ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/2021 от 29.12.2021 Солтонского районного суда (Алтайский край)

УИД:RS0048-01-2021-000304-53

Дело №2а-186/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Солтон 29 декабря 2021 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Илларионова С.А.,

при секретаре Оторове Д.С.,

помощника прокурора Солтонского района Дорожинской А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Солтонского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солтонского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солтонского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солтонского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действия.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района во исполнение п.3.11 решения коллегии прокуратуры края от 26.02.2021 дана оценка полноты выполнения органами местного самоуправления обязанностей по созданию условий для управления многоквартирными домами.

В рамках проведенной проверки установлено, что общими собраниями собственников помещений 17 многоквартирных домов <адрес>, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> и в <адрес> по адресам: <адрес>, выбрано непосредственное управление. Каждым собственником заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг. Вместе с тем, договоры на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании домов отсутствуют.

Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее - Порядок).

Согласно подп. 2 п. 3 Порядка конкурс проводится в том числе, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, а именно большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 установлены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, п. 9 которых определено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или заключается договор об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией, осуществляющей такую деятельность.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» конкурс по отбору управляющей организации проводится, в том числе в случае, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе непосредственного способа управления домом не реализовано, то есть, большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.

Таким образом, отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании дома (на регулярной, а не разовой основе) является основанием для проведения Администраций Солтонского района конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

В целях устранения данных нарушений закона 30.04.2021 года прокурором района главе Солтонского района Алтайского края внесено представление. Однако до настоящего времени указанные в представлении нарушения не устранены.

Не проведение торгов в форме открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами Солтонского района, в установленном законодательством порядке, может привести к нарушению жилищных прав граждан, а также ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке по управлению многоквартирными домами в Солтонском районе.

На основании вышеизложенного прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Солтонского района Алтайского края, выразившееся в непроведении торгов в форме открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами <адрес>, расположенными в <адрес> по адресам: <адрес> и в <адрес> по адресам: <адрес>.

Возложить обязанность на Администрацию Солтонского района Алтайского края в срок до 01.05.2022 провести торги в форме открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами Солтонского района, расположенными по вышеуказанным адресам в с. Солтон и с. Карабинка, в установленном законодательством порядке.

Помощник прокурора Солтонского района Алтайского края Дорожинская А.С. поддержала заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. До рассмотрения дела по существу административным ответчиком подано заявление о признании административного искового заявления.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 (далее - Порядок).

Согласно подп. 2 п. 3 Порядка конкурс проводится в том числе, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, а именно большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Как установлено в судебном заседании, общими собраниями собственников помещений 17 многоквартирных домов<адрес>, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> и в <адрес> по адресам: <адрес>, выбрано непосредственное управление. Каждым собственником заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.

Вместе с тем, договоры на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании домов отсутствуют.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 161 ЖК РФ), и на основании положений ч. 1 ст. 164 ЖК РФ следует, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений такого дома обязаны заключить договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решений общего собрания собственников помещений.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416 установлены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, п. 9 которых определено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или заключается договор об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией, осуществляющей такую деятельность.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» конкурс по отбору управляющей организации проводится, в том числе в случае, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе непосредственного способа управления домом не реализовано, то есть, большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.

Таким образом, отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании дома (на регулярной, а не разовой основе) является основанием для проведения Администраций Солтонского района конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

Само по себе проведение общего собрания собственников помещений МКД о выборе непосредственного способа управления не является основанием для непроведения органом местного самоуправления открытого конкурса. Решение о выборе способа управления домом должно быть не только принято, но и реализовано.

Организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами возложены на органы местного самоуправления.

Вместе с тем, в нарушение п. 3 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» конкурс по отбору управляющей организации Администрацией Солтонского района не проводился.

В целях устранения данных нарушений закона 30.04.2021 года прокурором района главе Солтонского района Алтайского края внесено представление. Однако до настоящего времени указанные в представлении нарушения не устранены.

Не проведение торгов в форме открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами Солтонского района, в установленном законодательством порядке, приводит и (или) может привести к нарушению жилищных прав граждан, а также ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке по управлению многоквартирными домами в Солтонском районе.

С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора Солтонского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по проведению торгов в форме открытого конкурса по выбору управляющей организации управлению многоквартирными домами Солотонского района Алтайского края, расположенных по вышеуказанным адресам в установленном законом порядке.

Также судом принимается во внимание заявление административного ответчика о признании заявленных процессуальным истцом требований, которое не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц и заинтересованных лиц и соответствует требованиям ст. 157 КАС РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом конкретных обстоятельств по делу, объему работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, суд полагает возможным установить административному ответчику срок для исполнения судебного решения до 01.05.2022 года.

В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с администрации Солтонского района Алтайского края взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Солтонского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Солтонского района Алтайского края, выразившееся в непроведении торгов в форме открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами <адрес>, расположенными в <адрес> по адресам: <адрес> и в <адрес> по адресам: <адрес>.

Возложить на Администрацию Солтонского района Алтайского края обязанность в срок до 01.05.2022 года провести торги в форме открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами <адрес>, расположенными в <адрес> по адресам: <адрес> и в <адрес> по адресам: <адрес>, в установленном законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Солтонский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 29.12.2021 года

Судья: С.А. Илларионов