ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-187/2023 от 26.07.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-187/2023

Верховный Суд Республики Крым в составе

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Колесник Е.А.,

при участии представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» Мальченко И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, административное исковое заявление административного искового заявления Гонтарь Вадима Анатольевича к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,

У С Т А Н О В И Л

Гонтарь Вадим Анатольевич (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Определением от 22.06.2023 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

Руководствуясь ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), истец 26.06.2023 года направил на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просил признать незаконным определение кадастровой стоимости на территории Республики Крым в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 871617,72 рублей; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной на 11.05.2022 года, в размере 465070,2 рублей.

В судебном заседании, которое состоялось 07.07.2023 года, истец настаивал на удовлетворении заявленных требований с учетом ходатайства от 26.06.2023 года.

Истец, действуя согласно ст.46 КАС РФ, направил 12.07.2023 года на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил признать незаконным определение кадастровой стоимости на территории Республики Крым в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ; исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 871617,72 рублей; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной на 11.05.2022 года в размере 465070,2 рублей, обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» произвести пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером с учетом ценообразующих факторов: отсутствие обеспечения инженерной инфраструктуры и нахождение в зоне с особыми условиями использования территории.

В судебном заседании, которое состоялось 13.07.2023 года, истец настаивал на удовлетворении требований с учетом ходатайства от 12.07.2023года. Представитель Государственного бюджетного учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» возражал против удовлетворения ходатайства истца.

Рассмотрение дела было отложено до 20.07.2023 года, у истца были истребованы документы, подтверждающие его право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 90:24:030102:7319.

Истцом 13.07.2023 года приобщены в материалы дела документы, подтверждающие, по его мнению, право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 90:24:030102:7319.

В судебном заседании, которое состоялось 20.07.2023 года, истец настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом ходатайства об их уточнении, направленного 12.07.2023 года на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым, представители Государственного бюджетного учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» возражали против удовлетворения ходатайства истца, указали на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Верховный Суд Республики Крым определением от 20.07.2023 года, руководствуясь ст.46 КАС РФ, отказал истцу в удовлетворении направленного на электронный адрес суда 12.07.2023 года заявления об уточнении исковых требований, продолжив рассматривать требования, заявленные в ходатайстве об уточнении исковых требований от 23.06.2023 года, направленном 26.06.2023 года по электронной почте.

Рассмотрение дела было отложено на 26.07.2023 года.

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» направило 25.07.2023 года в Верховный Суд Республики Крым дополнительные возражения.

Истец в судебное заседание, которое состоялось 26.07.2023 года, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил, о дне и времени его проведения был извещен надлежащим образом, представитель Государственного бюджетного учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» возражала против удовлетворения заявленных требований ( с учетом ходатайства) по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Принимая во внимание наличие доказательств уведомления всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, выслушав мнение представителя Государственного бюджетного учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», руководствуясь ст.150,151,247 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым определил продолжить рассмотрение дела с участием представителя Государственного бюджетного учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», которая явилась в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления ( с учетом ходатайства), письменные пояснения, предоставленные Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.07. 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон №237-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч. 2 ст.3 Закона № 237-ФЗ).

В соответствии с положениями ч.ч. 1,2 ст. 6 Закона №237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

В силу ч.1 ст.7 Закона №237-ФЗ к полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним.

Советом министров Республики Крым 15.11.2018 года принято постановление №544 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Республики Крым и о внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №157», п.2 которого предусмотрено, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым по осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.06. 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», за исключением принятия решения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно п.2 Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № 2888 от 26.11.2018 года «О проведении в Республике Крым государственной кадастровой оценки» Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Федеральным законом от 31.07.2020 года №269-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», признана утратившей силу ст. 22 Закона №237-ФЗ, предусматривающая порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, одновременно этот Федеральный закон дополнен ст. 22.1, которой введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании решения уполномоченного бюджетного учреждения.

Так, в соответствии со ст. 22.1 Закона №237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что до 01.01. 2026 года установлен переходный период применения ст. 22 и ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016№237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

В силу ч. 3 ст.6 Федерального закона от 31.07. 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Советом министров Республики Крым от 20.01.2023 года принято Постановление №40 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Республики Крым» согласно которому на территории Республики Крым положения ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» применяются с 01. 02. 2023 года для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Таким образом, на основании Постановления Совета министров Республики Крым №40 от 20.01.2023 года с 01.02. 2023 года на территории Республики Крым полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (ч.ч. 11, 15 ст. 22.1 Закона №237-ФЗ).

Истец является собственником объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 90:24:030102:191, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Полевая, 9 ( далее Объект).

Материалы дела свидетельствуют о том, что Постановлением Совета министров Республики Крым от16.11.2022 года № 1010 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2023 года.

Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Объект по состоянию на 01.01.2023 года имеет кадастровую стоимость в размере 871617,72 рубля, что 1,9 раза превышает его кадастровую стоимость, установленную ранее, которая была определена в размере 465070,2 руб.

Истец, принимая во внимание принятие 20.01.2023 года Советом министров Республики Крым Постановления №40 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Республики Крым», действуя согласно положениям ст.22.1 Закона №237-ФЗ, обратился 22.05.2023 года в Учреждение с Заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, изложив в нем ошибки, допущенные, по его мнению, при определении кадастровой стоимости Объекта по состоянию на 01.01.2023 года.

По результатам изучения сведений, изложенных в указанном Заявлении истца от 22.05.2023 года, уполномоченным органом Учреждения, а именно Комиссией по рассмотрению заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также исправлению ошибок, выявленных в ходе рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости (далее Комиссия), 29.05.2023 года принято решение №15/3, которым отказано в пересчете кадастровой стоимости Объекта.

О принятии этого решения истец был уведомлен Учреждением путем направления 31.05.2023 года в его адрес письма № 1052/01-11/1/1/1, копия которого приобщена к материалам дела.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим административным заявлением, в котором ( с учетом ходатайства об уточнении исковых требований) он просит признать незаконным определение кадастровой стоимости на территории Республики Крым в части определения кадастровой стоимости Объекта.

П.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст.25 ЗК РФ).

Согласно п. 5 ст.65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, для чего проводится государственная кадастровая оценка.

Абзацем 1 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Ч. 1 ст. 245 КАС РФ закреплено право юридических лиц и граждан на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимания указанные выше положения ЗК РФ, Закона №247-ФЗ, руководствуясь оговоренными разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», приходит к выводу, что результаты определения кадастровой стоимости Объекта затрагивают права и обязанности истца, который вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости Объекта, заявив согласно предъявленному исковому заявлению (с учетом ходатайства) фактически требования о признании незаконным решения Комиссии Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» по рассмотрению заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также исправлению ошибок, выявленных в ходе рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, №15/3 от 29.05.2023 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Ч.1 ст. 245 КАС РФ устанавливает, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ч.5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст.226 КАС РФ).

Истец, обращаясь в суд с требованиями ( с учетом ходатайства) о признании незаконным определение кадастровой стоимости на территории Республики Крым в части определения кадастровой стоимости Объекта, фактически просит признать незаконным решение Комиссии Учреждения №15/3 от 29.05.2023 года, принятое по результатам рассмотрения его заявления от 22.05.2023 года об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, изложив в нем ошибки, допущенные, по его мнению, при определении кадастровой стоимости Объекта по состоянию на 01.01.2023 год.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.

Из ст. 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст.19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), устанавливающими принцип равенства всех перед законом и судом, право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, следует, что право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в этом вопросе.

Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия осуществления процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.1998 года №9-П, от 17.11. 2005 года №11-П, от 26.12.2005 года №14-П, от 20.02.2006 года №1-П, от 25.03.2008 года №6-П, от19.06.2011 года №17-П, от 01.03. 2012 года №5-П и др.).

В силу положений ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

Согласно ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении №64-О от 25.01.2018 года указал, что согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только административный истец определяет, к кому предъявлять административное исковое заявление (пункт 3 части 2 статьи 125) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому административному исковому заявлению, которое предъявлено административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе

Как указано выше, по результатам изучения административного искового заявления истца ( с учетом ходатайства об уточнении исковых требований) установлено, что он просит признать незаконным решения Комиссии Учреждения №15/3 от 29.05.2023 года, которое как установлено Верховным Судом Республики Крым отменено решение указанной Комиссии №19/1 от 05.07.2023 года об исправлении выявленной единичной ошибки и осуществлении перерасчета кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В ходе рассмотрения настоящего административного искового заявления в Верховном Суде Республики Крым Учреждением представлены доказательства того, что во исполнение положений ст.22.1 Закона № 237-ФЗ, после возбуждения производства по делу и изучения им приобщенных к административному исковому заявлению документов 05.07.2023 года осуществлен перерасчет кадастровой стоимости Объекта, которая по состоянию на 01.01.2023 года составляет 757928,45руб., о чем свидетельствует решение Комиссии № 19/1 от 05.07.2023года об исправлении выявленной единичной ошибки и осуществлении перерасчета кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учреждением в материалы дела представлены доказательства того, что, действуя в соответствии с требованиями Закона №237-ФЗ, сведения об исправлении ошибки при определения кадастровой стоимости Объекта были им направлены в Министерство в имущественных и земельных отношений, являющееся, как установлено выше, в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым №544 от 15.11.2018 года уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым по осуществлению полномочий, предусмотренных Законом №237-ФЗ, для подготовки соответствующего проекта Распоряжения Совета министров Республики Крым о внесении изменений в Постановление №1010 от16.11.2022 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков, расположенных на территории Республики Крым».

В ходе судебного заседания, состоявшегося 26.07.2023 года, Верховным Судом Республики Крым приобщен к материалам дела скрин-шот проекта Распоряжения Совета министров Республики Крым о внесении изменений в Постановление №1010 от16.11.2022 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков, расположенных на территории Республики Крым», при изучении текста которого установлено, что указанная в этом проекте величина кадастровой стоимости Объекта (757928,45рубл.) отличается от его кадастровой стоимости, отраженной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 01.01.2023 года (871617,72 руб.).

Верховный Суд Республики Крым, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что кадастровая стоимость Объекта была изменена Учреждением в ходе рассмотрения настоящего административного дела при фактическом рассмотрении замечаний, отраженных в заявлении истца от 22.05.2023 года, путем вынесения 05.07.2023 года Комиссией решения № 19/1 от 05.07.2023год, которое не было предметом судебного исследования, вследствие чего отсутствуют основания для признания незаконным её решения №15/3 от 29.05.2023 года, принятого по результатам рассмотрения заявления от 22.05.2023 года об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости Объекта, определенной на 11.05.2022 года в размере 465070,2 рублей.

В условиях принятия Комиссией Учреждения 05.07.2023 года решения №19/1 об исправлении выявленной единичной ошибки и осуществлении перерасчета кадастровой стоимости Объекта, отсутствуют основания для удовлетворения требований в части исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 90:24:030102:191 в размере 871617,72 рублей.

Руководствуясь статьями 20, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Гонтарь Вадима Анатольевича к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>