ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1880/2018 от 24.04.2018 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-1880/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2018 года г.Киров

Ленинский районный суд г.Кирова в составе:

судьи Тултаева А.Г.,

при секретаре Боковой И.А.,

с участием помощника Кировского транспортного прокурора Окатьевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кировского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Кировский транспортный прокурор обратился в интересах РФ и неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование административного иска указано, что Кировской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в социальных сетях общего пользования, в результате которой на электронной странице в сети «Интернет» по адресу { ... } содержится информация о возможных способах избежать уплаты таможенной пошлины после приобретения товаров в иностранном онлайн-магазине и пересечения посылки с заказом через таможенную границу. В частности, предлагается комплектование отправления с номенклатурой товаров не более пяти, оформление отправления на близких родственников или друзей. Кроме того, предлагается вступление в противоправный сговор с продавцом: о намеренном занижении цены декларируемого товара при его отправлении; о разборе дорогостоящей бытовой техники, электроники, автомобилей и мотоциклов и направлении такой техники по частям, в нескольких отправлениях, при этом, чтобы декларируемая цена каждого отправления позволяла получателю не платить таможенную пошлину. Указанные действия совершаются заведомо с нарушением требований действующего законодательства. К данной информации имеют доступ неограниченный круг лиц, срок пользования информацией не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. Информации содержит сведения о возможности совершения противоправных действий в форме подстрекательства к ним путем воздействия на сознание и волю людей, что может привести к возникновению намерения совершить правонарушение в таможенной сфере. Данный сайт оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией РФ. Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице по адресу { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Кировского транспортного прокурора Окатьева Ю.С. поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Кировской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в социальных сетях общего пользования, в результате которой на электронной странице в сети «Интернет» по адресу { ... } содержится информация о возможных способах избежать уплаты таможенной пошлины после приобретения товаров в иностранном онлайн-магазине и пересечения посылки с заказом через таможенную границу.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

Пунктом п. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа.

Как следует из ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат, в том числе, товары для личного пользования, транспортные средства для личного пользования, товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с учетом статьи 286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Согласно п. 4 ст. 87, п. 5 ст. 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза до вступления в силу решения Комиссии, определяющего категории товаров, которые не относятся к товарам для личного пользования, применяется Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.

Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» определен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Как следует из п. 1 ст. 12 названного Соглашения, платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.

Так, в соответствии с п. 6 раздела 3 приложения № 3 указанного Соглашения к товарам для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей относятся товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемые в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории таможенного союза, таможенная стоимость которых на превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 килограмма.

Статьями 16.1, 16.2, 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.

Более того, статьей 194 УК РФ предусмотрена уголовная ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с приобретением товаров для индивидуального пользования посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет без оплаты пошлин или с минимальной ее оплатой, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Размещение на странице сайта по адресу { ... } информации о возможных способах избежать уплаты таможенной пошлины после приобретения товаров в иностранном онлайн-магазине и пересечения посылки с заказом через таможенную границу, фактически содержит призыв к совершению данных противоправных действий, в связи с чем, указанная информация подлежит запрещению к распространению.

Указанные действия совершаются заведомо с нарушением требований действующего законодательства. К данной информации имеют доступ неограниченный круг лиц, информация фактически содержит сведения о возможности совершения противоправных действий в форме подстрекательства к ним путем воздействия на сознание и волю людей, что может привести к возникновению намерения совершить правонарушение в таможенной сфере.

Данные сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией РФ.

Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Частью 6 статьи 10 Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на электронной странице сайта { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Данное решение суда является основанием для включения электронной страницы сайта с адресом { ... }, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кировского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице по адресу: { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.04.2018 г.

Судья Тултаев А.Г.