Дело № 2а-1881/2020
УИД 75RS0001-02-2020-001206-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2020 года г.Чита
Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Марковой О.А., при секретаре Верховод Н.Е., с участием представителя Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры Логутенковой К.В, представителя Министерства природных ресурсов Шагдарова Б.Б., представителя заинтересованного лица ООО «Олерон+» Сульженко Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Забайкальского края по организации ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда и возложении обязанности на Министерство природных ресурсов Забайкальского края организовать ликвидацию свалок отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда, в том числе в выделах 3,6,10 квартала 14 Городского участкового лесничества Читинского лесничества,
у с т а н о в и л:
процессуальный истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края по организации ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда и возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность организовать ликвидацию свалок отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда, в том числе в выделах 3,6,10 квартала 14 Городского участкового лесничества Читинского лесничества.
В обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на землях лесного фонда, расположенных в выделах 3,6,10 квартала 14 Городского участкового лесничества Читинского лесничества обнаружена несанкционированная свалка, состоящая преимущественно из твердых коммунальных отходов. По факту указанной свалки в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Министерством в ответе на представление указано о несогласии с требованиями прокурора. Административный истец полагает, что поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации исполнительным органом государственной власти субъекта – Министерством природных ресурсов Забайкальского края.
Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск полагал не обоснованным, в представленном отзыве указал на то, что в круг полномочий Министерства не входят мероприятия по ликвидации свалок отходов производства и потребления. Ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов должна быть обеспечена самостоятельно собственниками соответствующих земельных участков. Министерство не наделено полномочиями по реализации правомочий собственника в отношении указанных Прокурором земель лесного фонда.
Заинтересованное лицо Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, в судебное заседание своих представителей не направил, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ООО «Олерон+» по доверенности Сульженко Е.Б. пояснил, что Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (п.16) региональный оператор обязан уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, впоследствии ликвидировать, однако региональным оператором вышеуказанная свалка обнаружена не была.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 (пункт 1) Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (часть 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ).
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой достоверно установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории земельного участка, расположенного в выделах 3,6,10 квартала 14 Городского участкового лесничества Читинского лесничества. В указанном месте произведено складирование преимущественно твердых коммунальных отходов. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра (обследования) лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей (фото 1-6) от ДД.ММ.ГГГГ.
По факту свалки в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Министерство выразило несогласие с требованиями прокурора.
Согласно статье 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
В соответствии с частями 1 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в федеральной собственности, доказательств обратного ответчиком не представлено, а поэтому именно Министерство природных ресурсов Забайкальского края в силу приведенных норм должно организовать его охрану и защиту, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами.
Доводы ответчика о том, что обязанность проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенных на землях лесного фонда не входит в полномочия Министерства природных ресурсов судом отклоняются как несостоятельные. Исходя из п.12.18.1.6. Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 г. №503, Министерство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение. Из содержания данного пункта видно, что полномочия по охране и защите лесов не определены строгим перечнем мер.
Ответчик, ссылаясь на позицию Конституционного суда РФ в постановлении от 13.10.2015 года, в соответствии с которой законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, указал, что в настоящее время Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, не относят к санитарно-оздоровительным мероприятиям очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Данный вывод, суд полагает ошибочным, основанным на неверном толковании норм права. Пункт 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Таким образом, названный перечень также не исчерпывается мерами указанного пункта.
Кроме того, в соответствии с п.п. 12.11. 8, 12.11.9 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края в области обращения с отходами Министерство организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, регулирует деятельность региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
В целях реализации возложенных полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами Министерством природных ресурсов Забайкальского края с соблюдением Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами организована и проведена процедура конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края. По результатам такого отбора статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края присвоен на 10-летний период обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+».
В целях реализации положения из ч. 2 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ 12.10.2016 года Правительством Российской издано постановление № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами». В силу п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить
подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить
подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 17 Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
В соответствии с п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Следовательно, Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в силу делегированных ему полномочий по охране лесов на землях лесного фонда, должно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо самостоятельно, либо силами регионального оператора с последующим возмещением расходов.
При таких обстоятельствах, суд полагает правильной позицию регионального оператора, который указал на то, что вышеуказанная свалка им не была обнаружена, следовательно, прямой обязанности по ее устранению в него не возникло.
Таким образом, суд, выяснив значимые обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ оценив объяснения лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, полагает иск природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края по организации ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда, возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Забайкальского края организовать ликвидацию свалок отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда, в том числе в выделах 3,6,10 квартала 14 Городского участкового лесничества Читинского лесничества.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Мотивированное решение изготовлено 8 мая 2020 года.
Судья О.А. Маркова