ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1881/19 от 02.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

44RS0002-01-2019-003282-40

Дело № 2а-1881/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» сентября 2019 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,

при секретаре Колотилове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС России по г. Костроме к Королеву М. В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

установил:

ИФНС России по г. Костроме обратилась в Ленинский районный суд г. Костромы к Королеву М.В. с вышеуказанным административным иском, который мотивирован тем, что Королев М.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и в силу ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 23 и 45 Налогового кодекса РФ обязан уплачивать законно установленные налоги в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Согласно сведениям, представленным в налоговую инспекцию органами, осуществляющими кадастровый учет, на Королева М.В. в 2016 г. был зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: ..., площадью 75,82 кв.м, с кадастровым номером , имеющий назначение - для размещения объектов торговли. Таким образом, ответчик является плательщиком земельного налога. Налогоплательщику был исчислен земельный налог за 2016 г. в размере 5 471 руб. со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г., о чем ему направлено налоговое уведомление. Однако, в установленный срок земельный налог Королевым М.В. уплачен не был, в связи с чем в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени, которые за период со 2 декабря 2017 г по 13 декабря 2017 г. составили 18,05 руб. В адрес ответчика направлено требование об уплате налога и пени от 14 декабря 2017 г. Указанное требование до настоящего времени не исполнено. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Мировым судьей судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Костромы был выдан судебный приказ № 2а-772/2018 от 10 апреля 2018 г., который отменен по заявлению должника определением от 13 апреля 2018 г. С учетом изложенного, административной истец просит суд взыскать с Королева М.В. земельный налог в размере 5 471 руб., пени по земельному налогу в сумме 18,05 руб., а всего взыскать с ответчика 5 489,05 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Федулов М.С. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнительных пояснениях.

Административный ответчик Королев М.В. административные исковые требования не признал, считает требования налогового органа незаконными, поскольку предоставленный ему земельный участок для эксплуатации магазина «Автозапчасти» входит в состав земельного участка, площадью 2 358 кв.м. под многоквартирным жилым домом по адресу: .... Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у него прекратилось в связи с переходом права собственности на нежилое помещение, на нем расположенное.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, направив ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки представителя суду не известна.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.

Пункт 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ устанавливает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Обращаясь в суд, административный истец просит взыскать с Королева М.В. задолженность по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ....

Административный ответчик полагает, что у него отсутствует обязанность по уплате земельного налога, поскольку земельный участок ему не принадлежит. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у него прекратилось в связи с переходом права собственности на нежилое помещение, на нем расположенное. Кроме того, с 2012 года земельный участок с кадастровым номером 44:27:070701:798 вошел в общий земельный участок с кадастровым номером на котором находится многоквартирный дом по адресу: ....

Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 10.07.1998 Королеву М.В. принадлежало на праве собственности нежилое помещение по адресу: ..., общей площадью 103,1 кв.м., лит.А. Данное нежилое помещение входит в состав многоквартирного дома по адресу: ....

Постановлением Администрации города Костромы № 3189 от 21.08.2000 Королеву М.В. на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 10.07.1998, учитывая корректировку границ землепользования, предоставлена доля площадью 75,82 кв.м в земельном участке общей площадью 2358,84 кв.м. по адресу: ..., в бессрочное пользование для эксплуатации магазина «Автозапчасти».

Из кадастрового плана земельного участка площадью 2358,84 кв.м. (л.д. 33) видно, что на данном земельном участке расположен многоквартирный девятиэтажный жилой дом с пристроенным к нему нежилым помещением.

На основании данного постановления по заявлению Королева В.М. осуществлена государственная регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для эксплуатации магазина «Автозапчасти», площадью 75,82 кв.м – доля в земельном участке общей площадью 2 358,84 кв.м, адрес: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним dd/mm/yy сделана запись .

Впоследствии вышеуказанное нежилое помещение было отчуждено Королевым В.М.Королевой И.Г. на основании договора дарения от 31.01.2014, переход права собственности зарегистрирован 14.02.2014.

В дальнейшем 10.06.2015 право собственности на нежилое помещение было вновь зарегистрировано за Королевым В.М. в установленном законом порядке на основании договора дарения недвижимого имущества от 30.05.2015 г., заключенного с Королевой И.Г.

Согласно выписке из ЕГРН от 27.11.2018, Королев В.М. с 02 октября 2000 года является владельцем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый .

В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 года собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно части 5 данной статьи, со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Названные правовые позиции, связанные с применением ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 16 Закона №189-ФЗ, нашли отражение в пункте 66 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В соответствии со ст. 16 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Из ответа Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 29.12.2017 г. (л.д. 122 – 123) на заявление Королева М.В. от 25.12.2017 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером следует, что по сведениям из ЕГРН по адресу: ..., сформирован земельный участок площадью 2472 кв. м под многоквартирным жилым домом и поставлен на государственный кадастровый учет 07.02.2012 г. Принадлежащее Королеву М.В. на праве собственности нежилое помещение по указанному адресу располагается в многоквартирном жилом доме. Права на такие земельные участки оформляются в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно ответу Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 04.04.2019 земельный участок с кадастровым номером , предоставленный Королеву М.В. в постоянное (бессрочное) пользование, входит в состав земельного участка с кадастровым номером , расположенного под многоквартирным жилым домом по адресу: ...

Из кадастрового паспорта земельного участка от 16.07.2013 № выданного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по ... следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 472+/-17 кв.м. расположен по адресу: ..., правообладатель – собственники помещений в многоквартирном доме, вид права – долевая собственность, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 07.02.2012 г.

Из ответа Управления Росреестра по Костромской области от 16.05.2019 года на заявление Королева М.В. от dd/mm/yy следует, что Управлением принято решение о рассмотрении вопроса о снятии земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета на заседание рабочей группы по верификации сведений Единого государственного реестра недвижимости и обеспечению реализации мероприятий по привязке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства к земельным участкам. При этом принятие данного решения мотивировано положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 16 Закона №189-ФЗ, информацией о том, что земельный участок с кадастровым номером фактически является частью земельного участка , который поставлен на государственный учет 07.02.2012. государственная регистрация прекращения права постоянного бессрочного пользования Королева М.В. на земельный участок с кадастровым номером по адресу ... может быть осуществлена на основании заявления органа местного самоуправления, поступившего на государственную регистрацию прав в порядке, установленном ст. 18 ФЗ № 218.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что с момента постановки 07.02.2012 земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 472+/-17 кв.м. по адресу: ... на кадастровый учет, данный земельный участок в силу закона перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Из межевого плана и схемы расположения земельного участка с кадастровым номером по адресу: ..., мкр. ... следует, что в его границу входит многоквартирный дом со встроено-пристроенными помещениями, в том числе с нежилым помещением, находящимся ранее в собственности Королева М.В., являющимся встроенно-пристроенным помещением данного многоквартирного дома.

То обстоятельство, что принадлежащее Королеву М.В. нежилое помещение входит в состав многоквартирного дома по адресу: ..., подтверждается решением Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-5442/2017 от dd/mm/yy, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018, которым с Королева М.В., являющегося собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: ...... пользу ООО УК «Костромской дом» взыскано неосновательное обогащение в виде платы за содержание общедомового имущества.

Довод административного истца о том, что нежилое помещение ответчика не входит в состав данного многоквартирного дома не обоснован.

Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284–ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившим в силу с 1 января 2015 года, п. 2 ст. 289 Налогового кодекса РФ дополнен подпунктом 6, согласно которому не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, с 01.01.2015 собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.

Таким образом, принимая во внимание то, что Королеву М.В. на праве собственности принадлежало нежилое помещение , входящее в состав многоквартирного дома по адресу: ..., расположенного на земельном участке по данному адресу с кадастровым номером , площадью 2 472+/-17 кв.м., перешедшем с 07.02.2012 в силу закона в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, и учитывая, что в силу закона не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, суд приходит к выводу, что начисление Королеву М.В. земельного налога на земельный участок фактически вошедший в состав земельного участка под многоквартирным домом не может являться законным, а потому во взыскании с Королева М.В. задолженности по земельному налогу в сумме 5 471 руб. и пени по земельному налогу в сумме 18,05 руб., начисленным на земельный участок с кадастровым номером 44:27:070701:798, расположенный по адресу: ..., следует отказать.

То обстоятельство, что право постоянного бессрочного пользования у Королева М.В. на спорный земельный участок не погашено в ЕГРН на момент рассмотрения дела не свидетельствует о наличии у него такого права в силу закона, поскольку оно прекратилось с 07.02.2012 - с момента перехода земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Костроме к Королеву М. В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Коровкина Ю.В.

Полный текст решения изготовлен 28.09.2019