ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/2022 от 22.03.2022 Добринского районного суда (Липецкая область)

Дело №2а-186/2022

(УИД 48RS0008-01-2022-000099-20)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2022 года п.Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Грищенко С.А.

при секретаре Комаровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-186/2022 по административному исковому заявлению прокурора Добринского района Липецкой области к Кустрину Максиму Сергеевичу о признании информации размещенной на сайте ... запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Кустрину М.С. о признании информации размещенной на сайте ... запрещенной к распространению на территории РФ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в порядке надзора за исполнением Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на предмет выявления запрещенной к распространению информации, в ходе которого установлено, что на Интернет-сайте с адресом ... содержится информация с предложением приобрести неодимовые магниты для управления над процессом учета потребляемых коммунальных ресурсов, описывается процедура использования магнита для остановки счетчика, приводится классификации магнитов и приборов учета, на которые магниты оказывают действие в виде отключения функции учета ресурса, описываются способы установки магнитов. Таким образом, на сайте содержится информация о реализации любым пользователям, находящимся на сайте, неодимовых магнитов для приборов учета, способных искажать учет энергоресурсов, позволяющих осуществить безучетное потребление энергоресурсов. Указанный сайт содержит информацию о способах хищения энергоресурсов. Просит суд признать информацию, размещенную на сайте ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании административный истец прокурор Добринского района Носонова Е.В. заявленные требования о признании информации размещенной на сайте ... запрещенной к распространению на территории РФ поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и приведенные в установочной части решения, просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик Кустрин М.С. в судебное заседание не явился. Извещен по установленным в ходе проверки данным.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился; о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда предоставил отзыв, согласно которому возражений относительно исковых требований не имеет, указав, что по состоянию на 16.03.2022 года в Едином реестре не обнаружено решение суда или иного уполномоченного органа, содержащие адрес .... Просил рассмотреть дело без участия представителя территориального органа Роскомнадзора.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика и представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводам об удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п.1 и п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII данных Правил и прошедшие поверку.

Согласно п.п. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Добринского района Липецкой области 18 января 2022 года проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления запрещенной к распространению информации, о чем составлен соответствующий акт осмотра Интернет-сайта №1 с адресом ...

По результатам осмотра установлено, что при помощи интернет браузера «Chrome» и введении в поисковую строку слов «купить счетчики с магнитом» открывается список веб-сайтов и веб-страниц, среди которых с адресом ... содержащая информацию с предложением приобрести неодимовые магниты для управления над процессом учета потребляемого коммунального ресурса, описывается процедура использования магнита для остановки счетчика, приводится классификации магнитов и приборов учета, на которые магниты оказывают действие в виде отключения функции учета ресурса; содержится предложение приобрести электросчетчики с пультом, основной особенностью которых является возможность управления над процессом учета потребляемой электроэнергии, позволяющих экономить финансы на плате за электричество за счет манипуляций с подсчетом потребляемой энергии; предлагаются к продаже иные приборы для остановки счетчиков.

Указанные обстоятельства подтверждаются скриншотами страниц данного сайта.

Вход на Интернет-сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к сайту не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь сети «Интернет».

Таким образом, в ходе проверки Интернет – сайта выявлен сайт с адресом ..., размещающий запрещенную информацию, а именно содержащий информацию о реализации любым пользователям, находящимся на сайте, неодимовых магнитов для приборов учета, способных искажать учет энергоресурсов, позволяющих осуществить безучетное потребление энергоресурсов. Указанный сайт содержит информацию о способах хищения энергоресурсов.

Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета, использование приборов учета, несоответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и искажающих учет ресурсов, и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ или ст.ст. 159, 165 УК РФ, соответственно.

Возможным негативным последствием указанных противоправных действий является увеличение размера платы на общедомовые нужды, в связи с распределением сверхнормативных расходов потребляемых коммунальных ресурсов между жильцами многоквартирного жилого дома.

Учитывая, что в нарушение требований федерального законодательства на сайте с адресом ... распространяется информация для неопределенного круга лиц, указанную информацию необходимо признать запрещенной к распространению на территории РФ.

Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 приведенного Закона).

С учетом приведенных правовых норм признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе, является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.

На момент проверки соответствующие сетевые адреса по поисковым системам «.../» и ...» (универсальный сервис проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет»), размещённым на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет, отсутствует.

Из материалов дела следует, что в ходе проверочных мероприятий установлен правообладатель данного сайта. Так, согласно сведениям, предоставленным ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», администратором доменного имени ... является Кустрин Максим Сергеевич.

В соответствии с ч. 3 п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ», если иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»»), презюмируется, что владельцем сайтов является администратор доменных имен, адресующих на соответствующие сайты.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства администратор доменного имени ... Кустрин М.С. презюмируется в качестве владельца сайтов.

Согласно ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На момент проверки и обращения в суд вышеназванный указатель страницы сайта, на котором размещена запрещенная информация, в едином реестре отсутствует.

В целях ограничения доступа к указанному прокурором сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести указатель страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Добринского района Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Липецкой области для включения вышеуказанного доменного имени и (или) указателей страниц сайта «Интернет» и (или) сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Грищенко