ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-187/19 от 03.06.2019 Владивостокского гарнизонного военного суда (Приморский край)

УИД 25GV0001-01-2019-000230-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июня 2019 года г. Владивосток

Владивостокский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Марченко С.А., при секретаре Краевой А.А., с участием представителя административного истца – адвоката Петрова А.С., представителя начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Тишера А.Е., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Петрова А.С., поданному от имени Русака В. В. об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, связанных с истребованием обязательства о сдаче жилого помещения и отказом во внеочередном обеспечении его жилищной субсидией,

установил:

Петров А.С. от имени Русака В.В. обратился с административным иском, в котором просил признать незаконным требование начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ представить обязательство о сдаче жилого помещения, подписанное администрацией г. Владивостока. Кроме того Петров А.С. просил признать незаконными действия этого же должностного лица, связанные с отказом во внеочередном обеспечении Русака В.В. жилищной субсидией.

В обоснование иска Петров А.С. указал, что в 2018 году истцом и совершеннолетними членами его семьи было дано обязательство о сдаче занимаемого ими жилого помещения по адресу: (адрес 1), заверенное командиром войсковой части 1, которое было направлено в Администрацию г. Владивостока и для сведения в 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ. Однако ответчиком в феврале 2019 года до истца было доведено, что для получения жилищной субсидии необходимо предоставить обязательство о сдаче занимаемого семьей истца жилого помещения, подписанного Администрацией г. Владивостока. Помимо этого до настоящего времени ответчиком не предпринимается никаких мер для обеспечения семьи истца жилищной субсидией во внеочередном порядке.

Представитель ответчика Тишер А.Е. просил в удовлетворении иска отказать и пояснил, что право на внеочередное обеспечение истца и его семьи жилищным органом не оспаривается, поскольку истец имеет троих детей. Вместе с тем обязательство о сдаче жилого помещения, не подписанное Администрацией г. Владивостока как второй стороной, не имеет юридической силы и противоречит действующему законодательству.

Административный истец, извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, что в соответствии со ст. 226 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, военный суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Русак В.В., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, с 31 августа 2018 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 6 человек, и проживает в жилом помещении по адресу: (адрес 1), общей площадью 65,9 кв.м.

В 2004 году Русак В.В. получил указанное жилое помещение от Администрации г. Владивостока и в 2007 году он, его супруга и две дочери приобрели данное жилое помещение в собственность по 1/4 доли в праве.

На основании Соглашения от 20 июня 2018 года указанное жилое помещение было передано истцом и членами его семьи в собственность Администрации г. Владивостока и 22 августа 2018 года по договору социального найма Русаку В.В. данное жилое помещение было передано в бессрочное владение и пользование.

9 ноября 2018 года истцом и совершеннолетними членами его семьи было дано обязательство о сдаче занимаемого ими жилого помещения по вышеуказанному адресу, заверенное командиром войсковой части 1 которое было направлено в Администрацию г. Владивостока и для сведения в 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, однако ответчиком в феврале 2019 года до истца было доведено, что для получения жилищной субсидии необходимо предоставить обязательство о сдаче занимаемого семьей истца жилого помещения, подписанного Администрацией г. Владивостока.

Согласно пункту 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. № 76 (далее – Правила) норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.

Из содержания указанных Правил следует, что вопрос об обеспечении военнослужащего жилищной субсидией может быть поставлен только после передачи находящегося в его пользовании жилого помещения его собственнику, при согласии собственника с его получением, либо о принятии на себя письменного обязательства о передаче жилого помещения органу, предоставившему жилое помещение и выраженном согласии этого органа принять у военнослужащего указанное жилое помещение.

Форма обязательства указанными Правилами не установлена.

Согласно ч. 1 ст. 7 Жилищного Кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право в зависимости от времени заключения первого контракта о прохождении военной службы, выслуги лет и основания увольнения обеспечиваться жильем от государства в виде жилого помещения для постоянного проживания, жилищной субсидии на его приобретение и путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Таким образом, применение нормативных актов, прямо регулирующих принятие военнослужащим на себя обязательства о передаче жилого помещения в отсутствие формы обязательства при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией, предусмотренной Правилами, не противоречит существу этих Правил.

Такое обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения предусмотрено Приложением № 6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.

Согласно данному обязательству одна сторона (военнослужащий и члены его семьи) обязуется сдать жилое помещение, а другая сторона (орган местного самоуправления, муниципальный орган) обязуется принять указанное жилое помещение. Принятые на себя обязательства скрепляются подписями сдающей и принимающей стороны.

Поскольку истцом в подтверждение намерений сдать занимаемое им жилое помещение представлено обязательство, подписанное только им и членами его семьи, то из этого следует, что обязательство принять указанное жилое помещение Администрацией г. Владивостока на себя не принято, и оснований полагать, что Русаком В.В. выполнены условия, изложенные в п. 4 Правил у суда не имеется.

Каких-либо доказательств того, что Администрацией г. Владивостока Русаку В.В. было отказано в подписании обязательства о расторжении договора социального найма истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает требование ответчика о представлении Русаком В.В. обязательства о сдаче жилого помещения, подписанное как стороной такого обязательства Администрацией г. Владивостока законно и обоснованно, а иск в этой части не подлежащим удовлетворению.

Оценивая требование истца о признании незаконными действий ответчика, связанных с отказом во внеочередном обеспечении Русака В.В. жилищной субсидией, суд исходит из следующего.

В своем обращении от 7 марта 2019 года истец через своего представителя Петрова А.С. просит принять меры к внеочередному обеспечению его жилищной субсидией.

В сообщении от 1 апреля 2019 года ответчик, ссылаясь на законодательство РФ, регулирующее порядок обеспечения военнослужащих жилищной субсидией, указывает, что в настоящее время проводится работа по обеспечению военнослужащих, вставших на учет до 1 января 2016 года как в порядке очереди, так и в порядке внеочередного обеспечения такой субсидией. При этом в самом ответе отказа обеспечить истца жильем во внеочередном порядке не содержится.

В суде установлено, что Русак В.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма способом обеспечения – жилищной субсидией составом семьи 6 человек: истец, его супруга, трое дочерей и внучка.

Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел жилищные гарантии для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (пункты 1, 3, 4, 14), а также ввел дополнительную льготу в виде внеочередного предоставления жилищных гарантий для военнослужащих, имеющих трех и более детей (пункт 17).

Таким образом, истец в силу Закона имеет право на внеочередное обеспечение его жильем.

В судебном заседании представитель ответчика Тишер А.Е. пояснил, что право истца на внеочередное обеспечение его жилищной субсидией ответчиком не оспаривается.

Поскольку истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях 31 августа 2018 года, каких-либо доказательств того, что жилищной субсидией были обеспечены военнослужащие, имеющие право на внеочередное субсидией и принятые на соответствующий учет позднее него, им не представлено, а самим ответчиком такое право истца не оспаривается, то суд полагает и в этой части иск не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

В удовлетворении административного иска Петрова А.С. от имени Русака В. В. об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, связанных с истребованием обязательства о сдаче жилого помещения и отказом во внеочередном обеспечении его жилищной субсидией – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Владивостокский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Марченко