ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/20 от 04.06.2020 Пронского районного суда (Рязанская область)

копия

дело №2а-186/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Новомичуринск 04 июня 2020 года

Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой О.Н.,

при секретаре Журавых О.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Пронского района Рязанской области Подкользина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО - <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Пронского района Рязанской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО - <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на территории <адрес>. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Однако, в нарушение указанного требования на момент проверки установлено, что административным ответчиком не разработана муниципальная программа, включающая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие единой муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в <адрес> поселении нарушает права граждан на безопасные условия, жизнь и здоровье. В результате бездействия администрации муниципального образования создаётся угроза нарушения прав неопределённого круга лиц на безопасные условия, жизнь и здоровье граждан. Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности является одним из способов защиты гражданских прав. Истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации МО - <адрес><адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - <адрес>;обязать администрацию МО - <адрес> разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - <адрес>; установить административному ответчику срок для совершения указанных действий 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец - представитель прокуратуры Пронского района Рязанской области Подкользин М.В. административные исковые требования поддержал в полном объёме.

Административный ответчик - представитель администрации <адрес>, надлежащим образом извещённый о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

На основании частей 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними Уставом муниципального района и Уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу частями 2 и 3 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности относятся разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере пожарной безопасности на территории <адрес>

В ходе проверки установлено, что администрацией МО - <адрес> не разработана муниципальная программа, включающая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ указанные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Из положений п.10 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования - <адрес> следует, что к вопросам местного значения <адрес> относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Таким образом, мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения администрации муниципального образования - <адрес>, в связи с чем обязанность по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - <адрес>.

Судом также установлено, что согласно сообщению главы муниципального образования - <адрес> программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - <адрес> не утверждена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании незаконными бездействий администрации МО - <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику, суд считает заявленный административным истцом срок - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО - <адрес>, по непринятию мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - <адрес>

Обязать администрацию МО - <адрес> разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - <адрес>.

Установить администрации муниципального образования - <адрес> срок для исполнения судебного решения - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/.

Копия верна. Судья - О.Н. Дмитриева

Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2020 года.

Судья - О.Н. Дмитриева