Дело № 2а-186/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2017 г. с. Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.,
при секретаре Выставкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л :
17 ноября 2016 г. административный истец по почте направил в Октябрьский районный суд г.Барнаула административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 транспортного налога в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., ссылаясь на статьи 31, 45, 48, 75, 357, 361, 363, пункты 2, 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Закон Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» и указывая на то, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога на принадлежащее ему транспортное средство <данные изъяты>, мощностью 125 л/с. Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2008, 2009, 2010, 2012 годы по формуле: ТН = МД х НС х К, где ТН – транспортный налог, МД - мощность двигателя, НС – налоговая ставка за 1 л/с, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде, в размере <данные изъяты> руб. за <данные изъяты>) и по <данные изъяты> руб. за 2009-2012 годы <данные изъяты>), итого, как указано в исковом заявлении, за 2008, 2009, 2010, 2012 годы – <данные изъяты> руб.
В установленный законом срок (не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом) ФИО1 транспортный налог не уплатил, и ему почтой были направлены налоговые уведомления №№ 838272, 342624, 254262, 47894, 51653. В связи с неуплатой направлены требования об уплате налога № 11062, 11120, 19155, 415558, 44829, 4233, 6306, 8745, 16559, 38313, в которых налогоплательщику предоставлен срок для добровольной уплаты задолженности. На сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки за период с 03.07.2009 по 12.09.2016 в размере <данные изъяты> руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г.Барнаула от 14.10.2016 в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 налогов и пени Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю было отказано, в связи с чем административный истец обращается в суд с административным иском.
Просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Одновременно Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ (6 месяцев после истечения срока исполнения требования), в котором указано, что, осуществляя контроль за своевременной уплатой местных налогов физическими лицами, инспекция также контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем произвести взыскание задолженности в полном объёме с должников в установленные НК РФ сроки затруднительно. Эту причину пропуска срока административный истец считает уважительной.
Определением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 15 марта 2017 г. дело было передано по подсудности в Топчихинский районный суд.
В судебное заседание ответчик ФИО1, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Явка сторон обязательной судом не признана, и суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признал возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 3 статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьёй 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ автомобили являются объектом налогообложения.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (далее – л.с.) (пункт 1 статьи 359 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.
В соответствии со статьёй 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в редакции, действующей с 1 января 2009 г.) налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 до 150 л.с. установлена в размере – 40 руб. с каждой л.с.
В редакции от 05.10.2006, действовавшей до 1 января 2009 г., налоговая ставка составляла 35 руб. с каждой л.с.
В силу положений статьи 361 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС (в редакциях, действовавших в спорный период) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 июля (с 1 января 2011 г. – не позднее 1 ноября) года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В то же время орган по контролю за уплатой налогов, то есть Федеральная налоговая служба обязана соблюдать установленный законом порядок взыскания своевременно не уплаченных налогов и начисленных на них пеней.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ должно быть исполнено в течение восьми (до 02.09.2010 – в течение десяти) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
На основании статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, с 18.07.2007 за ФИО1 зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>.
18 апреля 2009 г. Федеральной налоговой службой было сформировано налоговое уведомление ФИО1 № 51653 на уплату транспортного налога за 2008 г. в срок до 02.07.2009 в размере <данные изъяты> руб. (л.д.19), 24 августа 2009 г. – требование № 19155 об уплате налога в указанной сумме и пени в размере <данные изъяты> руб. в срок до 11.09.2009 (л.д.12).
20 апреля 2010 г. Федеральной налоговой службой было сформировано налоговое уведомление ФИО1 № 47894 на уплату транспортного налога за 2009 г. в срок до 01.07.2010 в размере <данные изъяты> руб. (л.д.18), 22 июля 2010 г. – требование № 11062 об уплате налога в этой сумме и пени в размере <данные изъяты> руб. в срок до 09.08.2010 (л.д.10).
2 августа 2011 г. Федеральная налоговая служба заказным письмом направила ФИО1 налоговое уведомление № 254262 о необходимости уплаты транспортного налога на это транспортное средство за 2010 г. в размере <данные изъяты> руб. в срок до 01.11.2011 (л.д.17), 17 ноября 2011 г. сформировала требование № 11120 об уплате налога в срок до 07.12.2011 (л.д.11).
21 августа 2012 г. Федеральная налоговая служба заказным письмом направила ФИО1 налоговое уведомление № 342624 о необходимости уплаты транспортного налога на это транспортное средство за 2011 г. в размере <данные изъяты> руб. в срок до 01.11.2012 (л.д.16), 27 ноября 2012 г. заказным письмом – требование № 44829 об уплате налога в этой сумме и пени в размере <данные изъяты> руб. в срок до 23.01.2013 (л.д.14).
27 августа 2013 г. Федеральная налоговая служба по почте направила ФИО1 налоговое уведомление № 838272 о необходимости уплаты транспортного налога на это транспортное средство за 2012 г. в размере <данные изъяты> руб. в срок до 01.11.2013 (л.д.15), 19 ноября 2013 г. заказным письмом - требование № 41558 об уплате налога в этой сумме и пени в размере <данные изъяты> руб. в срок до 14.01.2014 (л.д.13).
Кроме того, административным истцом в качестве доказательств обоснованности своих исковых требований представлены:
требование № 16569 об уплате пени по состоянию на 03.11.2009 в размере <данные изъяты> руб. в срок до 24.11.2009 (л.д.23),
требование № 4233 об уплате пени по состоянию на 27.04.2010 в размере <данные изъяты> руб. в срок до 17.05.2010 (л.д.20),
требование № 6306 об уплате пени по состоянию на 07.06.2010 в размере <данные изъяты> руб. в срок до 28.06.2010 (л.д.21),
требование № 38313 об уплате пени по состоянию на 16.09.2010 в размере <данные изъяты> руб. в срок до 05.10.2010 (л.д.24),
требование № 8745 об уплате пени по состоянию на 22.04.2011 в размере <данные изъяты> руб. в срок до 16.05.2011 (л.д.22),
в которых указано, что процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трёхсотой действующей ставки рефинансирования Банка России (14.06.2016) – 10,5 % годовых;
расчёт пени, начисленной исходя из одной трёхсотой действующей в каждый период времени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, на задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб. с 03.07.2009 по 01.07.2010, на <данные изъяты> руб. с 02.07.2010 по 01.11.2011, на <данные изъяты> руб. с 02.11.2011 по 01.11.2012, на <данные изъяты> руб. с 02.11.2012 по 01.11.2013, на <данные изъяты> руб. с 02.11.2013 по 12.09.2016, - всего в сумме <данные изъяты> руб.,
и акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, от 13.01.2014, согласно которому реестры на отправку документов «Для служебного пользования» за 2009 г., реестры исходящих писем за 2009 г., реестры отправки документов «Для служебного пользования» заказными или ценными почтовыми отправлениями за 2010 г., реестры исходящих писем, отправленных почтовыми отправлениями, за 2010-2011 годы уничтожены.
Таким образом, представленные административным истцом доказательства в отношении уведомлений от 18.04.2009 № 51653, от 20.04.2010 № 47894, требований от 24.08.2009 № 19155, от 22.07.2010 № 11062, от 17.11.2011 № 11120 об уплате транспортного налога за 2008-2010 годы, а также требований об уплате пени № 16569 от 03.11.2009, № 4233 от 27.04.2010, № 6306 от 07.06.2010, № 38313 от 16.09.2010, № 8745 от 22.04.2011 не подтверждают факт исполнения налоговым органом положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 НК РФ, согласно которым налоговое уведомление и требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Последний день, когда требования об уплате транспортного налога могли быть направлены в предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ срок, - это: за 2008 г. 02.10.2009, за 2009 г. – 04.10.2010 (с учётом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ о переносе последнего дня срока, приходящегося на выходной день, на ближайший следующий за ним рабочий день), за 2010 г. – 01.02.2012.
Между тем с направлением предусмотренного статьёй 69 НК РФ требования об уплате налога налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определённые сроки.
В силу пунктов 2, 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней (в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней) подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного статьёй 70 НК РФ, исчисление срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.
Поскольку требование об уплате транспортного налога за 2008 г. по настоящему делу должно было быть направлено административному ответчику не позднее 02.10.2009, срок его исполнения в этом случае истёк бы не позднее 21.10.2009 (с учётом 6 рабочих дней для получения заказного письма и 10 рабочих дней срока исполнения требования (пункт 6 статьи 6.1, абзац 4 пункта 4, пункт 6 статьи 69 НК РФ), а срок обращения в суд с заявлением о взыскании данного налога истёк 21.04.2010.
Требование об уплате транспортного налога за 2009 г. должно было быть направлено административному ответчику не позднее 04.10.2010, срок его исполнения истёк бы не позднее 20.10.2010 (6 рабочих дней для получения заказного письма и 8 рабочих дней срока исполнения требования), а срок обращения в суд с заявлением о взыскании данного налога истёк 20.04.2010.
Требование об уплате транспортного налога за 2009 г. должно было быть направлено административному ответчику не позднее 01.02.2012, срок его исполнения истёк бы не позднее 17.02.2012, а срок обращения в суд с заявлением о взыскании данного налога – 17.02.2012.
Шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании транспортного налога за 2011 г. у налогового органа истёк 23.07.2013, за 2012 г. – 14.07.2014.
К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2008 – 2012 годы в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб. административный истец обратился только 17.11.2016 (л.д.8-9), пропустив последний из наступивших сроков более чем на два года.
Доказательства отсутствия у него возможности как своевременного направления как налоговых требований об уплате транспортного налога, так и заявлений в суд, налоговым органом не представлены. Его ссылка на необходимость осуществления контроля не только за своевременной уплатой местных налогов физическими лицами, но и за правильностью исчисления и своевременностью уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, уважительной причиной пропуска установленных законом сроков не является, поскольку возлагая на налоговый орган указанные выше функции, законодатель предполагает, что они должны осуществляться с соблюдением требований закона в полном объёме и в установленные им сроки.
С учётом того, что оснований для восстановления пропущенных административным истцом сроков не имеется, его административные исковые требования о взыскании с ФИО1 транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. удовлетворены быть не могут.
Будучи способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пени являются дополнительной обязанностью налогоплательщика (статья 75 НК РФ), поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по уплате налога они не могут служить способом исполнения обязанности по их уплате, и с этого момента не подлежат начислению, поскольку в соответствии с положениями пункта 4 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок и по дополнительному обязательству.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства не позволяют суду удовлетворить заявленные налоговым органом административные исковые требования в полном объёме, поэтому в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю в удовлетворении административных исковых требований к ФИО1 о взыскании транспортного налога, пеней отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья