Дело №
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Болотнинский районный суд <адрес> (633340, <адрес>, тел. №, e-mail: bolotninsky.nsk@sudrf.ru) в составе:
председательствующего судьи Баланова О.В.,
секретаря с/з Чубуковой Н.М.,
с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Шабалина А.А.,
представителя административного ответчика - администрации Болотнинского района Новосибирской области Ёлгиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Болотнинского района Новосибирской области к администрации Болотнинского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Болотнинского района по определению объектов и мест отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории Болотнинского района и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор Болотнинского района Новосибирской области обратился в суд с иском к администрации Болотнинского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Болотнинского района по определению объектов и мест отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории Болотнинского района и возложении обязанности.
В судебном заседании представитель истца Шабалин А.А. поддержал исковые требования, пояснив, что проведенной прокуратурой Болотнинского района проверкой соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, установлено, что отбывание наказаний осужденными к обязательным и исправительным работам на территории Болотнинского района Новосибирской области осуществляется без соответствующего постановления администрации Болотнинского района. В нарушение положений ст.ст. 25, 39 УИК РФ, 49, 50 УК РФ, ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, администрацией муниципального образования Болотнинский район Новосибирской области по согласованию с филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Болотнинскому району Новосибирской области не определены конкретные учреждения, организации и места, на которых осужденные должны отбывать наказание в виде обязательных и исправительных работ. Так, в июне 2017 года прокуратурой района внесены протесты главам сельских поселений Болотнинского района на постановления об определении мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Внесенные протесты удовлетворены. С целью инициирования определения мест для отбывания обязательных и исправительных работ прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Болотнинского района внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в соответствии с требованиями ст.ст. 39 и 50 УИК РФ.
Постановлением администрации Болотнинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении объектов для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» представление прокуратуры удовлетворено, места для отбывания работ определены. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Болотнинского района внесены изменения в данное постановление.
Администрация Болотнинского района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконно отменила постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении объектов для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ на территории Болотнинского района Новосибирской области в 2017 году» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Болотнинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с ч.1 ст. 49 УК РФ и ч.1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В соответствии с ч.1 ст. 50 УК РФ и ч.1 ст. 39 УИК РФ наказание в виде исправительных работ отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с этим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации в сфере уголовного и уголовно- исполнительного законодательства осуществлено путем прямого указания в упомянутых выше нормах УК РФ, УИК РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом осуществление этих полномочий органами местного самоуправления сельских поселений ни названными нормативными правовыми актами, ни какими-либо иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области не предусмотрено. В нарушение указанных требований закона администрация Болотнинского района не согласовала с уголовно-исполнительной инспекцией объекты и не определила места для отбывания наказания осужденными к обязательными и исправительным работам в 2018 году на территории Болотнинского района. Во исполнение установленных требований закона Главе Болотнинского района необходимо определить виды обязательных и исправительных работ, а также объекты, на которых они будут отбываться на территории каждого из муниципальных образований Болотнинского района. Он просит суд признать незаконным бездействие администрации Болотнинского района по определению мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ на территории муниципальных образований (поселений) Болотнинского района, обязать администрацию Болотнинского района определить перечень организаций для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ на территории муниципальных образований Болотнинского района на 2018 год.
Представитель административного ответчика - администрации Болотнинского района Новосибирской области Ёлгина О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что указанные в ч.1 ст.49, ч.1 ст.50 УК РФ и ч.1 ст.25, ч.1 ст.39 УИК РФ полномочия органам местного самоуправления в порядке ч.3 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ не передавались. Возложение обязанности по принятию муниципального правового акта Болотнинского района Новосибирской области в части определения объектов и мест отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ будет находиться в противоречии с законодательством РФ вследствие отсутствия такой компетенции у муниципального района.
Представитель третьего лица - филиала ФКУ УИИ ГУФСИН России по Болотнинскому району Новосибирской области в судебное заседание не явился, сведений о причине неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему:
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, прокуратурой Болотнинского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, по результатам которой было установлено, что в нарушение положений ст. ст. 25, 39 УИК РФ, ст. ст. 49, 50 УК РФ, ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ администрацией муниципального образования Болотнинский район Новосибирской области по согласованию с филиалом ФКУ УИИ ГУФСИН России по Болотнинскому району Новосибирской области не определены конкретные учреждения, организации и места, на которых осужденные должны отбывать наказание в виде обязательных и исправительных работ.
Постановлением администрации Болотнинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении объектов для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» места для отбывания работ определены. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Болотнинского района Новосибирской области внесены изменения в данное постановление. Однако постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № Администрация Болотнинского района Новосибирской области отменила постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении объектов для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ на территории Болотнинского района Новосибирской области в 2017 году» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Болотнинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении объектов для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ на территории Болотнинского района Новосибирской области в 2017 году».
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации принятие уголовного и уголовно – исполнительного законодательства отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В силу ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с ч.ч. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельным государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Российской Федерацией органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодательством органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов определены как органы, уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия, в том числе определять в районе места жительства осужденного к исправительным работам, места работы по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельского либо городского поселения названным федеральным законом не предусмотрено.
Таким образом, места отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, как и виды обязательных работ должны определяться администрацией Болотнинского района Новосибирской области.
Неисполнение администрацией Болотнинского района обязанности по определению конкретных учреждений, организаций и мест для отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ нарушает интересы государства на исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает Федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного законодательства и задачи уголовно- исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.
Доводы административного ответчика о том, что полномочия по определению мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ не являются государственными полномочиями, переданными на муниципальный уровень, не могут быть приняты судом, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществлено федеральными законами путем прямого указания в ст.ст. 49 и 50 УК РФ и ст.ст. 25 и 39 УИК РФ. Федеральный закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия - это органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Иные доводы административного ответчика также не могут быть приняты судом, поскольку построены на неправильном толковании закона.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 178, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Болотнинского района Новосибирской области к администрации Болотнинского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Болотнинского района Новосибирской области по определению мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ на территории муниципальных образований (поселений) Болотнинского района Новосибирской области.
Обязать администрацию Болотнинского района Новосибирской области определить перечень организаций для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ на территории муниципальных образований Болотнинского района на 2018 год.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Болотнинский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий: _____________________/Баланов О.В./