ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1875/2022 от 12.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-1875/2022

УИД: 36RS0001-01-2022-002014-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2022 года г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Кривотулова И.С.

при секретаре Бухтояровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Лесюк Алексею Михайловичу о прекращении действия права на огнестрельного оружия,

установил:

прокурор Железнодорожного района г. Воронежа, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Лесюк А.М. о прекращении действия права на осуществление охоты, предоставленное охотничьим билетом серия 36 № 055677, выданным 18.04.2017 года Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, и аннулировании охотничьего билета серия 36 № 055677.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района в рамках реализации надзорных полномочий, предусмотренных ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», установлено, что Лесюк А.М. имеет право на осуществление охоты в охотничьих угодьях на основании охотничьего билета единого федерального образца серия 36 № 055677, выданного 18.04.2017 года Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, что дает ему право на для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, и следовательно, возникновения права на добычу охотничьих ресурсов, использования орудий охоты.

В ходе проверки установлено, что Лесюк А.М. приговором Ленинского районного суда г. Воронежа от 24.06.2021 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.115, ч. 1 ст. 213 УК РФ и ему назначено наказание в виде исправительных работ на 1 год и 2 месяца с удержанием 5 % всех видов заработка.

Наличие у Лесюк А.М. непогашенной (неснятой) судимости является основанием для аннулирования выданного охотничьего билета, поскольку осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному круга лиц.

Определением судьи от 21.06.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено отделение лицензионно-разрешительной работы по г. Воронежу и на режимных объектах Управления Росгвардии по Воронежской области (л.д. 1, 2).

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Воронежа Антонова Ю.С. поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что назначенное по приговору суда наказание Лесюк А.М. полностью не отбыл, судимость не снята и не погашена.

Административный ответчик в судебное заседание не явился о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 16).

Представители заинтересованных лиц Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Воронежу и на режимных объектах Управления Росгвардии по Воронежской области судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда (л.д. 21, 25, 26).

Изучив материалы административного дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Из содержания части 1 статьи 39 КАС РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Если нормами КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (содержание ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", задачами которого в соответствии со статьей 1 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Воронежа района в рамках реализации надзорных полномочий, предусмотренных ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка в результате которой установлено, что Лесюк А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден по п. «а, в» ч. 2 ст. 115, п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ.

Согласно заключения старшего инспектора отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Воронежу и на режимных объектах Управления Росгвардии по Воронежской области Леснюк А.М. является владельцем двух единиц огнестрельного оружия: ......... сроком действия до 09.04.2024 года, и ........., разрешение на хранение и ношение серии РОХа № ....., сроком действия до 18.05.2022 года (лд. 11, 12).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 209 - ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее - Закон № 209 - ФЗ) право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждение форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утверждены приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее Приказ № 379).

Согласно п. 19 Приказа № 379 получение разрешения осуществляется заявителем лично на основании предъявляемого заявителем охотничьего билета либо его уполномоченным представителем по предъявлении документа, удостоверяющего личность, и доверенности.

Кроме того, согласно п. 5 приказа Минприроды России от 24.07.2020 года № 477 «Об утверждении Правил охоты» при осуществлении охоты физические лица обязаны иметь при себе охотничий билет.

Следовательно, наличие охотничиго билета предоставляет право на осуществление охоты на всей территории Российской Федерации. Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета утвержден приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета».

В соответствии со ст. 21 Закона № 209 - ФЗ и п. 1 Порядка охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума

Охотничий билет выдается лицам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер и признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр.

В соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона № 209 - ФЗ и п. 17 Порядка охотничий билет аннулируется уполномоченным органом при следующих основаниях: несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка; подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; судебного решения.

В силу положений ч. 11 ст. 21 Закона № 209 - ФЗ и п. 24 Порядка охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.

Согласно п. 25.1 Порядка в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.

Лесюк А.М. имеет право на осуществление охоты в охотничьих угодьях на основании охотничьего билета единого федерального образца серия 36 № 055677, выданного 18.04.2017 Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, что дает ему право на для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, и, следовательно, возникновения права на добычу охотничьих ресурсов, использования орудий охоты, что подтверждается сообщением Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (л.д.10).

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что Лесюк А.М. приговором Ленинского районного суда г. Воронежа от 24.06.2021 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115, ч. 1 ст. 213 УК РФ и ему назначено наказание в виде исправительных работ на 1 год и 2 месяца с удержанием 5 % всех видов заработка.

Таким образом, наличие у Лесюк А.М. непогашенной (неснятой) судимости является основанием для аннулирования выданного охотничьего билета, поскольку осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному круга лиц.

Постановлением правительства Воронежской области от 10.05.2012 № 382 утверждено Положение о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Положение).

Согласно п. 3.1.21 Положения одной из основных задач департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области является ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории Воронежской области и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Воронежской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По смыслу ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», охотничье оружие обладает особыми количественными и качественными состояниями, в результате действия которых производятся выстрелы и метательный снаряд становиться неконтролируемым для человека, владение (пользование, хранение) огнестрельным оружием представляет опасность для окружающих, а само огнестрельное охотничье оружие является источником повышенной опасности.

Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52- ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих доводы административного истца административным ответчиком не представлено, в связи с чем, суд считает заявленные требования законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Наличие у Лесюк А.М. охотничьего билета, а также сведений о нем в государственном охотхозяйственном реестре, является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, а также ношения и хранения охотничьего оружия, тогда как у данного лица отсутствуют законные основания для получения охотничьего билета, охотничьей деятельности, противоречит интересам Российской Федерации как собственника животного мира, а также нарушает права неопределенного круга лиц.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составляет 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

прекратить действие права Лесюк Алексею Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на осуществление охоты, предоставленное охотничьим билетом серия 36 № ....., выданным ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природных ресурсов и экологии .

Аннулировать охотничий билет серия 36 № ....., выданный 18.04.2017 года Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области на имя Лесюк Алексея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области внести сведения об аннулировании охотничьего билета 36 № ..... от 17.07.2013 года, выданного на имя Лесюк Алексея Михайловича, 20.07.1992 года рождения.

Взыскать с Лесюк Алексея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий судья Кривотулов И.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2022 года.