№2а-1877/2020 74RS0029-01-2020-004215-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 г. г. Магнитогорск
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Шапошниковой О.В.,
при секретаре Минцизбаевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Киселеву С.В. о взыскании недоимки по налогу
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Киселеву С.В., в котором просила взыскать задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1999 рублей, по транспортному налогу за 2018 год в размере 493 рублей, пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу. В обоснование иска указано, что налогоплательщиком Киселевым С.В. не исполнены требования об уплате налога и пени.
Представитель административного истца МИФНС №17 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явка представителя истца в судебное заседание н признана обязательной.
Административный ответчик Киселев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду письменные возражения, в которых указывает, что МИФНС №17 пропущен срок на взыскание налога за 2017 год, ссылается на то, что пени на недоимку по налогу им погашены.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участников, надлежащим образом извещенных о дне слушания.
Исследовав представленные суду документы, суд пришел к выводу, что административный иск МИФНС №17 подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации (в статье 57) устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу положений п. 2 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Из материалов дела усматривается, что Киселеву С.В. на праве собственности принадлежали автомобили: ВАЗ 2105, государственный регистрационный знак №, Ниссан Альмера, государственный регистрационный знак №, который снят с регистрационного учета 04 октября 2017 г.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ Киселеву С.В. направлялись налоговые уведомления, в том числе: от 06.08.2018 №134771830 об уплате транспортного налога за 2015 год; от 04.09.2017 №19969544 об уплате транспортного налога за 2016 год; от 14.07.2018 №32314623 об уплате транспортного налога за 2017 год; от 23.08.2019 №77033731 об уплате транспортного налога за 2018 год.
Налогоплательщиком Киселевым С.В. транспортный налог своевременно не оплачивался, налоговым органом производилось взыскание недоимки по налогам. Решением Ленинского районного суда г.Магнитогорска 14 ноября 2018 г. с Киселева С.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 и 2016 год в размере 5068 рублей, в том числе за 2016 год в размере 2534 рублей. (л.д.72). Недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 2534 рублей с ответчика взыскана судебным приказом №2а-1630/2017 от 01 августа 2017 г. (л.д.99). Также решением суда от 14 ноября 2018 г. по делу №2а-2248/2018 с Киселева С.В. взысканы пени на недоимку за 2015 год в размере 264,84 рубля за период с 01.12.2016 года по 24.11.2017 года и пени в размере 96,88 руб. (48,44 руб. + 48,44 руб.) на недоимку за 2014 год и 2016 год за период с 02.12.2017 года по 12.02.2018 года.
25 декабря 2018 г. административному ответчику было направлено требование №63496 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1999 рублей, пени за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в размере 10,63 рублей. Срок исполнения требования установлен до 04 февраля 2019 г. Данное требование административным ответчиком исполнено не было.
07 октября 2019 г. ответчику Киселеву С.В. было направлено требование №61418 об уплате пени по транспортному налогу в размере 740,09 рублей. Срок исполнения данного требования установлен до 15 ноября 2019 г.
При этом из представленного суду требования и расчета пени усматривается, что пени в общей сумме 740,09 рублей начислены на недоимку по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы, которая была фактически удержана с ответчика 27 августа 2019 года, в том числе пеня за период с 25.11.2017 по 26.08.2019 по транспортному налогу за 2015 год в сумме 385,72 рублей, а также пеня за период с 13.02.2018 по 26.08.2019 по транспортному налогу за 2016 год в размере 354,30 рублей. (л.д.29).
Пени по транспортному налогу за 2015-2016 г.г. были начислены исходя из того, что недоимка по транспортному налогу была взыскана с Киселева С.В. в ходе исполнительного производства 27 августа 2019 г.
18 марта 2020 г. ответчику Киселеву С.В. было направлено требование №41270 об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 493 рубля, пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 17.03.2020 в размере 10,79 рублей. Срок исполнения требования установлен до 28 апреля 2020 г.
02 июля 2020 г. МИФНС №17 обратилась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского района г.Магнитогорска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени с Киселева С.В. Судебный приказ от 03 июля 2020 г. отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Магнитогорска 17 июля 2020 г. на основании возражений административного ответчика.
09 сентября 2020 г. Межрайонная ИФНС № 17 обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Киселева С.В. недоимки по налогу, то есть в течение установленного законом шестимесячного срока после вынесения определения об отмене судебного приказа.
Разрешая исковые требования МИФНС №17 о взыскании с Киселева С.В. недоимки по налогу, суд исходит из следующего:
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспече-нию исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Феде-рации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Суд считает, что процедура взыскания задолженности с Киселева С.В., в том числе задолженности по пене налоговым органом соблюдена.
Налоговые уведомления направлялись ответчику с соблюдением положений статей 11.2, 52 Налогового кодекса РФ, требования об уплате пени - в соответствии с нормами статей 11.2, 69, 70 Налогового кодекса РФ. При этом запрета на взыскание в судебном порядке пени, начисленных в разных требованиях, путем подачи одного иска налоговое законодательство не содержит.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом, из разъяснений пункта 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Учитывая изложенное и срок уплаты Киселевым С.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 г. в ходе исполнительного производства по судебному приказу №2а-1630/2017 срок выставления требования об уплате пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2015 г., пени начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2016 год, в общем размере 740,09 рублей налоговым органом не пропущен, задолженность по налогу ответчиком погашена 27 августа 2019 г., требование об уплате пени направлено 07 октября 2019 г. Требования об уплате недоимки по налогам за 2017 и 2018 годы и пени, начисленной на недоимку по налогам за 2017 и 2018 годы, налоговым органом также направлены своевременно.
Суд не может принять во внимание довод административного ответчика о том, что налоговым органом пропущен срок на предъявление требований о взыскании транспортного налога за 2017 г., учитывая, что МИФНС №17 заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогу было направлено мировому судье в течение срока, установленного абзацем 2 п.2 ст.48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня когда общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превысила 3000 рублей, то есть с 18 марта 2020 г. Срок исполнения данного требования был установлен до 28 апреля 2020 г., с заявлением о выдаче судебного приказа МИФНС №17 обратилась 02 июля 2020 г.
Налоговым органом соблюден срок обращения за принудительным взысканием недоимки по налогам, также с учетом положений ст.69,70 Налогового кодекса РФ, учитывая дату возникновения недоимки 04 декабря 2019 г., установленный срок направления требований ( 3 месяца), срок вручения ( 6 рабочих дней), минимальный срок исполнения требования ( 8 рабочих дней), срок на обращение за принудительным взысканием (6 месяцев). Исчисленный нормативно пресекательный срок принудительного взыскания недоимки истекал 25 сентября 2020 г.
Киселев С.В. в своих возражениях указывает, что с него производится повторное взыскание пени, взысканной ранее решением суда, вместе с тем из представленных суду документов, в том числе расчета пени (л.д.29), расчета пени, имеющегося в материалах дела 2а-2248/2018 (л.д.119), усматривается, что решением суда от 14 ноября 2018 г. с ответчика была взыскана пеня за период с 02.12.2016 по 24.11.2017 г. по транспортному налогу за 2015 год в размере 264,84 рубля. При этом по настоящему делу налоговым органом предъявлена ко взысканию пеня за период с 25.11.2017 по 26.08.2019 по транспортному налогу за 2015 год в сумме 385,72 рублей, а также пеня за период с 13.02.2018 по 26.08.2019 по транспортному налогу за 2016 год в размере 354,30 рублей, всего в общем размере 740,09 рублей. Суд считает, что допущенная представителем административного истца ошибка в указании периода начисления пени, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части, поскольку в ходе судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства дела, период нарушения ответчиком Киселевым С.В. обязанности по уплате транспортного налога.
Учитывая, что налоговым органом были соблюдены требования, предусмотренные законом, сроки и порядок принудительного взыскания налогов, не оплаченных административным ответчиком в добровольном порядке, требования МИФНС России №17 о взыскании недоимки подлежат удовлетворению. При этом суд полагает необходимым взыскать с Киселева С.В. пени на недоимку за 2015 год за период с 25.11.2017 по 26.08.2019 в сумме 385,72 рублей, а также пени на недоимку за 2016 год за период с 13.02.2018 по 26.08.2019 в размере 354,30 рублей
В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ с Киселева С.В. следует взыскать государственную пошлину, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 400 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Киселева СВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 1999 рублей, пени за период с 04.12.2018 по 24.12.2018 в размере 10,63 рублей, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 493 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 17.03.2020, пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 25.11.2017 по 26.08.2019 в сумме 385,72 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за период с 13.02.2018 по 26.08.2019 в размере 354,30 рублей.
Взыскать с Киселева СВ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2020 г.