ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1878/2020УИД230013-01-2020-003000-84 от 21.12.2020 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1878/20 УИД 23RS0013-01-2020-003000-84

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 21 декабря 2020 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Хайрутдиновой О.С.,

при секретаре Уралевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску муниципального казенного «Учреждения по обеспечению деятельности органом местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район»к административному ответчику Гулькевичскому районному отделению судебных приставов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное «Учреждения по обеспечению деятельности органом местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» к административному ответчику Гулькевичскому районному отделению судебных приставов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от 26 октября 2020 года.

В обоснование требований истец указал в заявлении, что решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 26 июня 2020 года по делу удовлетворено заявление прокурора Гулькевичского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно: завести журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; разработать схему эвакуации укрываемых из очага поражения; при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время запрещается устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; установить при использовании помещений защитного сооружения гражданской обороны для размещения складских помещений устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления; разработать инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования защитного сооружения; согласовать режим повседневной деятельности защитного сооружения гражданской обороны при использовании для нужд организаций с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; обеспечить группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения; создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых; обеспечить готовность личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений, обучению рабочих и служащих правилам пользования ими в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; согласовать и заверить копии поэтажного плана и экспликации помещений объекта гражданской обороны организацией - балансодержателем защитного сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; провести ежегодную оценку технического состояния защитного сооружения с составлением соответствующего акта; провести техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, ТО-3) технических систем защитного сооружения, с отметками в соответствующем журнале. Гулькевичским районным отделом УФССП России по Краснодарскому краю на основании исполнительного документа: Исполнительный лист от 5 августа 2020 года, выданного органом: Гулькевичский районный суд по делу , вступившему в законную силу 31 июля 2020 года, возбуждено исполнительное производство от 19 августа 2020 года -ИП. Во исполнение требований исполнительного документа выполнены следующие мероприятия: заведен журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; разработана инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования защитного сооружения; согласована и заверена копия поэтажного плана и экспликации помещений объекта гражданской обороны организацией - балансодержателем защитного сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; проведена ежегодная оценка технического состояния защитного сооружения с составлением соответствующего акта; направлена заявка на обучение рабочих и служащих правилам пользования ими в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В связи с неисполнением МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» требований исполнительного документа в полном объеме, Гулькевичским районным отделом УФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление от 26 октября 2020 года о взыскании с МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (получено на руки 2 ноября 2020 года). В настоящее время по итогам комиссионного обследования защитного сооружения гражданской обороны, являющегося предметом исполнения требований исполнительного документа, проведенного в соответствии с приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю от 14 сентября 2020 года «О проведении мероприятий по обследованию и выявлению объектов, поставленных на учет в качестве защитных сооружений гражданской обороны при отсутствии соответствующей документации и исключению сведений из учета защитных сооружений в отношении указанных объектов на территории Краснодарского края», рассматривается вопрос об исключении указанного защитного сооружения из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны и утрате его статуса в качестве защитного сооружения гражданской обороны. Согласно частям 1, 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника- организации - пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно части 7 статьи 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного размера. Просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемый на основании постановления Гулькевичского районного отдела УФССП России по Краснодарскому краю от 26 октября 2020 года о взыскании исполнительского сбора с 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей до 37 500 (тридцати семи тысяч пятьсот) рублей

В судебное заседание представитель административного истца не явился. В заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель административного ответчика, Гулькевичского районного отделения судебных приставов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О дне слушания уведомлен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, изучив материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно п.13 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.

В соответствии с ч.1 ст. 105 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительском производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В пунктах 2,3 и 4 указанного постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, и разъяснил, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом размер взыскания, установленный в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», представляет собой лишь допустимый максимум и может быть снижен правоприменителем.

Согласно п.2 резолютивной части указанного постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 26 июня 2020 года по делу удовлетворен иск прокурора Гулькевичского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне. МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» обязано в отношении укрытия с инвентарным номером (подвальное помещение): завести журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; разработать схему эвакуации укрываемых из очага поражения; при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время запрещается устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; установить при использовании помещений защитного сооружения гражданской обороны для размещения складских помещений устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления; разработать инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования защитного сооружения; согласовать режим повседневной деятельности защитного сооружения гражданской обороны при использовании для нужд организаций с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; обеспечить группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения; создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых; обеспечить готовность личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений, обучению рабочих и служащих правилам пользования ими в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; согласовать и заверить копии поэтажного плана и экспликации помещений объекта гражданской обороны организацией - балансодержателем защитного сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; провести ежегодную оценку технического состояния защитного сооружения с составлением соответствующего акта; провести техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, ТО-3) технических систем защитного сооружения, с отметками в соответствующем журнале.

На основании решения суда 05 августа 2020 года выдан исполнительный лист от 26 июня 2020 года,

19 августа 2020 года Гулькевичским районным отделом УФССП России по Краснодарскому краю на основании исполнительного документа возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.

Требования исполнительного документа исполнены должником не в полном объёме, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель 26 октября 2020 года вынес постановление о взыскании с МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Из материалов дела следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора получено представителем должника.

В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Суд исходит из того, что исполнительский сбор представляет собой штрафную санкцию, относящуюся к мерам публично-правовой ответственности, применяющейся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства, данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, которая может быть снижена правоприменителем, исходя из характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Оценив представленные сторонами доказательства, с учетом положения ч.6 и 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», принимая во внимание тяжелое материальное положение должника, который является муниципальным учреждением, и взыскание исполнительского сбора в полном объёме усложнит материальное положение бюджета учреждения, приведёт к проблемам исполнения бюджетных обязательств, в том числе исполнения решения суда, суд пришел к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора.

Указанные истцом причины неисполнения судебного акта являются уважительными, имеются основания для удовлетворения требований истца об уменьшении исполнительского сбора, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» предпринимаются должные меры для исполнения решения суда, однако данная возможность не была реализована своевременно в силу объективных обстоятельств, исключающих возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок, что существенно снижает степень вины должника.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения в заявленных требований, поскольку имеются основания для уменьшения исполнительского сбора в соответствии с требованиями ч.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» с 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей до 37 500 (тридцати семи тысяч пятьсот) рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 295 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск муниципального казенного «Учреждения по обеспечению деятельности органом местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» к административному ответчику Гулькевичскому районному отделению судебных приставов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора, удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительного сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю от 26 октября 2020 года с должника муниципального казенного «Учреждения по обеспечению деятельности органом местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» по исполнению решения Гулькевичского районного суда от 26 июня 2020 года, выданного Гулькевичским районным судом по делу , в отношении должника: муниципального казенного «Учреждения по обеспечению деятельности органом местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район и муниципальных учреждений муниципального образования Гулькевичский район» с 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей до 37 500 (тридцати семи тысяч пятьсот) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 25 декабря 2020 года.

Судья Гулькевичского

Районного суда О.С.Хайрутдинова