Дело №2а-1863/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Крымск 30 августа 2016г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе судьи Серомицкого С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Сиденко Алексею Михайловичу о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени,
установил:
ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась в суд с административным иском к Сиденко Алексею Михайловичу о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени.
Свои требования мотивирует тем, что Сиденко Алексей Михайлович состоит на учете в ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 03.11.2001. В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации – налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В адрес налогоплательщика, в соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция направила требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.04.2015 №, от 06.08.2014 №, от 22.12.2014 №, в которых предлагалось исполнить обязанность по уплате налога, пени и штрафа в размере 3 624 рубля 22 копейки, в том числе: налога на имущество физических лиц – 2 497 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц – 1 127 рублей 22 копейки. В соответствии с п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации - в случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. До настоящего времени обязательства по уплате налога, пени, штрафа налогоплательщиком исполнены не были. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации – за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора, начисляется пеня. На основании ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации – в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. При этом ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока для взыскания задолженности, ссылаясь на то, что одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела осуществляется судом в разумный срок. Гарантией для лиц, не имеющих возможности реализовать свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок по уважительным причинам, является институт восстановления процессуальных прав. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, предоставляя возможность обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока, не устанавливает срок, в течение которого лицо, пропустившее срок, может обратиться с таким заявлением, поскольку данный срок индивидуален и зависит от конкретных обстоятельств. Просит учесть, что ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации установлена цель уплаты налога – финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закреплена в ст.57 Конституции Российской Федерации, которая распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которое в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. На основании вышеизложенного, просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для взыскания задолженности с Сиденко Алексея Михайловича и взыскать с Сиденко Алексея Михайловича в пользу Инспекции федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 2 497 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 127 рублей 22 копейки.
Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Сиденко А.М. в установленный судом десятидневный срок не представил возражений относительно применения порядка упрощенного производства, в связи с чем, на основании определения суда от 22 августа 2016 г., дело рассматривалось в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные доказательства, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 №248-ФЗ) – в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 №20-ФЗ) - заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из представленных документов, в адрес налогоплательщика Сиденко А.М. Инспекцией федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было направлено налоговое уведомление № о необходимости оплаты налога на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 2 497 рублей в срок до 05.11.2014.
Ввиду неисполнения в добровольном порядке Сиденко А.М. обязанности по оплате вышеуказанного налога, Инспекцией федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в его адрес направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № от 06.08.2014 со сроком на добровольное исполнение до 24.09.2014, № от 22.12.2014 со сроком на добровольное исполнение до 13.02.2015, № от 09.04.2015 со сроком на добровольное исполнение до 17.06.2015.
Сумма налога и пеней, подлежащая взысканию с Сиденко А.М. превысила 3000 рублей после направления в адрес последнего требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № от 09.04.2015, следовательно, срок обращения в суд с требованием о взыскании данной задолженности истек спустя шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, то есть 17.12.2015.
Административное исковое заявление подано в суд лишь 27.04.2016, то есть с пропуском срока для подачи административного искового заявления более чем на четыре месяца, в связи с чем административным истцом заявлено требование о его восстановлении.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Инспекцией федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в административном исковом заявлении и поданном с ним ходатайстве не указаны конкретные причины пропуска предусмотренного действующим законодательством срока на подачу заявления о взыскании задолженности по уплате налога, не представлены какие-либо документы, которые могли бы послужить основанием для восстановления судом пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления, в связи с чем у суда не имеется оснований для признания причин пропуска процессуального срока уважительными и его восстановления.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока. Поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.
Однако, настоящее гражданское дело поступило в Крымский районный суд для рассмотрения по подсудности из Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которым, вопреки указанным положениям закона, в стадии принятия административного искового заявления к производству суда ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока разрешено не было, административное исковое заявление принято к производству, что не позволяет суду в данной стадии отказав в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока, возвратить представленные документы административному истцу.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований Инспекции федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.ст.293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Сиденко Алексею Михайловичу о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.А. Серомицкий