ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1878/16 от 20.07.2016 Ленинскогого районного суда (Тульская область)

Дело №2а-1878/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2016 года п. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе

председательствующего судьи Кольцюк В. М.,

при секретаре Леоновой Е. О.,

с участием

административного ответчика Афанасьева Ю. Э.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области к Афанасьеву <данные изъяты> о взыскании недоимок по налогам и пени

установил:

Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области обратилась в судебном порядке к Афанасьеву <данные изъяты> с административным иском о взыскании недоимок по налогам и пени в котором указала, что ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

Налоговым органом Афанасьеву Ю. Э. был начислен налог на имущество физических лиц <данные изъяты>. в размере <данные изъяты> и транспортный налог <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.

Согласно ст.52 НК РФ, Афанасьеву Ю. Э. было направлено единое налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку ответчик в указанный срок уплату налогов не произвел, в соответствие со ст.69 НК РФ ДД.ММ.ГГГГ ему было направлено требование об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, исчисленные в порядке ст.75 НК РФ пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, исчисленные в порядке ст.75 НК РФ пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом Афанасьеву Ю. Э. было направлено требование об уплате пени в размере <данные изъяты>.

Ссылаясь на нормы НК РФ Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области просит суд взыскать с Афанасьева Ю. Э. в свою пользу недоимку <данные изъяты>. по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, недоимку <данные изъяты> по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.

Представитель МИФНС №12 по Тульской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год ФИО1 письменным заявлением исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила их удовлетворить в полном объёме.

Административный ответчик Афанасьев Ю. Э. в судебном заседании исковые требования в части недоимки по налогу на имущество физических лиц признал, в оставшейся части исковые требования не признал, полагая, что пени по налогам начислены с нарушением требований ст.75 НК РФ, а транспортный налог начислен незаконно, поскольку данный налог подлежит уплате по месту жительства налогоплательщика. Так как с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в <адрес>, Межрайонная ИФНС России №12 по Тульской области была обязана передать его на учёт в налоговый орган по новому месту жительства, и была не вправе начислять ему транспортный налог <данные изъяты>.. Все налоговые уведомления, поступающие ему от Межрайонной ИФНС России №8 по Тульской области он считает законными, так как они поступают из налогового органа по месту его жительства, и по данным уведомлениям он все налоги оплачивает.

Признав участие представителя административного истца в судебном заседании не обязательным, заслушав пояснения административного ответчика и исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).

П.2 ч.1 ст.401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната).

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).

Согласно ч.1 и ч.2 ст.409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствие со ст.356 НК РФ, транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (ст.357 НК РФ).

Согласно ч.1 ст.358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год (ч.1 ст.360 НК РФ).

В соответствие с ч.1 и ч.3 ст.363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Ч.1 ст.5 Закона Тульской области от 28 ноября 2002 N343-ЗТО «О транспортном налоге», на 2014 г. на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно была установлена налоговая ставка в размере 75 рублей с каждой лошадиной силы.

Ч.1 и ч.2 ст.52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно ч.2 и ч.6 ст.5 НК РФ, подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствие с ч.1 и ч.2 ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ч.1 ст.70 НК РФ)

В соответствие с ч.ч.1, 2, 3 ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области Афанасьеву Ю. Э. было направлено единое налоговое уведомление об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога <данные изъяты> г. в размере <данные изъяты>, рассчитанного исходя из наличия у него в собственности транспортного средства <данные изъяты> а также, налога на имущество физических лиц <данные изъяты>. в размере <данные изъяты> рассчитанного исходя из наличия у него в собственности имущества в виде <данные изъяты> доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, Данное уведомление налогового органа основано на законе, и подлежало исполнению налогоплательщиком в указанные сроки.

В связи с неисполнением налогоплательщиком возложенных на него законом обязанностей по уплате налогов, на основании ст.69 НК РФ ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ему было направлено требование об уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Данные требования налогового органа налогоплательщиком Афанасьевым Ю. Э. также были проигнорированы.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области в адрес Афанасьева Ю. Э. было направлено требование об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, исходя из наличия у него недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> со сроком уплаты к ДД.ММ.ГГГГ, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> со сроком уплаты к ДД.ММ.ГГГГ, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> со сроком уплаты к ДД.ММ.ГГГГ; пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, исходя из недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, всего пени в размере <данные изъяты>.

Административный истец просит суд взыскать с Афанасьева Ю. Э. недоимки по налогам и пени <данные изъяты> Расчёт сумм недоимок по налогам произведен истцом в соответствие с требованием закона и в данной части исковые требования основаны на законе.

Из представленного административным истцом расчёта пени следует, что пени исчислен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из недоимки по налогу в размере <данные изъяты>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из недоимки по налогу в размере <данные изъяты>. Также, налоговым органом представлен расчёт пени из которого следует, что расчёт пени произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из недоимки по налогу в размере <данные изъяты>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из недоимки в размере <данные изъяты>, и общий размер пени по налогу на имущество физических лиц составил и исходя из данных расчётов, общий размер пени составил <данные изъяты>.

Однако, такие суммы недоимок ни в налоговом уведомлении <данные изъяты> ни в требованиях об уплате недоимок по налогам - не указаны. Также, в расчёте пени не указано, за какие налоги начислены пени и за какой налоговый период, по какой причине для расчёта пени взяты суммы недоимок, отличающиеся от сумм, указанных в требованиях об уплате налогов. На запрос суда дать пояснения по данным обстоятельствам ответа не последовало. Повторно представленные налоговым органом расчёты пени дублируют ранее представленные расчёты, и также рассчитаны исходя из недоимок в размере <данные изъяты>, не содержат необходимых пояснений.

Согласно положениям ст.75 НК РФ, пени исчисляются начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога до дня фактической уплаты налога, из чего следует, что период просрочки Афанасьевым Ю. Э. уплаты транспортного налога <данные изъяты> составляет с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия решения суда, то есть <данные изъяты> Согласно указанию банка России от ДД.ММ.ГГГГ ставка рефинансирования на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке и по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты>Указание Банка России от 11 декабря с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет <данные изъяты> «Информация Банка России от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, размер пени в связи с неуплатой Афанасьевым Ю. Э. транспортного налога <данные изъяты>. в установленные НК РФ сроки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: <данные изъяты>

Размер пени в связи с неуплатой Афанасьевым Ю. Э. налога на имущество физических лиц <данные изъяты> в установленные НК РФ сроки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: <данные изъяты>

Суд не может принять утверждения административного ответчика Афанасьева Ю. Э. о том, что начисление ему Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области транспортного налога является незаконным, по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации.

В соответствие с ч.4 ст.84 НК РФ, в случаях изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьёй 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N347-ФЗ в ч.4 ст.84 НК РФ был введен абзац следующего содержания: «постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьёй 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Ч.1 ст.84 НК РФ установлено, что постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

П.15 «Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента», утверждённого приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн определено, что если налоговый орган по месту нахождения принадлежащих физическому лицу транспортного средства не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу транспортного средства не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.

В соответствие с п.16 данного Порядка, постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России

Как следует из приложения к иску Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области, и из ответа на запрос суда Межрайонной ИФНС России №8 по Тульской области, начисление Афанасьеву Ю. Э. транспортного налога осуществлено налоговым органом по месту его регистрации до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Тогда как с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован и фактически проживает по иному адресу: <адрес>. В соответствие с положениями ч.3 ст.85, ч.1 и ч.4 ст.84 НК РФ, поскольку Афанасьев Ю. Э. изменил место жительства, Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области надлежало снять его с налогового учёта плательщиков транспортного налога, а Межрайонной ИФНС России №8 по Тульской области надлежало осуществить его постановку на учёт по новому месту жительства как плательщика транспортного налога. Сведения о причинах невыполнения налоговыми органами требований налогового законодательства в материалах дела отсутствуют.

Однако, в соответствие с ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.

Частями 1,2 и 3 ст.44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.

В соответствие с положениями статей 357 и 358 НК РФ, обязанность по уплате транспортного налога возникла у Афанасьева Ю. Э. в связи с наличием у него в собственности транспортного средства, и данная обязанность должна им быть исполнена не зависимо от того, каким налоговым органом ему начислен транспортный налог. Тот факт, что транспортный налог Афанасьеву Ю. Э. исчислен налоговым органом по его прежнему месту жительства не является основанием для не исполнения обязанности по уплате налога и отказа в исковых требованиях. Тем более, что данный налог подлежит им уплате по ОКТМО, который одинаков для обоих налоговых органов.

Утверждение Афанасьева Ю. Э. о том, что уплата им транспортного налога в пользу Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области может повлечь двойное налогообложение не соответствует действительности, поскольку из ответа на запрос суда Межрайонной ИФНС России №8 по Тульской области следует, что транспортный налог ему не начисляется.

Требование об уплате недоимок по налогам и пени, а также административное исковое заявление направлены административным истцом в соответствие с положениями ст.48, ст.70 НК РФ и ст.125 КАС РФ.

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ, с Афанасьева Ю. Э. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.175—177, 290, КАС РФ,

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Афанасьева <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области недоимку по транспортному налогу <данные изъяты>. в размере 18 675 рублей, пени по транспортному налогу в размере 431 рубль 30 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц <данные изъяты>. в размере 30 рублей 65 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 83 копейки, а всего 19 137 (девятнадцать тысяч сто тридцать семь) рублей 78 копеек.

В оставшейся части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Афанасьева <данные изъяты> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 765 (семьсот шестьдесят пять) рублей 51 копейка.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области.

Председательствующий В. М. Кольцюк