ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1871/2023 от 01.11.2023 Каневской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1871/2023

УИД: 23RS0019-01-2023-003171-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Каневская Краснодарского края 01 ноября 2023 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Лысенко С.Э.,

при секретаре Махорт Л.В.,

с участием помощника прокурора Каневского района Шемяковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каневской район о понуждении к устранению нарушений градостроительного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каневского района в порядке ст. 39 КАС РФ предъявил административный иск в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Каневской район о понуждении к устранению нарушений градостроительного законодательства, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Каневской район. Постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 30.03.2014 № 238 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы», при изучении которого выявлены противоречия действующему законодательству.

Порядок и основания проведения экологической экспертизы установлены ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ).

Орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 23 Федерального закона № 174-ФЗ обеспечивает государственную регистрацию заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон № 210-ФЗ, в том числе изменены требования к структуре административных регламентов.

Изучением Административного регламента установлено, что раздел, определяющий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах, не содержит варианты предоставления муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанной услуги отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, в том числе в отношении результата муниципальной услуги, за получением которого они обратились, что противоречит ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ.

Вопреки ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ структура Административного регламента не предусматривает машиночитаемое описание процедур предоставления услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.08.2022 № 346 утвержден план-график приведения административных регламентов предоставления государственных услуг органов местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Данным распоряжением рекомендовано органам местного самоуправления, расположенным на территории Каневского района, обеспечить разработку проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг в целях их приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ. Для органов местного самоуправления Каневского района данный срок определен во II квартале 2023 года.

Несвоевременное утверждение нормативных правовых актов в сфере градостроительства создает условия для нарушения прав граждан, что не способствует достижению целей правового регулирования. Бездействие органов местного самоуправления поселения в указанном направлении нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования Каневской район (ИНН 2334008330, ОГРН 1032319136365) принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений градостроительного законодательства и законодательства о государственной поддержке семей, имеющих детей путем разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы» в новой редакции в соответствии с требованиями, указанными в протесте от 01.06.2023.

Помощник прокурора, участвующий в деле, в судебном заседании поддержал административные исковые требования и просил об их удовлетворении.

Представитель администрации муниципального образования Каневской район в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и признании иска.

Суд, выслушав административного истца, изучив материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Общие положения, устанавливающие порядок предоставления муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).

Порядок и основания проведения экологической экспертизы установлены ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ).

Орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 23 Федерального закона № 174-ФЗ обеспечивает государственную регистрацию заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон № 210-ФЗ, в том числе изменены требования к структуре административных регламентов.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Каневской район. Постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 30.03.2014 № 238 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы», при изучении которого выявлены противоречия действующему законодательству.

Так, в административном регламенте в разделе, определяющем состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах, не содержит варианты предоставления муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанной услуги отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, в том числе в отношении результата муниципальной услуги, за получением которого они обратились, что противоречит ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ.

Вопреки ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ структура Административного регламента не предусматривает машиночитаемое описание процедур предоставления услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.08.2022 № 346 утвержден план-график приведения административных регламентов предоставления государственных услуг органов местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Данным распоряжением рекомендовано органам местного самоуправления, расположенным на территории Каневского района, обеспечить разработку проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг в целях их приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ. Для органов местного самоуправления Каневского района данный срок определен во II квартале 2023 года.

01.06.2023 прокуратурой района вынесен протест в адрес администрации Каневского района, по результатам рассмотрения которого сообщено о принятых мерах по устранению нарушений.

19 июня 2023 года проект постановления о внесении изменений в опротестованный Административный регламент поступил в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы, по итогам которой 17.07.2023 подготовлено отрицательное заключение (исх. № 22-03-2023/3109). Повторно после устранения недостатков проект постановления в прокуратуру района не поступал.

Бездействие администрации муниципального образования в указанном направлении нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Право на обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением предусмотрено п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

По административным искам, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования Каневской район принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений градостроительного законодательства и законодательства о государственной поддержке семей, имеющих детей путем разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы» в новой редакции в соответствии с требованиями, указанными в протесте от 01.06.2023.

Руководствуясь ч.3 ст. 1, ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каневской район о понуждении к устранению нарушений градостроительного законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Каневской район (ИНН 2334008330, ОГРН 1032319136365) принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений градостроительного законодательства и законодательства о государственной поддержке семей, имеющих детей путем разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы» в новой редакции в соответствии с требованиями, указанными в протесте от 01.06.2023.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято: 03.11.2023 г.

Судья-