ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-185/2021 от 02.04.2021 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Мотивированное решение изготовлено: 02.04.2021.

Дело № 2а-185/2021

УИД 27RS0021-01-2021-000158-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Переяславка 31 марта 2021 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Абузярова А.В., при секретаре судебного заседания Кузьменко М.С., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кусовой О.В., представителей административных ответчиков Аверьянова А.А., действующего на основании доверенностей № 3-1/18 от 22.01.2020, б/н от 30.03.2021, Латышева И.Н., действующего на основании доверенностей № 1-14/1441 от 22.08.2019, № 73 от 06.05.2019, Лебедева Е.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора района имени <адрес> к МБОУ СОШ рп.Мухен муниципального района имени <адрес> об обязании оснастить медицинский блок, к администрации муниципального района имени <адрес>, Управлению образования администрации муниципального района имени <адрес>, Финансовому управлению администрации муниципального района имени <адрес>, Собранию депутатов муниципального района имени <адрес> об обязании обеспечить финансирование оснащения медицинского блока,

УСТАНОВИЛ:

прокурор района имени <адрес> обратился в суд с иском к МБОУ СОШ рп. Мухен об обязании оснастить медицинский блок специальным оборудованием и материалами, к администрации муниципального района имени <адрес> об обязании обеспечить финансирование оснащения медицинского блока, указав, что прокуратурой района имени <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении в образовательных учреждениях района имени Лазо.

В силу положений ч. 1 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований указанного федерального закона Министерством здравоохранения Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», согласно п. 4 которого организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Приложением к этому приказу утвержден стандарт оснащения медицинского блока отделения организаций медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

В ходе проверки, проведенной в образовательных учреждениях установлено, что медицинский блок МБОУ СОШ <адрес> не соответствует стандарту, а именно отсутствуют: тонометр с возрастными манжетами в количестве 1 шт., светофонендоскоп в количестве 1 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 4 шт., плантограф, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), жгут кровоостанавливающий резиновый 2 шт., зонды желудочные разных размеров 4 шт., термоконтейнер для транспортировки медицинских имуннобиологических препаратов 1 шт., бикс малый 2 шт., корцанг 4 шт.

Учитывая тот факт, что МБОУ СОШ <адрес> являются муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем данных учреждений является администрация муниципального района имени Лазо, из-за отсутствия достаточного финансирования образовательной организации в школах не созданы полноценные условия для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних воспитанников, что нарушает права воспитанников на охрану жизни и здоровья, здорового образа жизни.

В связи с этим, прокурор просит обязать МБОУ СОШ <адрес> муниципального района имени <адрес> в течение года со дня вступления в законную силу решения суда оснастить медицинский блок, размещенный в помещении указанного образовательного учреждения медицинскими изделиями в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, являющимся приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», а именно: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 шт., светофонендоскопом в количестве 1 шт., динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 4 шт., плантографом, комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» 1 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), жгутом кровоостанавливающим резиновым 2 шт., зондами желудочными разных размеров 4 шт., термоконтейнером для транспортировки медицинских имуннобиологических препаратов 1 шт., биксом малым 2 шт., корцангом 4 шт.

Кроме этого, прокурор просит суд обязать администрацию муниципального района имени <адрес> в течение года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование оснащения медицинского блока, размещенного в помещении указанного образовательного учреждения МБОУ СОШ <адрес> медицинскими изделиями, а именно профинансировать приобретение: тонометра с возрастными манжетами в количестве 1 шт., светофонендоскопа в количестве 1 шт., динамометра кистевого 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 4 шт., плантографа, комплекта воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» 1 шт., аппарата искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), жгута кровоостанавливающего резинового 2 шт., зондов желудочных разных размеров 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских имуннобиологических препаратов 1 шт., бикса малого 2 шт., корцанга 4 шт., в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, являющимся приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования администрации муниципального района имени <адрес> освобождено от участия в деле в качестве третьего лица и привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Этим же определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены – Финансовое управление администрации муниципального района имени <адрес>, Собрание депутатов администрации муниципального района <адрес>. Также суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.

Представитель административного истца – помощник прокурора района имени Лазо ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель административных ответчиков – МБОУ СОШ рп. Мухен муниципального района имени <адрес> и Управления образования администрации муниципального района имени <адрес>ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования признал в части необходимости оснащения медицинского блока, размещенного в помещении названного учреждения образования, медицинскими изделиями в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока, указав, что Управление образования администрации муниципального района имени Лазо для этого образовательного учреждения является главным распорядителем бюджетных средств. В 2021 году денежные средства на эти цели указанной школе не распределись. Необходимые средства будут выделяться только школам с наибольшим количеством учащихся. В связи с этим, ФИО4 не согласен со сроками устранения выявленных прокурором нарушений, считает, что вопрос оснащения медицинского кабинета в школе <адрес> возможно решить только в течение пяти лет.

Представитель административных ответчиков – администрации муниципального района имени <адрес> и Собрания депутатов администрации муниципального района имени <адрес>ФИО5 в судебном заседании с административными исковыми требованиями согласился частично, указал, что иск подлежит удовлетворению в части оснащения медицинского блока, размещенного в МБОУ СОШ рп. Мухен, медицинскими изделиями в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока, в остальной части административного иска просил отказать. Кроме этого, ФИО5 считает, что устранить выявленные прокурором нарушения и оснастить медицинский блок в соответствии с предъявляемыми требованиями возможно в течение 3 лет.

Представитель административного ответчика – Финансового управления администрации муниципального района имени <адрес>ФИО6 в судебном заседании исковые требования признал в части необходимости оснащения медицинского блока, размещенного в названном учреждении образования, медицинскими изделиями. В части возложения на Финансовое управление обязанности обеспечить финансирование оснащения медицинского блока, размещенного в помещении указанного образовательного учреждения, просил отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, согласно которым исходя из п. 1.6 Устава МБОУ СОШ рп. Мухен и выписки из ЕГРЮЛ учредителем этого образовательного учреждения является муниципальный район имени <адрес>.

При этом, функции и полномочия учредителя от имени муниципального района имени Лазо осуществляет Управление образования администрации муниципального района имени Лазо. Согласно ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с названным Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с БК РФ и решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном районе имени Лазо, в котором указаны полномочия участников бюджетного процесса. В ст. 8 этого Положения перечислены полномочия администрации муниципального района имени Лазо, в ст. 9 – полномочия Финансового управления. Согласно ст. 4 названного Положения и распоряжения администрации муниципального района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра «О подведомственности распорядителей и получателей средств районного бюджета, главным распорядителем средств районного бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» Управление образования администрации муниципального района имени Лазо является главным распорядителем бюджетных средств в отношении муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования.

В ст. 10 Положения о бюджетном процессе главный распорядитель бюджетных средств обладает полномочиями, установленными БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Управление образования муниципального района имени <адрес>, исходя из имеющихся полномочий, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований и распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственности распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Финансовое управление муниципального района имени Лазо организует составление проекта бюджета и не имеет полномочий в части распределения лимитов и бюджетных ассигнований.

Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В силу ч. 1 ст. 54 Федерального закона №323-ФЗ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Уставом МБОУ СОШ рп. Мухен установлено, что учреждение является некоммерческой организацией, юридическим лицом, собственником имущества которой является муниципальный район имени Лазо, учредителем МБОУ СОШ рп.Мухен является муниципальный район имени <адрес>. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального района имени Лазо осуществляет Управление образования администрации муниципального района имени <адрес>.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях» (далее – Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним) предусмотрено, что несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в числе прочего в виде первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной (п. 3).

Согласно п. 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Исходя из п. 11 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение к названному Порядку).

Приложением к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним утвержден стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района имени <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверочных мероприятий в отношении МБОУ СОШ рп. Мухен с целью проверки соблюдения требований законодательства в области охраны здоровья несовершеннолетних.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в деятельности МБОУ СОШ рп. Мухен выявлены нарушения требований законодательства, а именно медицинский кабинет, находящийся в ведении МБОУ СОШ рп. Мухен недостаточно оборудован необходимыми приборами и инструментами. Медицинский кабинет не оснащен: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 шт., светофонендоскопом в количестве 1 шт., динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 4 шт., плантографом, комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» 1 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), жгутом кровоостанавливающим резиновым 2 шт., зондами желудочными разных размеров 4 шт., термоконтейнером для транспортировки медицинских имуннобиологических препаратов 1 шт., биксом малым 2 шт., корцангом 4 шт.

Факт ненадлежащего оснащения медицинского блока, расположенного в названном учреждении образования, представителями административных ответчиков в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Отсутствие необходимых условий для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних воспитанников нарушает их права на охрану жизни и здоровья, здоровый образ жизни, в связи с этим, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Положениями ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федерального закона № 7-ФЗ) определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Муниципальное задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Тем самым публичные образования принимают на себя необходимые расходы по выполнению задания. Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что МБОУ СОШ рп. Мухен является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является муниципальный район имени <адрес>, при этом, функции и полномочия учредителя от имени муниципального района имени <адрес> осуществляет Управление образования администрации муниципального района имени <адрес>, обязанность обеспечить финансирование оснащения медицинского блока данного образовательного учреждения необходимо возложить на Управление образования администрации муниципального района имени <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая, характер допущенных нарушений требований федерального законодательства, возможную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также факт того, что мероприятия по оснащению медицинского блока требуют временных затрат, суд полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений – в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая его разумным и достаточным.

Принимая во внимание изложенное, исследовав представленные доказательства, в том числе доводы сторон, письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора района имени <адрес> к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе рабочего поселка Мухен муниципального района имени <адрес> об обязании оснастить медицинский блок, к администрации муниципального района имени <адрес>, Управлению образования администрации муниципального района имени <адрес>, Финансовому управлению администрации муниципального района имени <адрес>, Собранию депутатов муниципального района имени <адрес> об обязании обеспечить финансирование оснащения медицинского блока удовлетворить частично.

Обязать МБОУ СОШ рп.Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оснастить медицинский блок, размещенный в помещении указанного учреждения образования, медицинскими изделиями в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, а именно приобрести оборудование и материалы: тонометр с возрастными манжетами – 1 шт., стетофонендоскоп – 1 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) – 4 шт., плантограф, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» – 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), жгут кровоостанавливающий резиновый – 2 шт., зонды желудочные разных размеров – 4 шт., термоконтейнер для транспортировки медицинских имуннобиологических препаратов – 1 шт., бикс малый – 2 шт., корцанг – 4 шт.

Обязать Управление образования администрации муниципального района имени <адрес> осуществить финансирование для устранения в указанный срок нарушений требований законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации в деятельности МБОУ СОШ рп.Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края в части оснащения медицинского блока, размещенного в помещении названного учреждения образования, специальным медицинским оборудованием и материалами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

В удовлетворении остальных требований административного истца отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий А.В. Абузяров