ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/2017 от 01.06.2017 Тисульского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а–186/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт.Тисуль 01 июня 2017 года

Тисульский районный суд Кемеровской области в составе председательствующей Даниловой С.А., при секретаре Доможилкиной Ф.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Габерман О.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л :

Габерман О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района о признании незаконными действий УСЗН администрации Тисульского муниципального района, решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

В обоснование административного иска Габерман О.В. указывает, что она является матерью пятерых детей: ... Семья является многодетной. Габерман О.В. было выдано удостоверение многодетной матери, дающее право на льготы в соответствии с Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей», но 16.04.2017 года данное удостоверение было изъято сотрудниками УСЗН. Взамен удостоверения она получила решение об отказе в предоставлении государственной услуги № 1 со ссылкой на Постановление коллегии администрации Кемеровской области № 184, причина отказа – факт лишения родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог быть учтен при определении права на получение удостоверения, независимо от его возраста.

17.05.2011 года административный истец действительно лишалась родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына .... Однако, 23.06.2015 года решением Топкинского городского суда Кемеровской области удовлетворены ее требования к Управлению образования администрации Топкинского муниципального района о восстановлении в родительских правах в отношении А. и о возвращении ей ребенка. Никаких ограничений в родительских правах в настоящее время она не имеет.

Закон Кемеровской области от 08.04.2008 года № 14-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей» устанавливает категории многодетных матерей, имеющих право на меры социальной поддержки: многодетная мать, родившая не менее пяти детей, в число которых входят совершеннолетние дети, которых она воспитывала до достижения ими возраста не менее 8 лет, и воспитываемые несовершеннолетние дети.

Габерман О.В. считает, что она является многодетной матерью и подпадает под категории населения, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с вышеуказанным законом.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 08.04.2008 года № 14-ОЗ « О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей» меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом не предоставляются в случае лишения многодетной матери родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог быть учтен при определении права на меры социальной поддержки, независимо от его возраста.

Габерман О.В. восстановлена в родительских правах в отношении А., который учтен при установлении категории «многодетная мать».

Административный истец указывает, что отказ в предоставлении государственной услуги нарушает ее права, указанные в п.п.1,2 ст.39 Конституции РФ согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Действия УСЗН администрации Тисульского муниципального района лишают ее социального обеспечения, выдаваемого для воспитания детей и установленного Законом Кемеровской области от 08.04.2008 года № 14 и гарантируемые Конституцией РФ.

Административный истец Габерман О.В. просит суд признать незаконными действия УСЗН администрации Тисульского муниципального района, решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 16.04.2017 года № 1.

В судебное заседание явились административный истец Габерман О.В., ее представитель – Хакимов А.Ф., представители административного ответчика – Хромченко О.А., действующая на основании доверенности №01-666 от 25.05.2017 года, Солякова М.А., действующая на основании доверенности № 01-665 от 25.05.2017 года.

Административный истец Габерман О.В. и ее представитель Хакимов А.Ф. уточнили заявленные в административном иске требования, просили суд признать незаконным решение УСЗН администрации Тисульского муниципального района об отказе в предоставлении государственной услуги от 16.04.2017 года № 1, поддержали данное требование по доводам и основаниям, указанным в административном иске.

Представители административного ответчика – Управления социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района требование административного истца Габерман О.В. не признали. Солякова М.А. суду пояснила, что 31.01.2017 года Габерман О.В. обратилась в УСЗН с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 08.04.2008 года № 14-ОЗ « О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей», предоставив все необходимые документы. После рассмотрения заявления Габерман О.В. было выдано удостоверение, дающее право на получение льгот в соответствии с указанным Законом. Однако, впоследствии выяснилось, что Габерман О.В. была лишена родительских прав в отношении сына А.,... который был учтен при определении права на получение удостоверения. Удостоверение у Габерман О.В. было изъято и принято решение № 1 от 16.04.2017 года об отказе в выдаче удостоверения многодетной матери. Сам факт лишения родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог быть учтен при определении права на получение удостоверения, является основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной матери. Льготы, предоставляемые на основании удостоверения многодетной матери аналогичны льготам, предоставляемым на основании удостоверения «Ветеран труда», следовательно, гражданин должен достойно воспитывать своих детей. Габерман О.В. в течение 4-х лет была лишена родительских прав за то, что уклонялась от воспитания своего ребенка. Наличие самого факта лишения родительских прав является основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной матери, независимо от того, что в последующем она была восстановлена в родительских правах.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что основанием для обращения в суд административного истца Габерман О.В. послужил отказ УСЗН администрации Тисульского мунициапльного района в выдаче удостоверения многодетной матери, чем, по мнению административного истца, были нарушены ее права и законные интересы.

Суд проверил срок на подачу иска административным истцом и установил, что административному истцу стало известно о нарушении ее прав и законных интересов УСЗН администрации Тисульского муниципального района 16 апреля 2017 года, что не оспаривается административным ответчиком. С заявлением в суд административный истец обратилась 16 мая 2017 года, то есть, в установленный законом срок.

В судебном заседании установлено, что административный истец – Габерман О.В. является матерью пятерых несовершеннолетних детей : ..., что подтверждается Свидетельствами о рождении детей (л.д.5,6,7,8,11), Свидетельством о заключении брака ... (л.д.31). Все дети проживают с матерью ..., что подтверждается справкой о составе семьи Габерман О.В. от 31.01.2017 года (л.д.30).

Согласно статьи 1 Закона Кемеровской области от 08.04.2008 N 14-ОЗ (ред. от 02.03.2016) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей" право на меры социальной поддержки с учетом положений настоящего Закона имеют, в том числе : многодетная мать, родившая и (или) усыновившая (удочерившая) и воспитывающая не менее пяти несовершеннолетних детей.

Указанные в настоящей статье категории многодетных матерей имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, при условии, что их место жительства находится на территории Кемеровской области.

Таким образом, Габерман О.В., как многодетная мать, родившая и воспитывающая пятерых несовершеннолетних детей и проживающая на территории Кемеровской области, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области от 08.04.20008 года.

В соответствии с п.4 ст.2 указанного выше Закона Кемеровской области меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, не предоставляются в случаях: лишения многодетной матери родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог бы быть учтен при определении права на меры социальной поддержки, независимо от его возраста.

Административный ответчик, отказывая Габерман О.В. в предоставлении государственной услуги, мотивировал свой отказ тем, что она была лишена родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог быть учтен при определении прав на получение удостоверения.

Из решения Топкинского городского суда Кемеровской области от 23.06.2015 года, вступившего в законную силу 28.07.2015 года (л.д.9-10) следует, что Габерман О.В. решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 17.05.2011 года была лишена родительских прав в отношении сына – .... Решением Топкинского городского суда постановлено: Восстановить Габерман О.В. в родительских правах в отношении сына .... Возвратить А., 24...., матери Габерман О.В..

Согласно ч.1 ст.71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Согласно ч.1 ст.72 СК РФ родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Анализ приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что Габерман О.В. восстановлена в родительских правах в отношении сына А., все последствия лишения ее родительских прав прекратились, в связи с чем факт лишения Габерман О.В. родительских прав не мог служить основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

По смыслу приведенного выше Закона Кемеровской области, факт лишения матери родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог быть учтен при определении права на меры социальной поддержки, является основанием для отказа в предоставлении льгот только в том случае, если мать лишена родительских прав в отношении этого ребенка, не занимается его воспитанием, утратила все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого она была лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В силу ч.5 ст.2 Закона Кемеровской области №14-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей» порядок предоставления мер социальной поддержки, а также форма предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.05.2008 N 184 (ред. от 30.03.2015) утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки, а также возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей".

Согласно п.2 указанного Порядка меры социальной поддержки, установленные Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной матери по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - удостоверение).

Согласно пп.3,4 Порядка для определения права на получение удостоверения граждане, их законные представители либо лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представители гражданина), обращаются в орган, уполномоченный органом местного самоуправления по месту жительства гражданина на предоставление мер социальной поддержки (далее - уполномоченный орган).

Для определения права на получение удостоверения требуется:

заявление на получение удостоверения многодетной матери (далее - заявление);

копия и подлинник документа, удостоверяющего личность, место жительства гражданина (при обращении представителя гражданина - копии и подлинники документов, удостоверяющего личность и полномочия представителя гражданина);

копии и подлинники свидетельств о рождении детей (справок о рождении ребенка (детей)), выданные органами записи актов гражданского состояния (консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - при рождении ребенка (детей) на территории иностранного государства),

копии и подлинники документов, удостоверяющих смену фамилии гражданина, при наличии разных фамилий в свидетельствах о рождении детей.

Согласно п.5.3. для определения права на получение удостоверения граждан, родивших и (или) усыновивших (удочеривших) и воспитывающих не менее 5 несовершеннолетних детей, требуется документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по его месту жительства, выданный не ранее 1 месяца, предшествующего дате обращения в уполномоченный орган.

Из Устава Управления социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района (п.1.1) следует, что Управление социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района создано с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере социальной защиты и поддержки населения.

Таким образом, судом установлено, что решение вопроса о выдаче удостоверения многодетной матери относится к полномочиям административного ответчика.

В судебном заседании также установлено, что Габерман О.В. предоставила в УСЗН администрации Тисульского муниципального района все документы, подтверждающие ее право на получение удостоверения многодетной матери, что не оспаривается представителями ответчика. Согласно п.8.1 Порядка основаниями для отказа в выдаче удостоверения являются: факт лишения гражданина родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог бы быть учтен при определении права на получение удостоверения, независимо от его возраста;

Суд считает, что на момент принятия решения о выдаче Габерман О.В. удостоверения многодетной матери, у УСЗН администрации Тисульского муниципального района не было законного основания для отказа в его выдаче, поскольку Габерман О.В. на этот момент не была лишена родительских прав в отношении ребенка, который учтен или мог бы быть учтен при определении права на получение удостоверения.

Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что Габерман О.В. не может быть выдано удостоверение многодетной матери в связи с тем, что она в течение 4-х лет была лишена родительских прав, недостойно воспитывала своего ребенка.

При таких обстоятельствах суд усматривает несоответствие требованиям действующего законодательства решение УСЗН администрации Тисульского муниципального района об отказе Габерман О.В. в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 08.04.2008 года № 14-ОЗ « О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей», нарушающим законные права Габерман О.В. на получение льгот, предусмотренных указанным Законом и полагает необходимым требование административного истца удовлетворить в полном объеме, признать незаконным решение УСЗН администрации Тисульского муниципального района № 1от 16.04.2017 года и обязать административного ответчика устранить нарушение прав административного истца путем выдачи ей удостоверения многодетной матери, дающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 08.04.2008 года № 14-ОЗ « О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей».

На основании изложенного,

руководствуясь ст. ст.186,226-228 КАС РФ,

суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Габерман О.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района о признании незаконным решения, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района Кемеровской области от 16.04.2017 года № 1 об отказе Габерман О.В., ... в выдаче удостоверения многодетной матери.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Тисульского муниципального района Кемеровской области устранить нарушение прав Габерман О.В. путем выдачи ей удостоверения многодетной матери, дающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 08.04.2008 года № 14-ОЗ « О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тисульский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А.Данилова