходы от реализации недвижимого имущества (квартир) в 2012, 2013, 2014 годах и сумма дохода составила 9587901.00 рублей, а не 5 000 000 рублей, как ею указано в декларации за 2014 год..

Сторнирование налоговым органом начисленных ФИО3 сумм по налогу на имущество физических лиц было произведено в 2014 году, в связи с переплатой НДФЛ в размере 207 616 рублей, при этом сторнирование штрафных санкций не производилось, поскольку за 2014 год они не были начислены, а за 2012-2013 годы сторнирование не предусмотрено, так как декларации в 2012 и 2013 году ФИО3 представлены не были, налоги не уплачены. Доначисление налогов за 2012-2013 г.г. производилось налоговой инспекцией решением от 28.04.2016 года. Общая сумма составляет 872635.00 рублей, из них: налог налога составляет 429384.00 рублей, из них за 2012 год – 21184.00 рублей, за 2013 год – в размере 408200.00 рублей; пеня в размере – 124751.00 рублей; штраф в размере- 318500.00 рублей, из них за 2012 год – в размере 114 400.00 рублей, за 2013 год – 204100.00 рублей. Требование направлено было от 08.07.2016 отправлено ответчику 14.07.2016 года, что подтверждается реестром отправленной корреспонденции. Кроме того, представитель МИФНС России по СК указал, что в данном случае, к требованиям МИФНС России № 10 по СК не может быть применен срок исковой давности, поскольку налогоплательщику был доначислен налог по результатам налоговой проверки от 28.04.2016 года и ФИО3 предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в требовании по состоянию на 08.07.2016 г. И в данном случае, срок исковой давности исчисляется с даты вынесения решения налоговым органом.

В судебное заседание ответчик ФИО3 не явилась, о слушании административного дела уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленного, не явившегося ответчика.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению и пояснила, что она согласна с тем, что каждый гражданин обязан уплачивать законно установленные налоги, но в данном случае, она не усматривает вину ответчика ФИО3, поскольку недоимка налоговым органом была установлена в рамках налоговой проверки, которая была проведена только после предоставления ФИО3 декларации налогоплательщика за 2014 год, которая действительно пропустила срок представления декларации. Налогоплательщик ФИО3 рассчитала суммы самостоятельно, то есть налогоплательщик могла иметь какие - то затруднения в связи с этим. Однако, она не скрывалась, не скрывала информацию о полученных доходах и в её действиях не было умысла для того, чтобы уйти от уплаты налогов. Срок уплаты налогов установлен: за 2012 год – 30.04.2013 г., за 2013 – 30.04.2014 год, а, следовательно, уже истекли сроки взыскания в судебном порядке налогов, который составляет 3 года. Таким образом, срок взыскания налогов за 2012 год истек 30.04.2016 года, за 2013 год - 30.04.2017 года, а за 2014 год налог ответчику не начислялся. В связи с чем, просила применить к требованиям МИФНС России № 10 по СК срок исковой давности.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании п. 16 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

В силу ст.57 Конституции РФ Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Пунктом 1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Согласно ст.227 НК РФ ФИО3 должна была самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате и предоставить в налоговый орган (п.5 ст. 227 НК РФ) соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

В силу ст. 23 НК РФ граждане, подлежащие налогообложению, обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, а также представлять в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по установленной форме.

Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход (ст. 209 НК РФ). В свою очередь, к налогооблагаемым доходам относятся доходы от реализации недвижимого имущества (пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ).В соответствии со статьей 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

В соответствии со статьей 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Согласно главы 23 Налогового кодекса РФ ФИО3 в период времени 2012 - 2014 г.г. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, что и не оспаривается стороной ответчика.

Судом установлено, что налоговая декларация за 2012 год и 2013 год налогоплательщиком ФИО3 в налоговый орган в предусмотренные законом сроки, не предоставлялись, налоги не уплачивались.

При этом, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год представлена налогоплательщиком ФИО3 30.04.2015, рег. .

В декларации по форме 3-НДФЛ от 30.04.2015 г. налогоплательщиком ФИО3 отражена общая сумма доходов за 2014 год в размере 5000000.00 руб., в том числе: доход от продажи недвижимого имущества (13 квартир по адресу: <адрес>).

Согласно материалам дела, в период с 31.12.2015 г. по 29.02.2016 г. в отношении ФИО3 была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение о привлечении ФИО3 к налоговой ответственности.

Проверкой установлено, что на основании договора купли – продажи недвижимого имущества, приобретаемого с использованием кредитных средств банка от 10.06.2011 з ФИО3 приобрела у ФИО4 земельный участок, назначение: земли населенных пунктов – для строительства индивидуального жилого дома, площадью 600,0 кв. м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

ФИО3 выдано разрешение на строительство № Ru 26521304 – 553 многоквартирного жилого дома (количество этажей-3 единицы, количество квартир – 15 единиц) площадь жилого здания – 973,2 кв. м., строительный объем – 4034 куб. м. Постановление «Об утверждении градостроительного плана» Администрацией Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края выдано 13.03.2014г. . Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ФИО3 выдано № Ru Объект капитального строительства 15-ти квартирный 3-х этажный жилой дом литер «А».

Налоговый орган, учитывая неоднократность совершения сделок ФИО3 по продаже квартир, расположенных по адресу: <адрес>, а так же принимая во внимание тот факт, что реализованные квартиры по своему хозяйственному назначению не соответствуют характеристикам объекта, предназначенного для удовлетворения личных потребностей, а напротив, соответствуют признакам объекта, характерным для предпринимательской деятельности, пришел к выводу о наличии оснований для квалификации деятельности, связанной с реализацией квартир, в качестве предпринимательской деятельности и как следствие возникновение обязанности по исчислению и уплате налогов.

Для целей налогообложения в соответствии с положениями статьи 11 НК РФ, индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

При получении такими лицами доходов они должны исполнять налоговые обязанности, предусмотренные НК РФ для индивидуальных предпринимателей по уплате налогов.

Статьей 2 ГК установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Пунктом 1 статьи 23 ГК установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 4 статьи 23 ГК гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 ГК, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

При этом, как следует из решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выездной налоговой проверкой установлено, что в проверяемом периоде (2012-2014 г.г.) ФИО3 указывала в договорах купли-продажи недвижимого имущества (квартир) недостоверную заниженную стоимость, несоответствующую реальной сумме денежных средств, полученных ею за реализованные квартиры.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ – дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме.

В ходе проведения проверки налоговому органу были предоставлены данные Межрайонного отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 25.02.2016г., а также документы, представленные налогоплательщиком на проверку в соответствии с требованием о представлении документов от 14.01.2016 , согласно которым, в 2014 году ФИО3 реализовано недвижимое имущество в количестве 13 квартир в трехэтажном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на сумму 5 400 000 руб.

При этом, в результате проведенных опросов свидетелей и представленных свидетелями документов (расписок, предварительных договоров) налоговым органом было установлено, что ФИО3 получала доходы от реализации недвижимого имущества (квартир) в 2012, 2013 и 2014 годах и сумма дохода в проверяемом периоде (2012-2014) составила 9 587 901 рублей.

Так, в 2012 году размер дохода, полученного ФИО3, составил 2 200 000 руб.

Согласно ст.227 НК РФ ФИО3 должна была самостоятельно исчислить сумму налога за 2012 год, подлежащую уплате и предоставить в налоговый орган (п.5 ст. 227 НК РФ) соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а именно до 30.04.2013 года. Однако, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в налоговый орган не была представлена, налог не исчислен и не оплачен.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.

В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом, документов, подтверждающих произведенные расходы за 2012 год налогоплательщик ФИО3 не представила.

Если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.

Согласно расчёту налогового органа, налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц за 2012 год составила 1 760 000 руб. (2200000руб.- (2200000 руб. х 20%), при этом, а сумма не исчисленного и неуплаченного налога за 2012 год составила 228 800 руб. (1760000 руб. х 13%).

За неисполнение обязанностей налогоплательщика своевременно перечислять в бюджет соответствующие суммы налога на доходы физических лиц в полном объеме в установленные законодательством сроки, в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

В соответствии с требованиями п.1 статьи 122 НК РФ за неуплату суммы налога установлена налоговая ответственность в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Поскольку ФИО3 не была представлена налоговая декларация за 2012 год, то налоговым органом налогоплательщику были начислены штрафные санкции за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, сумма которых составила 68640 рублей.

Проверкой также было установлено, что сумма дохода, полученная ФИО3 в 2013 году, составила 3 925 000 рублей.

Согласно ст.227 НК РФ ФИО3 также должна была самостоятельно исчислить сумму налога за 2013 год, подлежащую уплате и предоставить в налоговый орган (п.5 ст. 227 НК РФ) соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а именно до 30.04.2014 года.

Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц за 2013 год составила 3140000 руб. (3925000 руб.- (3925000 руб. х 20%)), сумма не исчисленного и неуплаченного налога за 2013 год составила 408 200руб. (3140000 руб. х 13%).

Однако, ФИО3 в налоговый орган не была представлена декларация за 2013 год, и ей также были начислены штрафные санкции в размере 122 460 рублей, за 24 месяца просрочки, исходя из суммы налога в размере 408 200 рублей.

В рамках проведения налоговой проверки, было также установлено, что сумма дохода, полученная ФИО3 в 2014 году, составила 3462901 рублей.

Согласно документов, представленных налогоплательщиком вместе с деклараций по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ), сумма расходов в размере 271206,0 руб. сложилась из сумм, уплаченных и понесенных ФИО3, при строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Кроме того, сумма дохода также была снижена на 429 408,5 рублей, поскольку часть денежных средств, предоставляемых на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в сумме 429 408,5 рублей, за <адрес> по адресу: <адрес>, проданную ФИО3, поступили на лицевой счет ФИО3 только лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Помимо этого, в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014г. ФИО3 отражена сумма имущественного налогового вычета при приобретении дома и уплаченных процентов в размере 2 531 752,63 руб.

В связи с тем, что налогооблагаемая сумма излишне уплаченного ФИО3 налога по доходам 2014 года составила 207 616 руб., налоговым органом было произведено сторнирование суммы налога, подлежащей взысканию за 2014 год на сумму в размере 207 616 руб., что в судебном заседании было отмечено представителем истца, а также отражено в решении ИФНС России № 10 по СК от 28.04.2016 года.

При этом, доводы представителя административного ответчика ФИО2 о необходимости применения к требованиям административного истца сроков исковой давности, суд находит необоснованными ввиду следующего.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 28.04.2016 № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику или его представителю. Течение указанного срока начинается на следующий день после даты вручения решения налогоплательщику, а истекает срок в соответствующее дате вручения число следующего месяца (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).

Однако, в нарушение ст. 45 НК РФ должник ФИО3 не исполнила обязанность по уплате налога, в связи с чем, плательщику в порядке и сроки, предусмотренные ст. 69, 70 НК РФ, 14.07.2016 года было направлено налоговое требование от 08.07.2016 г. об оплате налога с просьбой погасить задолженность, что подтверждается списком заказных отправлений. До настоящего времени сумма налога ФИО3 в бюджет не уплачена.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ИФНС России по СК ФИО5 было принято решение о взыскании с ФИО3 налога (сбора), пени и штрафов через суд, в порядке ст. 48 НК РФ в размере 872635.00 рублей, из которых: налогов – 429 384 рубля, пени – 124751 рубль, штрафов – 318500 рублей.

Воспользовавшись своим правом и в соответствии со ст. 123.2 Кодекса административного судопроизводства РФ и ст. 48 НК РФ, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 3 г. Ессентуки Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа от 13.10.2016 года в отношении ФИО3 на взыскание задолженности по уплате налога, пени и штрафа в размере 872635.00 рублей.

Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 КАС РФ срок поступят возражения относительно его исполнения в соответствии с ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ, мировым судьей судебного участка №3 г. Ессентуки Ставропольского края вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа о взыскании с ФИО3 сумм задолженности в размере 872635. 00 рублей.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ (в ред. Закона N 324-ФЗ) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, МИФНС обратилась с административным исковым заявлением в установленный законом срок.

В обоснование заявленных возражений представителем административного ответчика указано, что поскольку сроком уплаты налогов за 2012 год является 30.04.2013 г. и за 2013 – 30.04.2014 год, то следовательно, к моменту обращения истца в суд с настоящим иском истекли сроки взыскания в судебном порядке налогов, который составляет 3 года. По мнению представителя административного ответчика срок взыскания налогов за 2012 год истек 30.04.2016 года, а за 2013 год - 30.04.2017 года.

Однако, данные доводы представителя административного ответчика, суд считает ошибочными, поскольку срок исковой давности в данном случае исчисляется с момента обнаружения недоимки по уплате налогов за 2012 и 2013 год, которая была выявлена в ходе проведения выездной налоговой проверки, проведенной за налоговый период 2012 г., 2013г. и 2014 г., в отношении ФИО3 По указанной проверке 28.04.2016 года было вынесено решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности.

Указанное решение налогового органа ФИО3 в предусмотренном законом порядке не оспорено и вступило в законную силу.

Таким образом, обязанность ФИО3 по уплате доначисленных в рамках налоговой проверки налогов за 2012 год и 2013 год, возникла с 19.08.2016 года, то есть с даты, указанной в налоговом требовании .

Однако, до настоящего времени, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, ФИО3 не уплачена, следовательно, административным истцом не пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском, установленный.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования о взыскании с ФИО3 задолженности по налогам и пени на общую сумму 872 635.00 рублей, из которых: налог в размере – 429384.00 рублей, из них за 2012 год – 21184.00 рублей, за 2013 год – в размере 408200.00 рублей; пеня в размере – 124751.00 рублей; штраф в размере- 318500.00 рублей, из них за 2012 год – в размере 114400.00 рублей, за 2013 год – 204 100.00 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ст. 333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. 19 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ МИФНС России № 10 по Ставропольскому краю освобождена от уплаты государственной пошлины, следовательно, в силу ст. ст. 103 ГПК РФ, 333.19 - 333.20 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5903 рубля 94 копейки.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю к ФИО3 о взыскании суммы обязательных платежей, удовлетворить.

Взыскать с административного ответчика ФИО3 задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии с со ст. 228 НК РФ в размере 872635.00 рублей, из них: налог в размере – 429 384.00 рублей, из которых: за 2012 год – 21184.00 рублей, за 2013 год – в размере 408200.00 рублей; пени в размере – 124 751.00 рублей; штраф в размере 318500.00 рублей, из них за 2012 год – в размере 114400.00 рублей, за 2013 год – 204100.00 рублей.

Реквизиты перечисления платежа: Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю (Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю),

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в размере 11926 рублей 35 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение составлено 22 января 2018 года.

Председательствующий Е.В. Иванова