Решение
Именем Российской федерации
17 апреля 2019 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Ермиловой О.А.
при секретаре Надкиной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1866/2019 по иску Артюхина Виктора Евгеньевича к администрации Раменского муниципального района Московской области об оспаривания уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
20.11.2018 г. истец Артюхин В.Е. обратился в суд с административным иском, требованиями которого просил о признании незаконным уведомления от <дата> за <номер> о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и о возложении на администрацию Раменского муниципального района Московской области обязанности рассмотреть в установленном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ уведомление Артюхина В. Е. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что он является собственником указанного земельного участка, с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования которого: для ИЖС, 17.09.2018 г. он получил от ответчика Уведомление о соответствии указанных в его уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, в соответствии с которым он (истец) осуществил строительство жилого дома, 27.11.2018 г. он обратился к ответчику с Уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома с приложением документов, которые предусмотрены законом (п. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), но 30.11.2018 г. получил от ответчика оспариваемое решение, в котором было указано о следующих несоответствиях построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности: о необходимости согласования размещения объекта ИЖС с аэропортом Домодедово Раменское (Жуковский), а также о необходимости получить информацию от ГУ культурного наследия МО о необходимости проведения историко-культурной экспертизы. Указанные ответчиком несоответствия не предусмотрены требованиями действующего закона и нарушают его права как собственника на застройку своего земельного участка по назначению.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковое заявление. Дополнительно представил ответ из ГУ культурного наследия МО о том, что земельный участок истца не имеет объектов культурного наследия и не нуждается в проведении доп. государственной историко-культурной экспертизы и ссылался на Временный порядок предоставления гос. услуги, утвержденный Распоряжением Министерства строительного комплекса МО от <дата><номер>.
Представитель ответчика администрации Раменского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен, представил письменное мнение, которым по иску возражал за отсутствием оснований и просил о рассмотрении дела без своего участия.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, дело определено рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцу Артюхину В.Е. с <дата> принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 645 кв.м., по адресу: <адрес>, с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов ИЖС, имеется свидетельство о гос. регистрации права. Основанием приобретения права собственности является договор купли-продажи земельного участка <номер> от <дата>.
Решением Раменского городского суда от <дата> по делу № 2а-4610/18, вступившем в законную силу <дата>, иск Артюхина В.Е. был удовлетворен. Постановлено:
«Признать незаконным и отменить решение Администрации Раменского муниципального района Московской области от 26.03.2018 г <номер> об отказе в выдаче Артюхину В. Е. разрешения на строительство.
Признать незаконным и отменить решение Администрации Раменского муниципального района Московской области от 05.04.2018 г <номер> об отказе в выдаче Артюхину В. Е. разрешения на строительство.
Обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области повторно рассмотреть вопрос о выдаче Артюхину В. Е. разрешения на строительство объекта индивидуально жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>.».
Необходимо обратить внимание, что с 04.08.2018, 01.09.2018 г. нормы ГрК РФ, касающиеся выдачи разрешения на строительство, существенно изменились (Федеральные законы от 03.08.2018 N 340-ФЗ, N 341-ФЗ, N 342-ФЗ). Ранее Кодекс предусматривал, что застройщику необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство и сопутствующими документами в целях строительства (реконструкции) как объекта капитального строительства (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ), так и объекта индивидуального жилищного строительства (ч. 9 ст. 51 ГрК РФ).
С 04.08.2018 г. в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) выдача разрешения на строительство не требуется (п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
В связи с изменением указанного законодательства, 17.09.2018 г. администрацией Раменского муниципального района (во исполнение вышеуказанного решения Раменского городского суда) выдано истцу Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, однако в нем указано, что земельный участок истца находится в пределах приаэродромной территории и о том, что перед началом строительства необходимо согласовать размещение объекта ИЖС в приаэродромной территории, а также о необходимости перед началом строительства получить информацию от ГУ культурного наследия МО о необходимости проведения историко-культурной экспертизы указанного земельного участка истца.
Как указывает истец он осуществил строительство жилого дома на своем земельном участке.
27.11.2018 г. истец обратился к ответчику с Уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, оформив соответствующее заявление от 26.11.2018 г. (л.д. 10-12), с приложением документов (указаны в Приложении).
Решением от 30.11.2018 г. за <номер> на указанное заявление Артюхина В.Е. от <дата> администрацией Раменского муниципального района Московской области принято Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в котором указано о следующих несоответствиях построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а именно о том, что земельный участок истца находится в пределах приаэродромной территории и о том, что необходимо согласование размещения объекта ИЖС с аэропортом Домодедово Раменское (Жуковский) в соответствии с ФЗ РФ от 01.07.201 г. № 135-Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», а также о необходимости получить информацию от ГУ культурного наследия МО о необходимости проведения историко-культурной экспертизы участка, в соответствии с ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» (л.д. 13-14).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности им отнесено, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений и правил землепользования и застройки поселений, выдача разрешений на строительство (пункты 1, 3 и 5 частей 1, 2 и 3 статьи 8).
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, направление уведомлений о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
В силу подп. 2 ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены п. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ: Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях: 1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
Не противоречит указанным положениям Градостроительного кодекса РФ и Временный порядок предоставления государственной услуги, утвержденный Распоряжением Министерства строительного комплекса МО от 15.10.2018 г. <номер>, предусматривающий в п. 13.1.4 те же основания для отказа в предоставлении гос. услуги.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов: с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено обязательное согласование размещения объектов строительства планируемых к размещению в пределах приаэродромной территории.
В соответствии с п. 2 Методических рекомендации относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, утвержденных руководителем Федерального агентства воздушного транспорта участниками отношений, возникающих при согласовании строительства, являются юридическое или физическое лицо, обратившееся в территориальный орган Росавиации за согласованием строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта.
Учитывая, что в соответствии с Градостроительным планом земельного участка истца № RU 50525000-GPU408 он расположен на приаэродромной территории (аэропорты Домодедово, Раменское), то перед началом строительства объекта ИЖС собственник земельного участка должен предоставить согласование строительства планируемого к размещению на данном участке объекта капитального строительства с территориальным органом Росавиации.
Таким образом, право административного истца производить на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке строительство жилого дома с учетом места расположения земельного участка, принадлежащего истцу, может быть реализовано только при условии соблюдения определенных требований, предусмотренных действующим законодательством, о чем и указано в оспариваемом решении.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 34 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» земельные участки подлежащие воздействию строительных работ подлежат проведению государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований.
В Московской области согласно Закону Московской области от 21 января 2005 г. N 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" областным органом охраны объектов культурного наследия является центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области на осуществление полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Таким органом является Главное управление культурного наследия Московской области (Положение о Главном управлении культурного наследия Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 11 апреля 2016 г. N 287/11).
Как указано в оспариваемом решении истцу необходимо было получить информацию от ГУ культурного наследия МО о необходимости проведения историко-культурной экспертизы участка.
Тот факт, что представитель истца в настоящее судебное заседание представил ответ из ГУ культурного наследия МО о том, что земельный участок истца не имеет объектов культурного наследия и не нуждается в проведении доп. государственной историко-культурной экспертизы, не отменяет его обязанность получить данное заключение до начала застройки с соответствующим компетентной организацией.
При указанных обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика о том, что при принятии оспариваемого решения имело место несоответствие объекта капитального строительства обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим федеральными законами;
Таким образом, нельзя согласиться с доводами истца о том, что уведомление от 30.11.2018 г. администрации Раменского муниципального района противоречит положениям действующего Градостроительного законодательства.
Доводы административного истца о нарушении ответчиком его прав собственника земли и жилищных прав, судом отклоняются, так как в силу пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Артюхина В. Е. к администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным уведомления от 30.11.2018 г. за <номер> о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и о возложении на администрацию Раменского муниципального района Московской области обязанности рассмотреть в установленном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ уведомление Артюхина В. Е. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено 13 мая 2019 г.