ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1870/19 от 27.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-1870/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2019г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего Иванова Д.Н.

при секретаре Алексеенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ярцевского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещённой на Интернет-сайтах с URL-адресом «http://ivanklimov.ru», «http://prava.top», «http://spb.zacazat-prava.ru», «http://sanktpeterburg.poluchenie-prav.ru» информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,

установил:

Ярцевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http://ivanklimov.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологий и о защите информации проведён мониторинг Интернет-ресурсов и выявлен указанный сайт, на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку водительского удостоверения и свидетельства об окончании автошколы, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, как информация способствующая совершению уголовных и административно наказуемых деяний, и свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ярцевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http://prava.top», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологий и о защите информации проведён мониторинг Интернет-ресурсов и выявлен указанный сайт, на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку водительского удостоверения и свидетельства об окончании автошколы, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, как информация способствующая совершению уголовных и административно наказуемых деяний, и свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ярцевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http://spb.zacazat-prava.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологий и о защите информации проведён мониторинг Интернет-ресурсов и выявлен указанный сайт, на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку водительского удостоверения и свидетельства об окончании автошколы, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, как информация способствующая совершению уголовных и административно наказуемых деяний, и свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ярцевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http://sanktpeterburg.poluchenie-prav.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологий и о защите информации проведён мониторинг Интернет-ресурсов и выявлен указанный сайт, на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку водительского удостоверения и свидетельства об окончании автошколы, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, как информация способствующая совершению уголовных и административно наказуемых деяний, и свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Определением суда от 11 марта 2019г. административные дела по указанным административным исковым заявлениям на основании статьи 136 КАС РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Представитель истца Тимощенков Е.В. в судебном заседании административный иск поддержала.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи Федик О.О. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований не возражала.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 названного Закона).

По правилам ч.1 ст.9, ч.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На основании ч.ч.1, 3, 5 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Закона, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.3 ст.1 КАС РФ; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате проведенной прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологиях и о защите информации посредством мониторинга Интернет-ресурсов, выявлены сайты с URL-адресами «http://ivanklimov.ru», «http://prava.top», «http://spb.zacazat-prava.ru», «http://sanktpeterburg.poluchenie-prav.ru» на страницах которых пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку водительского удостоверения и свидетельства об окончании автошколы.

При этом вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

В настоящее время по используемым для размещения запрещенной информации сайтам в сети Интернет решения уполномоченного органа о запрете к распространению данной информации отсутствует. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации о данных сайтах не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Условиями получения прав на управление транспортными средствами согласно части 1 статьи 26 вышеуказанного закона является прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения, по окончании которого выдаётся соответствующее свидетельство.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

При этом незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (статья 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (статья 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа (водительского удостоверения) за плату без прохождения соответствующего обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования водительского удостоверения за плату без прохождения соответствующего обучения

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, её распространением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"

Согласно пункту 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ установлено, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ и подпункту "а" пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" основанием для включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов, сетевых адресов, содержащих информацию о персональных данных физического лица является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, незаконный и запрещенный характер сведений, размещенных на спорных ресурсах в сети «Интернет», нашел свое объективное подтверждение при разбирательстве дела.

Поскольку признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации позволяет предотвратить дальнейшее распространение такой информации в РФ среди неопределенного круга лиц путем включения Роскомнадзором, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе, электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, соответствующих данных в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101), суд удовлетворяет заявленные требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах с URL-адресами «http://ivanklimov.ru», «http://prava.top», «http://spb.zacazat-prava.ru», «http://sanktpeterburg.poluchenie-prav.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Судья Д.Н. Иванов