Дело № 2а-1881/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 года г. Амурск Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Погореловой Л.Р.
при секретаре Горбатове А.В.,
с участием ст. помощника Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Веселова Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Амурске Хабаровского края дело по административному исковому Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к исполняющей обязанности руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1 о признании действий (бездействия) по не принятию конкретных мер, по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, незаконными, возложении обязанности принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, изложенных в представлении прокурора от 23.06.2016 № 02-15-2016,
УСТАНОВИЛ:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора прокуратуры является соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч. 3 ст. 22 указанного закона, прокурор, в случае установления факта нарушения закона вносит представление об устранении его нарушений.
Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за деятельностью контролирующих органов при исполнении законодательства в сфере лесопользования при осуществлении патрульных, рейдовых мероприятий установлено следующее.
Должностными лицами КГКУ «Падалинское лесничество» 15.03.2016 в ходе рейдового осмотра лесных участков в рамках профилактического мероприятия «Лес» в деятельности арендатора лесных участков ООО «ДВ-Максимум плюс» выявлены нарушения правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, что отражено в акте патрульного (рейдового) мероприятия от 16.03.2016 № 12-2016 и регистрационной карточке учета от 16.03.2016 № 15-2016.
Также, должностными лицами КГКУ «Падалинское лесничество» 24.05.2016 в ходе осмотра лесного участка в рамках проверки текущей разработки делян в деятельности КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» установлены нарушения п. 16 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, что зафиксировано актом проверки от 24.05.2016 № 17/62-2016.
Кроме того, в ходе осмотра лесного участка в рамках проверки текущей разработки делян в деятельности ООО «ТВС и К» вскрыты нарушения правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, что отражено в акте проверки от 18.05.2016 № 7 и регистрационной карточке патрульного (рейдового) мероприятия № 29-2016.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Как установлено прокурорской проверкой, при выявлении указанных нарушений законодательства в деятельности юридических лиц, должностными лицами КГКУ «Падалинское лесничество» руководитель органа государственного контроля (надзора) – начальник Управления лесами Правительства Хабаровского края в письменной форме о выявленных нарушений для принятия решения о назначении внеплановой проверки не информировался.
По результатам проверки прокурором 23.06.2016 в адрес и.о. руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» внесено представление № 02-15-2016 об устранении выявленных нарушений и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лица, виновного в совершении данного нарушения, указанное представление получено учреждением 27.06.2016.
В соответствии с нормами Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В нарушение указанного закона информация о результатах рассмотрения представления от 23.06.2016 № 02-15-2016 от КГКУ «Падалинское лесничество» Комсомольскому-на-Амуре межрайонному природоохранному прокурору не поступила.
Кроме того, во исполнение требования прокурора от 04.10.2016 № 02-08-2016 административным ответчиком не были приняты конкретные меры по устранению допущений закона, а был представлен ответ на представление прокурора от 23.06.2016, в котором дается оценка обоснованности акта прокурорского реагирования, однако нормы закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предоставляют право лицам, которым внесено представление, оценивать обоснованность акта прокурорского реагирования.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, что означает подчиненность должностных лиц законодательству. Таким образом, административным ответчиком нарушены права Российской Федерации на верховенство указанных законов на всей территории Российской Федерации.
Просит суд признать действия исполняющей обязанности руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1 по не принятию конкретных мер, по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих в установленные законом сроки, незаконными.
Обязать исполняющую обязанность руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1 принять конкретные меры, по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, изложенных в представлении прокурора от 23.06.2016 № 02-15-2016.
Административный ответчик – и.о. руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представила письменный отзыв, в котором указала, что представление прокурора от 23.06.2016 не отвечает признакам законности и обоснованности. Осмотр и оценка состояния лесосек ООО «ТВС и К», на которой закончена рубка лесных насаждений (осмотр мест рубок) проведены на основании плана-графика по проведению мероприятий ввиду окончания срока заготовки по договору купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки соблюдения Правил заготовки древесины, Правил пожарной безопасности в лесах, договора купли-продажи. Данными правовыми актами не предусмотрено, что проведение осмотра мест рубок подпадает по действие Федерального закона № 294-ФЗ. Порядок проведения мест рубок соответствует п. 10 Указаний, Правилам заготовки древесины, лицо, осуществляющее заготовку древесины, извещается о дате и времени проведения осмотра мест рубок, по результатам проверки составляется акт осмотра мест рубок. Считает, что объективных причин для применения положения Федерального закона № 294-ФЗ не имелось.
15.03.2016 на основании приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 11.01.2016 № 1П с изм. от 04.03.2016 № 160П должностными лицами КГКУ «Падалинской лесничество» в результате патрульного (не рейдового) мероприятия по маршруту, проходившему по лесным кварталам Падалинского участкового лесничества, Верхнекурского участкового лесничества выявлены нарушения обязательных требований лесного законодательства организацией ООО «ДВ-Максимум плюс» (не является арендатором лесных участков), в квартире 9 (д.2), квартале 194 (д. 8,9), которое вело заготовку древесины по договору подряда с КГАУ «Падалинское лесное хозяйство». У КГАУ «Падалинское лесное хозяйство» заключен договор купли-продажи лесных насаждений в рамках государственного задания на 2016, с Управлением лесами Правительства Хабаровского края.
24.05.2016 на основании плана патрульных мероприятий должностными лицами КГКУ «Падалинское лесничество» при проведении патруля (не проверки текущей разработки делян) по маршруту, проходившему по лесным кварталам Верхнекурского участкового лесничества, в квартале 2 (д.3) выявлены нарушения обязательных требований лесного законодательства КГАУ «Падалинское лесное хозяйство», которое выполняет работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий согласно договору купли-продажи лесных насаждений (в рамках государственного задания на 2016) с Управлением лесами Правительства Хабаровского края.
Отсюда следует, что представители проверяемого лица не привлекались, поскольку при проведении патрульного мероприятия проводилась охрана территории лесного фонда, а не проверка конкретного лица. Патрульные мероприятия не осуществляются в отношении какого-либо конкретного лица, хозяйствующего субъекта, а в отношении определенной территории, на которой происходит наблюдение за соблюдением правового режима любыми находящимися на ней лицами, или в отношении объекта защиты безотносительно к правообладателю такого объекта.
В соответствии с п. 1 Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) в вышеуказанных ситуациях не осуществлялось, на ООО «ТВС и К», КГАУ «Падалинское лесное хозяйство», ООО «ДВ-Максимум плюс» не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Из представленных материалов не следует, что проводимые мероприятия были направлены на проверку хозяйственной деятельности вышеуказанных лиц, поэтому никаких объективных причин для применения положений Закона № 294-ФЗ не имелось. Нормы указанного закона, в частности п. 2 ст. 13.2 «Плановые (рейдовые) осмотры», не могут распространяться на правоотношения, связанные с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), которые регулируются постановлением Правительства Российской Федерации № 394 от 22.06.2007 с изм. 2015 г.Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании старший помощник прокурора Веселов Е.Ф. на удовлетворении исковых требований настаивал, суду пояснил, что рейдово-патрульные мероприятия, проводимые должностными лицами КГКУ «Падалинское лесничество» в рамках профилактических мероприятий «Лес» свидетельствует о том, что это были плановые мероприятия, осуществленные на основании приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края. То есть, КГКУ «Падалинское лесничество» разрабатывает и утверждает планы по охране и патрулированию лесов. В результате проведенных мероприятий были выявлены нарушения лесного законодательства, о чем руководитель КГКУ «Падалинское лесничество» обязан был информировать начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края, что не было сделано. К самой процедуре проведения проверок у прокурора никаких замечаний не было, прокурор в своем представлении указал на то, что административный ответчик письменно не уведомил о выявленных нарушениях Управление лесами Правительства Хабаровского края для того, чтобы организации, допустившие выявленные нарушения, были включены в список для назначения внеплановой проверки. Прокурором было внесено представление от 23.06.2016 № 02-15-2016, однако в установленный законом срок ответ на него не поступил. После проведения ревизии в октябре 2016 обнаружили, что на данное представление в месячный срок ответ не был получен, он был получен только 05.10.2016, таким образом, срок обращения в суд не пропущен.
Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений законодательства вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить указанные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенного им представления.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что по результатам прокурорской проверки исполняющему обязанности руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1 внесено представление и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Александровой Е.А. от 23.06.2016 № 02-15-2016 (л.д. 8-10), указанное представление получено адресатом 27.06.2016 (л.д. 11).
В своем представлении прокурор указал, что в нарушение требований п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», начальник Управления лесами Правительства Хабаровского края письменно не извещался о выявленных должностными лицами КГКУ «Падалинское лесничество» нарушениях при осуществлении патрульных (рейдовых) мероприятий.
Представление прокурора в установленном законом порядке никоим образом не обжаловано, в судебном порядке незаконным не признано, в этой связи, в силу вышеназванным норм представление прокурора № 02-15-2016 от 23.06.2016 подлежало неукоснительному и безусловному исполнению.
Вместе с тем, и.о. руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» в установленный законом срок не выполнила требования, указанные в представлении, ответ на представление от 30.06.2016 поступил прокурору только 05.10.2016.
Административный ответчик ссылается на то, что при проведении патрульных мероприятий организации, осуществляющие деятельность, связанную с лесопользованием, к данным патрульным мероприятиям не привлекались, в связи с чем положения п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не должны применяться.
Суд не может согласиться с доводами ответной стороны, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 13.2 названного закона, плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 11.01.2016 № 1П в целях организации и проведения Лесничествами мероприятий по обеспечению охраны лесов от нарушений лесного законодательства, руководителям Лесничеств приказано организовать патрулирование подведомственных территорий, разработать и утвердить маршруты патрулирования и обследования лесных участков; разработать и утвердить квартальные планы по осуществлению охраны лесов; утвержденные маршруты патрулирования и планы мероприятий представить в отдел федерального государственного лесного надзора.
Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.02.2016 № 104П руководителям КГКУ Лесничеств на основании Плана совместных мероприятий участников – членов рабочей группы по декриминализации лесопромышленного комплекса Хабаровского края на 2014-2016 годы, соглашения о межведомственном взаимодействии Управления лесами Правительства Хабаровского края с УМВД России по Хабаровскому краю приказано организовать и провести в период с 14.02.2016 по 31.03.2016 на подведомственных территориях комплекс мероприятий «Лес», направленных на противодействие нарушениям лесного законодательства; создать на период проведения профилактических мероприятий мобильные группы в составе работников Лесничеств, служащих отдела федерального государственного лесного надзора и федерального пожарного надзора в лесах, с привлечением сотрудников ОМВД, прокуратуры, иных уполномоченных лиц.
Из акта № 12/2016 от 16.03.2016, составленного работниками Эльбанского участкового лесничества, а также КГКУ «Падалинское лесничество», представителя КГАУ «Падалинское лесное хозяйство», следует, что в соответствии с приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 12.02.2016 № 104П, в ходе проведения профилактического мероприятия «Лес» в кварталах Падалинского лесничества, Верхнекурского лесничества были выявлены нарушения лесного законодательства, а именно ООО «ДВ-Максимум плюс» нарушило правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337. Указанные нарушения зафиксированы в регистрационной карточке № 15-2016 от 16.03.2016, однако в письменном виде сведения о выявленном нарушении начальнику Управления лесами Правительства Хабаровского края руководителем КГКУ «Падалинское лесничество» направлены не были. То обстоятельство, что ООО «ДВ-Максимум плюс» арендатором, как указал в отзыве административный ответчик, лесного участка не является, правового значения не имеет, поскольку названное юридическое лицо пользовалось лесным участком по договору подряда с КГАУ «Падалинское лесное хозяйство», у которого заключен договор купли-продажи лесных насаждений с управлением лесами Правительства Хабаровского края, о чем указывает сам ответчик.
Доводы административного ответчика о том, что в последующем должностными лицами проводились патрульные, а не рейдовые мероприятия, основанием к отказу в иске являться не могут, поскольку указанные проверки проводились на основании Планов, разработанных и утвержденных Лесничеством в соответствии с приказом Управления Правительства Хабаровского края от 11.01.2016 № 1П, т.е. по сути являлись плановыми осмотрами подведомственных территорий, а потому руководитель КГКУ «Падалинское лесничество» в силу требований п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обязан был письменно извещать начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края о выявленных нарушениях.
То обстоятельство, что в адрес Управления лесами Правительства Хабаровского края, в соответствии с приказом от 11.01.2016 № 1П направлялись регистрационные карточки о нарушении обязательных требований лесного законодательства, основанием к отказу в иске являться не может, поскольку из регистрационных карточек не видно, какой именно субъект лесопользования нарушил те или иные требования лесного законодательства.
При таких фактических обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
По изложенному и руководствуясь ст. ст. 175-180, 182, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к исполняющей обязанности руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1 о признании действий (бездействия) по не принятию конкретных мер, по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, незаконными, возложении обязанности принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, изложенных в представлении прокурора от 23.06.2016 № 02-15-2016, удовлетворить в полном объеме.
Признать действия исполняющей обязанности руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1 по не принятию конкретных мер, по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих в установленные законом сроки, незаконными.
Обязать исполняющую обязанность руководителя КГКУ «Падалинское лесничество» ФИО1 принять конкретные меры, по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, изложенных в представлении прокурора от 23.06.2016 № 02-15-2016, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Копию решения в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья Л.Р.Погорелова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Л.Р.Погорелова