Дело № 2а - 185/2020 Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оса 4 марта 2020 года
Осинский районный суд Пермского края в составе: судьи Павловой Н.Н., при секретаре Богомягковой Е.В.,
с участием представителя административного истца Кобелевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Осинского района Пермского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Осинского муниципального района о признании бездействия, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах г. Осы, повлекшим отсутствие на пешеходных переходах стационарного электрического освещения в темное время суток, незаконным,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Осинского района Кучукбаев Р.С., с учетом уточненных требований, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Осинского муниципального района о признании бездействия, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах г. Осы, повлекшим отсутствие на пешеходных переходах стационарного электрического освещения в темное время суток, незаконным, возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах улично-дорожной сети г. Осы, расположенных по адресам: перекресток <адрес> и <адрес> перекресток <адрес>; перекрёсток <адрес>; <адрес> (в районе дома <адрес><адрес> в районе <адрес>; пересечение <адрес> и пер<адрес><адрес>; пересечение <адрес>; пересечение <адрес>; пересечение <адрес>; пересечение <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес> пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес><адрес> в районе <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес> пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; <адрес> в районе <адрес> (<адрес><адрес> в районе <адрес>; <адрес> в районе <адрес> (<адрес>»); <адрес> в районе <адрес> (филиал ПАО «Сбербанк»); пересечение улиц Мелентьева и Маяковского; <адрес> в районе <адрес>а; <адрес> в районе <адрес>, (<адрес>»); <адрес> в районе <адрес>; <адрес> в районе <адрес>; <адрес> в районе <адрес> (<адрес> пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>; пересечение улиц <адрес>, в темное время суток в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Осинского района Пермского края совместно с ОГИБДД МО МВД России «Осинский» проведена проверка исполнения требований закона о безопасности дорожного движения. При проведении проверки осуществлен осмотр пешеходных переходов в г. Оса и установлено, что в темное время суток на пешеходных переходах отсутствует стационарное электрическое освещение, о чем составлен соответствующий акт. Согласно информации поступившей из ОГИБДД МО МВД России «Осинский» следует, что в период 2019 года на территории Осинского района произошло 9 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в том числе 3 из них, с наездом на пешеходов на пешеходных переходах. Одним из условий, сопутствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов на пешеходных переходах, явилось отсутствие стационарного электрического освещения в темное время суток. ОГИБДД МО МВД России «Осинский» в адрес главы администрации Осинского муниципального района было вынесено представление с требованием устранить нарушения и организовать работу наружного освещения на всех пешеходных переходах, расположенных в границах Осинского городского поселения. По результатам рассмотрения представления в адрес начальника ОГИБДД МО МВД России «Осинский» поступил ответ, что исполнить требования, указанные в предписании, не представляется возможным ввиду принятия депутатами Думы Осинского городского округа решения об отказе в принятии на 2018-2020 г.г. расходных обязательств по вопросам местного значения Осинского городского поселения в сфере дорожной деятельности обеспечения безопасности дорожного движения и организации электроснабжения. Отсутствие стационарного освещения в темное время суток на пешеходных переходах, расположенных в границах г.Осы, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей и противоречит требованиям Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральному Закону № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», Федеральному Закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Кобелева Ю.В. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Лихачев И.В. в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие, представил суду письменное заявление, из которого следует, что в соответствии со ст. 4 Закона Пермского края от 23.02.2019 № 356-ПК «Об образовании нового муниципального образования Осинский городской округ» администрация Осинского муниципального района с 11.03.2019 г. до формирования администрации Осинского городского округа (до 11.03.2020 г.) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ. Исполнительно-распорядительные функции Осинского городского поселения осуществляются в рамках доведения денежных средств из бюджета органа местного самоуправления. Денежных средств на организацию стационарного электронного освещения на пешеходных переходах улично- дорожной сети г. Осы в ночное время не выделено. При формировании администрации Осинского городского округа будет рассматриваться вопрос о выделении денежных средств из бюджета Осинского городского округа.
Представитель заинтересованного лица – МО МВД России «Осинский» Бушмкин А.С. просил административный иск удовлетворить, представил суду акт выявленных недостатков в содержании дорог от 03.03.2020, согласно которому в нарушение п.4.6.1.16 ГОСТа Р 52766-2007 на пешеходных переходах в темное время суток отсутствует стационарное электрическое освещение.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав. свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
В силу статьи 1 названного Федерального закона задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (ред. от 28.08.2018) утвержден национальный стандарт «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.»
Пунктом 6.9.4 названного национального стандарта предусмотрено, что стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов в виде неработающих светильников и отказов в работе наружных осветительных установок.
В соответствии с п.п. 4.6.1.16 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населённых пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что автодорога протяженностью 33,8 км. внутри населённого пункта г.Оса включена в перечень объектов муниципальной собственности Осинского муниципального района, передаваемых в собственность Осинского городского поселения на основании Закона Пермского края от 18.12.2006 № 3412 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района.
При обследовании улично-дорожной сети установлено ненадлежащее содержание пешеходных переходов и отсутствие в темное время суток освещения на территории Осинского района, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д.18).
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог от 03.03.2020, представленного в судебное заседание, следует, что на участках автомобильных дорог <адрес>, перекресток <адрес> и <адрес>, перекресток <адрес> и <адрес>, перекресток <адрес> и <адрес>, перекресток <адрес> и <адрес>, перекресток <адрес> и <адрес>, перекресток <адрес> и <адрес> в темное время суток отсутствует стационарное электрическое освещение.
К представленным суду актам приобщены фотографии, подтверждающие выявленные недостатки в содержании дорог.
08.11.2019 в адрес главы администрации Осинского муниципального района направлено представление об организации в темное время суток работу наружного освещения на всех пешеходных переходах, расположенных в границах Осинского городского поселения, согласно требованиям п.4.6.1.16 ГОСТа 52766-2007 (л.д.13).
19.11.2019 поступил ответ начальнику ОГИБДД МО МВД России «Осинский» поступил ответ о том, что представление исполнить не представляется возможным в связи с тем, что администрация Осинского муниципального района выполняет полномочия в рамках утвержденного бюджета Осинского городского поселения (л.д. 12).
Таким образом, дав оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что суду со стороны административного истца представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в частности, отсутствие стационарного освещения в темное время суток на пешеходных переходах, расположенных в границах г.Осы, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей и противоречит требованиям Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральному Закону № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», Федеральному Закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При этом представителем административного ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о соответствии их действий требованиям действующего законодательства и принятия мер для устранения выявленных нарушений.
Вместе с тем, само по себе отсутствие денежных средств для исполнения обязанности по освещению улиц, как на это ссылается административный ответчик, не является обстоятельством исключительного характера, администрацией не представлено доказательств принятия мер к устранению нарушений.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией Осинского муниципального района нарушаются требования законодательства в сфере дорожного движения, а именно - не установлено освещение на пешеходных переходах в темное время суток, находящихся в границах Осинского муниципального района, что влияет на безопасность дорожного движения, затрагивает интересы неопределенного круга граждан, проживающих и находящихся на территории района, бездействие администрации является незаконным, в связи с чем исковые требования прокурора Осинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд также удовлетворяет требования о возложении исполнения данной обязанности в срок, заявленный административным истцом, считая, что данный срок является разумным для исполнения решения и приведет к восстановлению нарушенных прав неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Осинского района Кучукбаева Р.С. удовлетворить.
Признать бездействие администрации Осинского муниципального района, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах г.Осы, повлёкшим отсутствие на пешеходных переходах стационарного электрического освещения в темное время суток, незаконным.
Обязать администрацию Осинского муниципального района организовать стационарное электрическое освещение на пешеходных переходах улично-дорожной сети г. Осы, расположенных по адресам:
- перекресток улиц <адрес>
- перекресток улиц <адрес>;
- перекрёсток улиц <адрес>
- <адрес> (в районе дома <адрес>
- пересечение <адрес> и пер. <адрес>
- пересечение <адрес>;
-пересечение <адрес>;
-пересечение <адрес>;
- пересечение <адрес>;
- пересечение <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- <адрес> в районе <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
- <адрес> в районе <адрес> (<адрес>»);
- <адрес> в районе <адрес>;
- <адрес> в районе <адрес> (филиал <адрес>»);
- пересечение улиц <адрес>;
- <адрес> в районе <адрес>
<адрес> в районе <адрес>, (<адрес>
- <адрес> в районе <адрес>;
- <адрес> в районе <адрес>;
<адрес> в районе <адрес> (<адрес>»);
- пересечение улиц <адрес>;
-пересечение улиц <адрес>;
-пересечение улиц <адрес>;
- пересечение улиц <адрес>;
пересечение улиц <адрес>, в темное время суток в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Осинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2020.
судья: подпись
Копия верна
Судья – Н.Н. Павлова