Дело № 2а-185/2021 | Решение в окончательной форме составлено 19.02.2021 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 г. | г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Бахаревой И.В.,
при помощнике судьи Бирулиной Ю.Л.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
установил:
Прокурор г. Оленегорска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Оленегорска проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму, путем мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, с использованием персонального компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе выявлены Интернет-ресурсы:
и содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Так, на указанных ресурсах в социальной сети размещены информация и материалы, поддерживающие воровскую идеологию и с изображением атрибутики «АУЕ».
А.У.Е. - название и девиз существующего российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних подростков, пропагандирующее воровские и тюремные понятия российской криминальной среды, требующее соблюдение «воровского кодекса» со сбором денежных средств на «общак», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем
Международное общественное движение «АУЕ» («Арестантсткое уголовное единство») решением Верховного суда Российской
Для входа на сайты не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием информации, размещенной на указанных страницах может любой Интернет-пользователь.
Вместе с тем, информация, размещенная на указанных сайтах, не может свободно распространяться на территории Российской Федерации, и должна быть признана информацией, распространение которой запрещено.
Просит признать указанную информацию, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Попвоа А.Н. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Роскомнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка представителя ответчика не препятствует рассмотрению административного дела в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу положений ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 4 названного Закона не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, оправдывающая противоправное поведение и содержащая нецензурную брань.
Основное отличие группировок антиобщественной направленности «А.У.Е.» заключается в том, что ее членами являются несовершеннолетние лица. Деятельность несовершеннолетних членов преступных объединений «А.У.Е.» обычно заключается в вымогательствах и сборах денежных средств на поддержание преступного мира, угрозах и разных способах запугивания, вплоть до избиений и сексуальных преступлений.
Вместе с тем, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» создаются сообщества, посвященные субкультуре «А.У.Е.», тематика которых направлена на пропаганду и романтизацию криминального образа жизни, воровских понятий и уголовного мировоззрения.
Статьей 150 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее-УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления.
Статья 163 УК РФ предусматривает ответственность за требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия.
Статьей 6.17. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, статьей 20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
На вышеуказанных сайтах размещена информация, положительно характеризующая и формирующая позитивное отношение несовершеннолетних и молодежи к криминальной субкультуре под названием «А.У.Е.».
Поскольку перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с пропагандой продвижения субкультуры «А.У.Е.», распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
В соответствии с ч. 4 названного Закона не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно п. 1 ст. 9Закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На выявленных Интернет – сайтах размещена информация, содержащая оскорбительные выражения, направленные на разжигание национальной, а также расовой ненависти и вражды.
Для входа на сайты не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием информации, размещенной на указанных страницах может любой Интернет-пользователь.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно -наказуемых деяний.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города Оленегорска проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму, путем мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, с использованием персонального компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе выявлены Интернет-ресурсы, на которых размещены информация и материалы, поддерживающие воровскую идеологию и с изображением атрибутики «АУЕ».
Справкой о выявлении Интернет-ресурса, содержащего информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, произведена фиксация указанных сайтов, что также подтверждается скриншотами сайтов.
Поскольку перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с пропагандой продвижения субкультуры «А.У.Е.», распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ.
Учитывая, что на вышеуказанных сайтах размещена информация, за распространение которой предусмотрена административная ответственность, то есть информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр), является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как указано в Правилах принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», уполномоченные органы, а именно, Министерство Внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, вправе самостоятельно принимать решения в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, и являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр в рамках своей компетенции.
При этом указанные органы полномочиями для принятия решения о включении в Единый реестр страницы сайта, содержащую информацию, являющуюся предметом настоящего административного иска, не обладают.
При этом подпунктом «в» пункта 4 указанных Правил установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Таким образом, судебное решение в данном случае является единственным основанием для включения сайтов: в Единый реестр.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов:
1. https://web.facebook.com/groups/2638848456381351
2. https://web.facebook.com/%D0%90%D0%A3%D0%95-%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C-%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC-278370742265868
3. https://web.facebook.com/sandu.mst
и содержащую сведения о сообществе «Арестантское уголовное единство» информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Бахарева