Дело № 2а-1880/2021
УИД 76RS0023-01-2021-002754-50
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 год г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Бачигиной С.В.,
при секретаре Петрукис В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления, взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование, налога на добавленную стоимость, пени, штрафа
у с т а н о в и л :
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области обратилась в Красноперекопский районный суд г. Ярославля с административным исковым заявлением к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления, взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование, налога на добавленную стоимость, пени, штрафа.
В обоснование требований указано, что ФИО7 (налогоплательщик) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области (Инспекция).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в период с 26.01.2016 по 03.11.2020 ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем.
Статьей 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и страховые взносы.
В период осуществления предпринимательской деятельности у налогоплательщика образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017. За данный период задолженность подлежит взысканию на основании действующего то время Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (утратил юридическую с 1 января 2017 года) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - № 212- ФЗ).
В силу п. 1 ст. 3 № 212 - ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял до 01.01.2017 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
На основании п. 1 ст. 5 № 212 - ФЗ ФИО8 являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 14 № 212 - ФЗ плательщики страховых взносов выплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Фиксированных размерах.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 3 данной нормы указанно, что если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Календарным месяцем начала деятельности ФИО9 признается его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании выписки из ЕГРИП налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - 26.01.2016.
Таким образом, расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год (далее - ОМС) выглядит следующем образом: количество полных месяцев ведения деятельности за 2016 – 11. Фиксированный размер страховых взносов на ОМС за 2016 г. - 3796,85 руб. (3796,85 руб. /12 мес.*11 мес.) + (3796,85 руб. /12 мес. /31 дн.*6 дн.) = 3541,69 руб.
На основании п. 2 ст. 16 № 212 - ФЗ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. В установленный законом срок 09.01.2017 (с учетом п. 7 ст. 6.1. НК РФ) страховые взносы на ОМС за 2016 налогоплательщиком уплачены не были.
Исходя из положений, предусмотренных п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно главе 34 НК РФ, а именно п. 1 ст. 419 НК РФ ФИО10 являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. действ, с 01.01.2017) размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определяется следующим образом:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23400,00 рублей за расчетный период 2017 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23400,00 рублей за расчетный период 2017 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в
Фиксированном размере 4590,00 рублей за расчетный период 2017 года.
Исходя из положений п.1 ст. 430 НК РФ (в ред. действ, с 19.02.2018) размер страховых взносов на ОПС и ОМС в фиксированном размере за расчетные периоды 2018, 2019, 2020 гг. определяется следующем образом: страховые взносы на ОПС за 2018 г. в фиксированном размере в сумме 26545,00 руб.; страховые взносы на ОМС за 2018 г. в фиксированном размере в сумме 5840,00 руб.; страховые взносы на ОПС за 2019 г. в фиксированном размере в сумме 29354,00 руб.; страховые взносы на ОМС за 2019 г. в фиксированном размере в сумме 6884,00 руб.; страховые взносы на ОПС за 2020 г. в фиксированном размере в сумме 32448,00 руб.; страховые взносы на ОМС за 2020 г. в фиксированном размере в сумме 8426,00 руб.
Согласно п. 5 данной нормы, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
На основании выписки из ЕГРИП ФИО11 является недействующим индивидуальным предпринимателем и исключен из ЕГРИП. Дата прекращения деятельности - 03.11.2020.
Таким образом, расчет страховых взносов на ОПС и ОМС в фиксированном размере за 2020 год выглядит следующем образом:
Количество полных месяцев ведения деятельности за 2020 г. - 10
Фиксированный размер страховых взносов на ОПС за 2020 г. - 32448,00 руб. 52448,00 руб. /12 мес.*10 мес.) + (32448,00 руб. /12 мес. /30 дн.*3 дн.) = 27310,40 руб.
Фиксированный размер страховых взносов на /ОМС за 2020 г. - 8426,00 руб. S426,00 руб. /12 мес* 10 мес.) + (8426,00 руб. /12 мес. /30 дн.*3 дн.) = 7091,88 руб.
Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В установленный законом срок страховые взносы за 2017 г. (09.01.2018 с учетом п. 7 ст. 6.1. НК РФ), за 2018 г. (09.01.2019 с учетом п. 7 ст. 6.1. НК РФ), за 2019 г. (31.12.2019), за 2020 г. (с учетом положений п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, плата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя. Следовательно срок уплаты - до 18.11.2020) уплачены не были.
В силу ст. 143 НК РФ ФИО12 в период осуществления предпринимательской деятельности также являлся плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Налоговый период согласно ст. 163 НК РФ устанавливается как квартал.
В абзаце 1 п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату з электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
20.05.2016 налогоплательщик представил в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2016 г. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила -8994,00 руб. 29.08.2016 представил налоговую декларацию по ТКС по НДС за 2 квартал 2016 г. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила - 15416,00 руб.
На основании ст. 174 НК РФ предусмотрено, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. В установленный законом срок НДС за 1, 2 квартал 2016 г. налогоплательщиком уплачен не был.
Также, ФИО13 совершил налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном ст. 101 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении исполнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с п. 5 данной нормы лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса.
Таким образом, ИП Петкевичем B.C. не исполнена обязанность по представлению налоговому органу документов в установленный срок, запрашиваемых в требовании о представлении документов (информации) от 19.08.2016 № 16-19/92767 с приложением поручения об истребовании документов информации) от 17.08.2016 № 07-19/1/21049, в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО «ПРОМСТРОЙ».
Истребованные документы ИП Петкевичем B.C. до настоящего момента в Инспекцию не представлены.
Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
24.01.2017 Инспекция вынесла решения № 14-17/70, о привлечении ИП ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения. Сумма штрафа по решению составила 10000,00 руб.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершенное налоговое правонарушение, налоговым органом не установлены.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Правила, предусмотренные п. 9 ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
На основании ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования:
- от 17.07.2017 № 116653 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 в сумме 3541,69 руб. Срок исполнения данного требования до 04.08.2017;
- от 22.01.2018 № 3683 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2017 г. в сумме 23400,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 4590,00 руб. Срок исполнения данного требования до 09.02.2018;
- от 23.01.2019 № 3965 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2018 г. в сумме 26545,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 г. в сумме 5840,00 руб. Срок исполнения данного требования до 12.02.2019;
- от 04.02.2020 № 6063 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2019 г. в сумме 29354,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 г. в сумме 6884,00 руб. Срок исполнения данного требования до 17.02.2020;
- от 03.12.2020 № 57853 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2020 г. в сумме 27310,40 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 г. в сумме 7091,88 руб. Срок исполнения данного требования до 19.01.2021;
- от 01.07.2016 № 12435 об уплате НДС за 1 квартал 2016 г. в сумме 2998,00 руб. Срок исполнения данного требования до 21.07.2016;
- от 08.06.2016 № 11766 об уплате НДС за 1 квартал 2016 г. в сумме 2998,00 руб. Срок исполнения данного требования до 29.06.2016;
- от 08.07.2016 № 13870 об уплате НДС за 1 квартал 2016 г. в сумме 2998,00 руб. Срок исполнения данного требования до 28.07.2016;
- от 16.09.2016 № 20227 об уплате НДС за 2 квартал 2016 г. в сумме 10276,00 руб. Срок исполнения данного требования до 06.10.2016;
- от 10.10.2016 № 21679 об уплате НДС за 2 квартал 2016 г. в сумме 5140,00 руб. Срок исполнения данного требования до 28.10.2016;
- от 01.02.2017 № 286 об уплате штрафа за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике в сумме 10000,00 руб. Срок исполнения данного требования до 21.02.2017.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае несвоевременной уплаты налога, налогоплательщику начисляются пени. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов или сборов.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Сумма пени, включенная в требование от 04.02.2020 № 6063 за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2019 г. в фиксированном размере, составляет 207,92 руб.:
Сумма недоимки для пени (руб.) | Период | Количество дней | Ставка | Сумма пени (руб.) |
29354,00 | 01.01.2020-03.02.2020 | 34 | 6,25 | 207,92 |
- за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2019 г. в фиксированном размере, составляет 48,76 руб.
Сумма недоимки для пени (руб.) | Период | Количество дней | Ставка | Сумма пени (руб.) |
6884,00 | 01.01.2020-03.02.2020 | 34 | 6,25 | 48,76 |
Сумма пени, включенная в требование от 03.12.2020 № 57853 за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2020 в фиксированном размере, составляет 54, 17 руб.:
Сумма недоимки для пени (руб.) | Период | Количество дней | Ставка | Сумма пени (руб.) |
27310,40 | 19.11.2020-02.12.2020 | 14 | 4,25 | 54,17 |
- за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2020 в фиксированном размере, составляет 14,07 руб.:
Сумма недоимки для пени (руб.) | Период | Количество дней | Ставка | Сумма пени (руб.) |
7091,88 | 19.11.2020-02.12.2020 | 14 | 4,25 | 14,07 |
Сумма пени, включенная в требование от 30.10.2017 № 5408 несвоевременную уплату НДС за 1, 2 квартал 2016, составляет 3435,16 руб.:
Сумма недоимки для пени (руб.) | Период | Количество дней | Ставка | Сумма пени (руб.) |
2998,00 | 26.04.2016-26.05.2016 | 30 | 0,0003????????? 32,98 | |
5996,00 | 26.05.2016-13.06.2016 | 19 | 0,000366666667 | 41,77 |
5996,00 | 14.06.2016-27.06.2016 | 14 | 0,000350000000 | 29,38 |
8994,00 | 28.06.2016-25.07.2016 | 28 | 0,000350000000 | 88,14 |
14132,00 | 26.07.2016-25.08.2016 | 31 | 0,000350000000 | 153,33 |
19270,00 | 26.08.2016-18.09.2016 | 24 | 0,000350000000 | 161,87 |
19270,00 | 19.09.2016-26.09.2016 | 8 | 0,000333333333 | 51,39 |
24410,00 | 27.09.2016-26.03.2017 | 181 | 0,000333333333 | 1265,85 |
24410.00 | 27.03.2017-01.05.2017 | 36 | 0,000325000000 | 285,60 |
24410,00 | 02.05.2017 – 18.06.2017 | 48 | 0,000308333�3�3 361,27 | |
24410,00 | 19.06.2017-17.09.2017 | 91 | 0,000300000000 | 666,39 |
24410,00 | 18.09.2017-29.10.2017 | 42 | 0,000283333333 | 290,48 |
24410,00 | 30.10.2017-30.10.2017 | 1 | 0,000275000000 | 6,71 |
Реестры почтовых отправлений в соответствии с п. 75 (Т) приказа ФНС от 15 февраля 2012 г. № ММВ-7-10/88@ «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с • лазанием сроков хранения» хранятся 2 года. В связи с этим Инспекцией предоставить реестры отправки требований от 16.09.2016 № 20227, от 10.10.2016 № 21679, от 08.06.2016 № 11766, 08.07.2016 № 13870, о 30.10.2017 № 5408 не представляется возможным. В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией 05.04.2021 подано в судебный участок № 3 Красноперекопского судебного района г. Ярославля заявление № 409 о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2.
18.06.2021 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими от ответчика возражениями.
Пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок взыскания может быть восстановлен судом согласно п.2 ст.48 НК РФ.
При разрешении судом вопроса о восстановлении пропущенного для взыскания срока Инспекция просит учесть следующее:
Статья 219 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока имел место в связи с тем, что на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей в бюджет. Так в течение 2018-2019 годов происходил массовый технический сбой при администрировании урегулирования и взыскания задолженности в программном комплексе АИС «Налог-3». Указанные причины послужили основанием для несвоевременного принятия мер по взысканию соответствующих платежей и пропуска срока на обращение в суд.
При восстановлении судом пропущенного срока, необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Следует подчеркнуть, что фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
С учетом положений ст. 57 Конституции РФ и ст. 44 НК РФ у государства в лице налоговых органов должна существовать реальная возможность для взыскания обязательных платежей, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. № 20-П налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщики не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежат взносу в казну, и обязаны регулярно перечислять эту сумму в пользу государства.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 28-0, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Тем самым, не уплачивая страховые взносы, ФИО1 лишает себя социальных гарантий и наносит ущерб финансовой стабильности государства.
По требованию от 03.12.2020 № 57853 срок для взыскания не пропущен, поэтому Инспекция не заявляет ходатайство о восстановлении срока по указанному требованию.
Просят: 1. Восстановить срок подачи административного искового заявления в отношении ФИО2; 2. Взыскать с ФИО2 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 23400,00 руб., за 2018 г. в сумме 26545,00 руб., за 2019 г. 5 сумме 29354,00 руб., за 2020 г. в сумме 27310,40 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 г. в сумме 3541,69 руб., за 2017 г. в сумме 4590,00 руб., за 2018 г. в сумме 5840,00 руб., за 2019 в сумме 6884,00 руб., за 2020 г в сумме 7091,88 руб., пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. в сумме 207,92 руб., за 2020 г. в сумме 54,17 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в сумме 48,76 руб., за 2020 г в сумме 14,07 руб., НДС за 1 квартал 2016 г. в сумме 8994,00 руб., НДС за 2 квартал 2016 г. в сумме 15416,00 руб., пени за несвоевременную уплату НДС за 1, 2 квартал 2016 г. в сумме 3435,16 руб., штраф за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике в сумме 10 000,00 руб., а всего 172727,05 руб.
Административный ответчик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом по месту его регистрации по месту жительства, в судебное заседание не явился. Судом проверены сведения о месте регистрации административного ответчика. В адрес суда возвращен конверт с извещением административного ответчика по истечению срока хранения. Представитель административного истца в судебном заседании по доверенности Дмитриев А.О. административные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом частичного отказа от административного иска. Суд счел возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца по доверенности Дмитриева А.О., исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, как законные и обоснованные, приходя к данному выводу по следующим основаниям.
В силу ст.1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ст.ст.3, 23, 45 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ст.ст.23, 44, 45 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.360 НК РФ). Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно ч. 2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели (не работодатели) обязаны уплачивать страховые взносы за себя на обязательное пенсионное и медицинское страхование исходя из своего дохода.
Судом установлено, что ФИО1 B.C. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС.
Согласно выписке из ЕГРИП в период с 26.01.2016 по 03.11.2020 ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем.
В период осуществления предпринимательской деятельности у налогоплательщика образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере до 01.01.2017. Суд соглашается в указанной части с доводами административного истца, за данный период задолженность подлежит взысканию на основании действующего в то время Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (утратил юридическую с 1 января 2017 года) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В силу п. 1 ст. 3 № 212 - ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял до 01.01.2017 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
На основании п. 1 ст. 5 № 212 - ФЗ ФИО14 являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 14 № 212 - ФЗ плательщики страховых взносов выплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Фиксированных размерах.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 3 данной нормы указанно, что если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Календарным месяцем начала деятельности ФИО15 признается его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании выписки из ЕГРИП налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - 26.01.2016.
Таким образом, расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год (далее - ОМС) выглядит следующем образом: количество полных месяцев ведения деятельности за 2016 – 11. Фиксированный размер страховых взносов на ОМС за 2016 г. - 3796,85 руб. (3796,85 руб. /12 мес.*11 мес.) + (3796,85 руб. /12 мес. /31 дн.*6 дн.) = 3541,69 руб.
На основании п. 2 ст. 16 № 212 - ФЗ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. В установленный законом срок 09.01.2017 (с учетом п. 7 ст. 6.1. НК РФ) страховые взносы на ОМС за 2016 налогоплательщиком уплачены не были.
Определением от 25.08.2021 производство по административному делу № 2а-1880/2021 по административному исковому заявлению в части требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год в сумме 3 541 руб. 69 коп. прекращено в связи с отказом от административного иска.
Согласно главе 34 НК РФ, а именно п. 1 ст. 419 НК РФ ФИО16 являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. действ, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определяется следующим образом: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23400,00 рублей за расчетный период 2017 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23400,00 рублей за расчетный период 2017 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4590,00 рублей за расчетный период 2017 года.
Исходя из положений п.1 ст. 430 НК РФ (в ред. действ, с 19.02.2018) размер страховых взносов на ОПС и ОМС в фиксированном размере за расчетные периоды 2018, 2019, 2020 гг. определяется следующем образом: страховые взносы на ОПС за 2018 г. в фиксированном размере в сумме 26545,00 руб.; страховые взносы на ОМС за 2018 г. в фиксированном размере в сумме 5840,00 руб.; страховые взносы на ОПС за 2019 г. в фиксированном размере в сумме 29354,00 руб.; страховые взносы на ОМС за 2019 г. в фиксированном размере в сумме 6884,00 руб.; страховые взносы на ОПС за 2020 г. в фиксированном размере в сумме 32448,00 руб.; страховые взносы на ОМС за 2020 г. в фиксированном размере в сумме 8426,00 руб.
Согласно п. 5 данной нормы, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Судом установлено согласно выписки из ЕГРИП ФИО17 является недействующим индивидуальным предпринимателем и исключен из ЕГРИП, дата прекращения деятельности - 03.11.2020.
Таким образом, расчет страховых взносов на ОПС и ОМС в фиксированном размере за 2020 год который выглядит следующем образом:
Количество полных месяцев ведения деятельности за 2020 г. - 10
Фиксированный размер страховых взносов на ОПС за 2020 г. - 32448,00 руб. 52448,00 руб. /12 мес.*10 мес.) + (32448,00 руб. /12 мес. /30 дн.*3 дн.) = 27310,40 руб. Фиксированный размер страховых взносов на /ОМС за 2020 г. - 8426,00 руб. S426,00 руб. /12 мес.* 10 мес.) + (8426,00 руб. /12 мес. /30 дн.*3 дн.) = 7091,88 руб. является верным и принимается судом.
Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В установленный законом срок страховые взносы за 2017 (09.01.2018 с учетом п. 7 ст. 6.1. НК РФ), за 2018 (09.01.2019 с учетом п. 7 ст. 6.1. НК РФ), за 2019 г. (31.12.2019), за 2020 (с учетом положений п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, плата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя. Следовательно срок уплаты - до 18.11.2020) уплачены не были, доказательств обратного материалы дела не содержат.
В силу ст. 143 НК РФ ФИО18 в период осуществления предпринимательской деятельности также являлся плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС). Налоговый период согласно ст. 163 НК РФ устанавливается как квартал.
В абзаце 1 п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату з электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
20.05.2016 налогоплательщик представил в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2016, где сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 8994,00 руб.; 29.08.2016 представил налоговую декларацию по ТКС по НДС за 2 квартал 2016, где сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила - 15416,00 руб. (л.д. 61-71). Доказательств иного в материалах дела не содержится.
На основании ст. 174 НК РФ предусмотрено, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. В установленный законом срок НДС за 1, 2 квартал 2016 г. административным ответчиком уплачен не был, иного суду не представлено.
Поскольку ФИО19 совершил налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном ст. 101 НК РФ). В силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении исполнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с п. 5 данной нормы лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса.
Таким образом, судом установлено, что ИП Петкевичем B.C. не исполнена была обязанность по представлению налоговому органу документов в установленный срок, запрашиваемых в требовании о представлении документов (информации) от 19.08.2016 № 16-19/92767 с приложением поручения об истребовании документов информации) от 17.08.2016 № 07-19/1/21049, в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО «ПРОМСТРОЙ».
Истребованные документы ИП Петкевичем B.C. до настоящего момента в Инспекцию не представлены, что не оспорено в судебном заседании, иного не представлено.
Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
24.01.2017 Инспекция вынесла решения № 14-17/70, о привлечении ИП ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма штрафа по решению составила 10000,00 руб.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершенное налоговое правонарушение, налоговым органом не были установлены, не установлены они и судом.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Правила, предусмотренные п. 9 ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
На основании ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования: от 17.07.2017 № 116653 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 в сумме 3541,69 руб. Срок исполнения данного требования до 04.08.2017 (л.д. 39); от 22.01.2018 № 3683 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2017 г. в сумме 23400,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 г. в сумме 4590,00 руб. Срок исполнения данного требования до 09.02.2018 (л.д. 42-43); от 23.01.2019 № 3965 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2018 г. в сумме 26545,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 г. в сумме 5840,00 руб. Срок исполнения данного требования до 12.02.2019 (л.д. 45-46); от 04.02.2020 № 6063 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2019 г. в сумме 29354,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 г. в сумме 6884,00 руб. Срок исполнения данного требования до 17.02.2020 (л.д. 48-49); от 03.12.2020 № 57853 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2020 г. в сумме 27310,40 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 г. в сумме 7091,88 руб. Срок исполнения данного требования до 19.01.2021 (л.д. 52-53); от 01.07.2016 № 12435 об уплате НДС за 1 квартал 2016 г. в сумме 2998,00 руб. Срок исполнения данного требования до 21.07.2016 (л.д. 30-31); от 08.06.2016 № 11766 об уплате НДС за 1 квартал 2016 г. в сумме 2998,00 руб. Срок исполнения данного требования до 29.06.2016 (л.д. 29); от 08.07.2016 № 13870 об уплате НДС за 1 квартал 2016 г. в сумме 2998,00 руб. Срок исполнения данного требования до 28.07.2016 (л.д. 32); от 16.09.2016 № 20227 об уплате НДС за 2 квартал 2016 г. в сумме 10276,00 руб. Срок исполнения данного требования до 06.10.2016 (л.д. 33-34); от 10.10.2016 № 21679 об уплате НДС за 2 квартал 2016 г. в сумме 5140,00 руб. Срок исполнения данного требования до 28.10.2016 (л.д. 35); от 01.02.2017 № 286 об уплате штрафа за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике в сумме 10000,00 руб. Срок исполнения данного требования до 21.02.2017 (л.д. 56-57).
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае несвоевременной уплаты налога, налогоплательщику начисляются пени. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов или сборов.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
В связи с тем, что в установленный законом срок уплата налога не была произведена, налогоплательщик, в соответствии со ст. 75 НК РФ обязан уплатить пени за каждый день просрочки в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах, сроки. Административным истцом приведет расчет в форме выше указанных таблиц. Суд соглашается с представленным административным истцом расчетом. Так, сумма пени, включенная в требование от 04.02.2020 № 6063 за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2019 в фиксированном размере, составляет 207,92 руб.; за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2019 в фиксированном размере, составляет 48,76 руб.; Сумма пени, включенная в требование от 03.12.2020 № 57853 за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2020 г. в фиксированном размере – 54,17 руб.; за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС за 2020 в фиксированном размере, составляет 14,07 руб.; сумма пени, включенная в требование от 30.10.2017 № 5408 несвоевременную уплату НДС за 1, 2 квартал 2016 составляет 3435,16 руб.
Суд принимает довод административного истца, что реестры почтовых отправлений в соответствии с п. 75 (Т) приказа ФНС от 15 февраля 2012 г. № ММВ-7-10/88@ «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения» хранятся 2 года, а потому реестры отправки требований от 16.09.2016 № 20227, от 10.10.2016 № 21679, от 08.06.2016 № 11766, 08.07.2016 № 13870, о 30.10.2017 № 5408 не представлены. Доказательств того, что требования от 16.09.2016 № 20227, от 10.10.2016 № 21679, от 08.06.2016 № 11766, 08.07.2016 № 13870, о 30.10.2017 № 5408 не выставлялись, не доказано.
Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что налоговым органом применялись меры принудительно взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 47 НК РФ, а именно: приняты соответствующие решения и постановления о взыскании налога, сборов, страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, электронных денежных средств, а также за счет имущества налогоплательщика. Исполнительные производства окончены на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, что отражено в сводке с сайта Федеральной службы судебных приставов.
Суд учитывает, что взыскание долга с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом установлено, что налоговый орган с учетом требований ст. 48 НК РФ направил в судебный участок № 3 Красноперекопского судебного района г. Ярославля заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам, пени и сборам, штрафа с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 172 727 руб. 05 коп. (л.д. 20-24).
Определением от 18.05.2021 мировой судья судебного участка № 3 Красноперекопского судебного района г. Ярославля отменил определением ранее вынесенный судебный приказ № (3)2а-712/2021 от 12.04.2021, при этом разъяснил, что налоговый орган вправе обратиться в суд в порядке искового производства.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Красноперекопский районный суд г. Ярославля 29.07.2021. При этом суд учитывает, что срок для взыскания задолженности по требованию от 03.12.2020 № 57853 по состоянию на 03.12.2020 (л.д. 52-53) с указанием срока его исполнения до 19.01.2021 налоговым органом не пропущен.
Административный истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, указав, что статья 219 КАС РФ закрепляет, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока имел место в связи с тем, что на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей в бюджет. Так в течение 2018-2019 годов происходил массовый технический сбой при администрировании урегулирования и взыскания задолженности в программном комплексе АИС «Налог-3». Указанные причины послужили основанием для несвоевременного принятия мер по взысканию соответствующих платежей и пропуска срока на обращение в суд.
При восстановлении судом пропущенного срока, необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Следует подчеркнуть, что фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
С учетом положений ст. 57 Конституции РФ и ст. 44 НК РФ у государства в лице налоговых органов должна существовать реальная возможность для взыскания обязательных платежей, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. № 20-П налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщики не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежат взносу в казну, и обязаны регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 28-0, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями. При этом не уплачивая страховые взносы, ФИО1 лишает себя социальных гарантий и наносит ущерб финансовой стабильности государства.
Административный ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 03.11.2020, положения ст. 48 НК РФ в части взыскания задолженности по страховым взносам на него до указанного времени не распространялись. Поскольку взыскание налога в порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 47 НК РФ производится в отношении лица, имеющего статус индивидуального предпринимателя, после прекращения регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя налоговый орган уже не вправе применять вышеуказанные мероприятия по взысканию задолженности и должен руководствоваться положениями ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.
ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя только 03.11.2020, налоговый орган с учетом положений НК РФ не мог обратиться в судебный орган ранее этой даты. Снятие административного ответчика с учета в качестве индивидуального предпринимателя в случае отказа в удовлетворении требований налогового органа приведет к тому, что недобросовестные налогоплательщики будут использовать снятие с учета в качестве индивидуального предпринимателя как способ уклонения от уплаты налогов, что недопустимо и ставит в неравное положение остальных добросовестных налогоплательщиков.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Суд приходит к выводу, что причина пропуска налоговой инспекцией срока для обращения в суд с настоящим иском является уважительной, с учетом установленных по делу обстоятельств и установленного факта прекращения административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя 03.11.2020 в связи с чем, имеются основания для его восстановления, поскольку налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, соответственно уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченной суммы задолженности по налогам и сборам, в том числе по транспортному налогу, суд также учитывает и интересы административного ответчика на социальные гарантии в будущем.
Согласно карточкам «Расчеты с бюджетом» административным ответчиком до настоящего времени налоги, пени, штраф не уплачены, задолженность составляет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 23 400 руб. 00 коп., за 2018 год в сумме 26 545 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 29 354 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 27 310 руб. 40 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 4 590 руб. 00 коп.. за 2018 год в сумме 5 840 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 6 884 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 7 091 руб. 88 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 207 руб. 92 коп., за 2020 год в сумме 54 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 48 руб. 76 коп., за 2020 год в сумме 14 руб. 07 коп., НДС за 1 квартал 2016 в сумме 8 994 руб. 00 коп., НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 15 416 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату НДС за 1,2 квартал 2016 года в сумме 3 435 руб. 16 коп., штраф за непредоставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике в сумме 10 000 руб. 00 коп.
В соответствии с ч.ч.4, 6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Данное административное исковое заявление подписано начальника МИФНС России № 5 по Ярославской области Пальгуновой Е.В. на основании приказа о ее назначении на указанную должность от 16.12.2020 № ЕД-10-4/1234@ (л.д. 18).
Суд не усматривает каких-либо препятствий для удовлетворения административных исковых требований, с расчетом сумм задолженности, пени, штрафа представленным истцом, суд соглашается. При этом судом не установлено оснований для снижения заявленных ко взысканию административным истцом сумм задолженности. Доказательств для иного вывода суду не представлено.
Таким образом, с административного ответчика в бюджет подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 23 400 руб. 00 коп., за 2018 год в сумме 26 545 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 29 354 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 27 310 руб. 40 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 4 590 руб. 00 коп.. за 2018 год в сумме 5 840 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 6 884 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 7 091 руб. 88 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 207 руб. 92 коп., за 2020 год в сумме 54 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 48 руб. 76 коп., за 2020 год в сумме 14 руб. 07 коп., НДС за 1 квартал 2016 в сумме 8 994 руб. 00 коп., НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 15 416 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату НДС за 1,2 квартал 2016 года в сумме 3 435 руб. 16 коп., штраф за непредоставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике в сумме 10 000 руб. 00 коп.
Кроме того, в соответствии ч.1 ст.114 КАС РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям, т.е. в размере 4 583 руб. 71 коп., от уплаты которой при подаче административного иска освобожден административный истец.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 289-290 КАС РФ суд
р е ш и л :
Восстановить Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области срок для подачи административного искового заявления о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 23 400 руб. 00 коп., за 2018 год в сумме 26 545 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 29 354 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 27 310 руб. 40 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 4 590 руб. 00 коп.. за 2018 год в сумме 5 840 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 6 884 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 7 091 руб. 88 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 207 руб. 92 коп., за 2020 год в сумме 54 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 48 руб. 76 коп., за 2020 год в сумме 14 руб. 07 коп., НДС за 1 квартал 2016 в сумме 8 994 руб. 00 коп., НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 15 416 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату НДС за 1,2 квартал 2016 года в сумме 3 435 руб. 16 коп., штраф за непредоставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике в сумме 10 000 руб. 00 коп., а всего 169 185 руб. 36 коп.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета в размере 4 583 руб. 71 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.В. Бачигина