ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1875/17 от 17.11.2017 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а- 1875/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2017 года г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Ключиковой Ю.С.,

при секретаре Шапаревой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Черногорска об оспаривании отказа в применении коэффициента при расчете арендной платы, суд

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации города Черногорска об оспаривании отказа от 11.08.2017 в применении коэффициента в размере 3,03 при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка № *** расположенного в *** заключенного между ним и Администрацией города Черногорска от 15.11.2010 и о возложении обязанность применять коэффициент 3,03 при расчета арендной платы за земельный участок.

Свои требования мотивировал тем, что 13.07.2017 обратился в Администрацию города Черногорска и несогласии с начислением арендной платы за пользование земельным участком. Письмом от 11.08.2017 ему было отказано в пересмотре расчетов арендной платы за использование земельного участка. Считает, данный отказ незаконным, так как при расчете арендной платы административном ответчиком применяется коэффициент 7,12, соответствующий коду вида разрешенного использования земельного участка 4.4 «Магазины: размещение объектов капительного строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. При этом по договору аренды от 15.11.2010 земельный участок был предоставлен для торгово-закупочной деятельности. Фактически на нем ни каких объектов, строений нет. В связи с чем, считает, что обоснованным будет применение коэффициента 3,03 соответствующего коду 4.3 «рынки: размещение объектов капительного строительства, сооружений предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, базар, рынок) с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м. Установление коэффициента 7,12 нарушает права истца, накладывает на него необоснованные обязательства по оплате арендной платы в завышенном размере, не соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, и нарушает требования Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 к основным принципам определения арендной платы – нарушен прицип экономической обоснованности.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежащим образом был извещен.

Представитель административного истца не представила доказательства своих полномочий, предусмотренные ст. 55 ч. 1 КАС РФ, в связи с чем не была допущена к участию в деле в качестве представителя.

Представитель Административного ответчика ФИО2 действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать. Суду пояснил, что при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка по *** от 15.11.2010, заключенного с ФИО3, не может применяться коэффициент соответствующий коду 4.3 «рынки: размещение объектов капительного строительства, сооружений предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, базар, рынок) с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м., так как данный земельный участок не может истцом использоваться под организацию рынка. В силу Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс РФ» рынок может быть организован только юридическим лицом, которое в установленном законом прядке зарегистрировано, для организации рынка необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Кроме того истец использует площадь более 200 кв.м. В связи с чем, требования административного истца являются необоснованными.

Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 218 ч. 1 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 219 ч. 1, КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

15.11.2010 между Администрацией города Черногорска и ФИО1 был заключен договор № *** аренды земельного участка, расположенного в *** Земельный участок представлен для торгово-закупочной деятельности.

Из представленного расчета арендной платы видно, что с 2016г. административному истцу рассчитывается арендная плата за данный земельный участок по формуле Ап = КС х Кв х Ки с применением Кв 7,12%. Данный коэффициент предусмотрен Постановлением Администрации города Черногорска от 21.12.2012 № 4408-П «Об утверждении коэффициентов арендной платы за земельные участки по винам разрешенного использования» для размещения объектов капительного строительства предназначенных для продажи товаром, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.. (код 4.4)

Административный истец 12.07.2017 направил в Администрацию г. Черногорска заявление о применении коэффициента, установленного по коду 4.3 «рынки: размещение объектов капительного строительства, сооружений предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, базар, рынок) с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м. в размере 3,03, так как на участке отсуствуют объекты капитального строительства и участок не используется, как торгово - развлекательный комплекс.

11.08.2017 ФИО1 направлен ответ о невозможности применения коэффициент 3.03 соответствующего виду деятельности с кодом 4.3 «рынки: размещение объектов капительного строительства, сооружений предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, базар, рынок) с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м.».

Административный истец подал 25.10.2017 в Черногорский городской суд заявление об оспаривании отказа в применении коэффициента 3.03% при расчете арендной платы. Административный иск подан до истечения трехмесячного срока, срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Предусмотренный ст. 219 ч. 1 КАС РФ срок не пропущен.

Согласно пп. 2 пп. 3 п. 3 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

Постановлением Правительства РХ от 23.01.2008 № 05 утверждено положение о порядке определения размера арендной платы, а так же порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, пунктом 2.2 которого в первоначальной редакции определена формула расчета годовой арендной платы за земельный участок, по формуле:

Ап = КС x Кв x Ки, где:

Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,

КС = S x УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м,

УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);

Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.

в которой участвует Кв – коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами местного самоуправления в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка.

В силу ст. 7 ч. 2 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 сентября 2014 г. N 540 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.

В соответствии с данным классификатором, Постановлением Администрации города Черногорска от 21.12.2012 № 4408 «Об утверждении коэффициентов арендной платы за земельные участки по видам разрешенного использования» в редакции постановления Администрации города Черногорска от 23.05.2016 № *** установлены коэффициенты для размещения объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка ( код 4.3) – 3,03%. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м ( код 4.4) – 7,12%.

Как следует из акта обследования земельного участка от 08.08.2017, составленного комиссией Администрации города Черногорска на земельном участке по *** данный земельный участок имеет ограждение, выполненное из металлического профлиста. Перед огражденным земельным участком около въезда расположены металлические контейнера, на которых размещены рекламные объявления о продаже товаров. По периметру забора расположены транспортны средства, так же размещены доски, поддоны, кирпичи.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального Закона № 271-ФЗ от 30.12.2006 «О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 148 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРАВО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО РЫНКА предусмотрен порядок выдачи юридическим лицам разрешений на право организации розничного рынка (далее - разрешение).Такое разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет.(п.2)

В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия разрешения не может превышать срока действия соответствующего договора (договоров) аренды.. (п.2)

Для получения разрешения юридическое лицо (далее - заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка (далее - уполномоченный орган), заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица (при наличии печати), от имени которого подается заявление.. (п.3)

При рассмотрении заявления о выдаче разрешения уполномоченный орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил документах.

Уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления. Принятое решение оформляется соответствующим актом уполномоченного органа.(п.4)

В срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган вручает (направляет) заявителю уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения, а в случае отказа в выдаче разрешения - уведомление об отказе в выдаче разрешения, в котором приводится обоснование причин такого отказа.(п.5).

Как следует из объяснений представителя ответчика разрешение на организацию розничного рынка на земельном участке по *** в установленном законом порядке - не выдавалось. Административный истец не является юридическим лицом. Кроме того из представленного суду акта обследования земельного участка от 08.08.2017 не следует, что на данном участке организованны торговые места, не превышающие 200 кв.м.

В связи с чем, суд считает, что Администрация города Черногорска обоснованно отказала ФИО1 в применении коэффициент предусмотренного для рынков - 3,03 %, так как земельный участок не используется для размещения объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарки, рынка, базара) с торговыми местами не более 200 кв.м. Поэтому Административный иск ФИО1 об оспаривании отказа Администрации города Черногорска от 11.08.2017 в применении коэффициента 3,03 при расчета арендной платы и о возложении обязанности применять данный коэффициент - не подлежит удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» установлено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

Административным ответчиком применяется при расчете арендной платы за земельный участок по *** коэффициент, предусмотренный Постановлением Администрации города Черногорска № *** от 21.12.2012. При определении коэффициентом за основу брались отчеты об экономическом обосновании и расчету коэффициентов видов разрешенного использования категории земельных участков, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности на территории муниципального образования города Черногорска составленные ООО «Экспертиза и оценка региональной собственности», в которых были учтены все многофакторные оценочные характеристики земельных участков, которые являются слагаемыми категории и вида земельного участка, влияющими на коэффициент арендной платы.

Данный нормативный акт истцом не оспорен. В связи с чем, у суда отсуствуют основания для проверки соответствия данного размера коэффициента принципу экономической обоснованности.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 222 и ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации города Черногорска об оспаривании отказа от 11.08.2017 в применении коэффициента в размере 3,03 при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка № *** от 15.11.2010 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Справка: мотивированное решение составлено 20 ноября 2017.