Дело № 2а-1867/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 16 июля 2020 года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Ежов Д.С.,
при секретаре Зарубине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода к Кузнецовой Татьяне Михайловне о взыскании задолженности по налогам и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Н.Новгорода обратилась с административным иском Кузнецовой Татьяне Михайловне о взыскании задолженности по налогам и пеням.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал следующее.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ, исходя из мощности двигателя транспортного средства (лошадиных сил).
Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Кузнецовой Татьяне Михайловне (далее по тексту - административный ответчик, налогоплательщик) в спорный период на праве собственности принадлежали транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, а именно:
1) (марка обезличена); гос. per. знак №... с мощностью двигателя 124 л. с.
ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгорода (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, административный истец) в порядке ст. 52 НК РФ было выставлено налоговое уведомление №... от (дата). со следующим расчетом по транспортному налогу за (дата) г. за №... в сумме 3906 руб. = 124 л. с. х 31,5 руб.(по месту нахождения транспортного средства).
Срок уплаты по налоговому уведомлению - (дата).
Налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
В Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ, исходя из мощности двигателя транспортного средства (лошадиных сил).
Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 44, 45 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора, страховых взносов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В установленный налоговым законодательством срок сумма транспортного налога административным ответчиком уплачена не была, соответственно налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ на сумму задолженности были начислены пени.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно ч. 2 ст. 75 сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени приложен к административному исковому заявлению в качестве доказательства.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит, в том числе направление налогоплательщику требования об уплате налога и сбора.
Под требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику было выставлено требование №... от (дата) об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017г. по сроку уплаты (дата) в сумме 3906 руб., соответствующие пени - 13,70 руб. Срок добровольного исполнения требования - (дата). Налог на имущество налогоплательщиком оплачен. Задолженность по транспортному налогу налогоплательщиком не погашена.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплателыциком-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгорода в порядке ст. 48 НК РФ направила в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Советского судебного района г. Н. Новгорода заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу с Кузнецовой Татьяны Михайловны (судебный приказ по делу №... от (дата)).
(дата) мировой судья судебного участка № 5 Советского судебного района г. Н. Новгорода вынес Определение об отмене судебного приказа по делу №... по заявлению Кузнецовой Татьяны Михайловны, в связи с поступившими возражениями. Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес инспекции (дата) (входящий №...).
Согласно карточке «расчеты с бюджетом» задолженность не погашена.
На основании изложенного с иска просит суд взыскать с Кузнецовой Татьяны Михайловны задолженность по требованию №... от (дата) транспортный налог за (дата). в сумме 3906 руб., соответствующие пени - 13,70 руб., общая сумма к взысканию - 3919,70 руб.;
Представитель административного истца и административный ответчик, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При таких данных суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии представителя административного истца.
Проверив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 72 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ, исходя из мощности двигателя транспортного средства (лошадиных сил).
Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ, исходя из мощности двигателя транспортного средства (лошадиных сил).
Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 44, 45 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора, страховых взносов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В установленный налоговым законодательством срок сумма транспортного налога административным ответчиком уплачена не была, соответственно налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ на сумму задолженности были начислены пени.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно ч. 2 ст. 75 сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени приложен к административному исковому заявлению в качестве доказательства.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит, в том числе направление налогоплательщику требования об уплате налога и сбора.
Под требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу положений статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Согласно частей 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Исходя из анализа указанных выше правовых норм, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
При этом, обращению налогового органа в суд заявлением о взыскании налога, сбора, пеней должно предшествовать направление налогоплательщику соответствующего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, оформленного в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ.
Эти требования в данном конкретном случае налоговым органом не соблюдены, поскольку предусмотренный ч.1 ст.48 НК РФ срок для обращения в суд, пропущен.
Как следует из материалов дела, Кузнецовой Татьяне Михайловне (далее по тексту - административный ответчик, налогоплательщик) в спорный период на праве собственности принадлежали транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, а именно:
1) (марка обезличена); гос. per. знак №... с мощностью двигателя 124 л. с.
ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгорода (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, административный истец) в порядке ст. 52 НК РФ было выставлено налоговое уведомление №... от (дата). со следующим расчетом по транспортному налогу за (дата) г. за (марка обезличена) в сумме 3906 руб. = 124 л. с. х 31,5 руб.(по месту нахождения транспортного средства).
Срок уплаты по налоговому уведомлению - (дата).
Налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику было выставлено требование №... от (дата) об уплате задолженности по транспортному налогу за (дата). по сроку уплаты (дата) в сумме 3906 руб., соответствующие пени - 13,70 руб. Срок добровольного исполнения требования - (дата). Налог на имущество налогоплательщиком оплачен. Задолженность по транспортному налогу налогоплательщиком не погашена.
ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгорода в порядке ст. 48 НК РФ направила в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Советского судебного района г. Н. Новгорода заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу с Кузнецовой Татьяны Михайловны (судебный приказ по делу №... от (дата)).
(дата) мировой судья судебного участка № 5 Советского судебного района г. Н. Новгорода вынес Определение об отмене судебного приказа по делу №... по заявлению Кузнецовой Татьяны Михайловны, в связи с поступившими возражениями. Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес инспекции (дата) (входящий №...).
Как следует из КРСБ в установленные в требованиях сроки задолженность по налогу и пени добровольно не погашена.
Так как сумма взыскания превысила 3000 руб. налоговый орган должен был обратиться в суд за взысканием налоговой недоимки в срок до (дата).
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Советского судебного района г.Н.Новгорода (дата).
Мировым судьей судебного участка № 5 Советского судебного района г.Н.Новгорода вынесено судебный приказ о взыскании требуемой налоговой задолженности от (дата).
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Советского судебного района указанное определение отменено (дата).
Таким образом, в нарушении требований ст.48 НК РФ, срок для обращения в суд после истечении даты исполнения налоговых обязательств, административным истцом пропущен.
Оснований не доверять сведениям, имеющимся в представленных документах, у суда не имеется.
Административным истцом ходатайство не заявлено о восстановлении срока на обращение в суд в порядке ст. 48 НК РФ не заявлено.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что истцом без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с указанными требованиями.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что требования ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пеням не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.179-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода к Кузнецовой Татьяне Михайловне о взыскании задолженности по налогам и пеням – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Д.С.Ежов