ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1883/2021 от 19.01.2022 Лужского городского суда (Ленинградская область)

город Луга 19 января 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

административное дело №2а-196/2022

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Фадеевой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района <адрес> к администрации Заклинского сельского поселения <адрес> об обязании осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка, занятого под многоквартирными жилыми домами,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор (далее – административный истец), действующий в интересах муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района <адрес> к администрации Заклинского сельского поселения <адрес> об обязании в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес> и обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет земельных участков для их постановки на кадастровый учет (л.д.04-07).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления <адрес> земельного и бюджетного законодательства при реализации полномочий по формированию границ земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории Заклинского сельского поселения <адрес> расположены многоквартирные жилые дома, земельные участки под которыми не сформированы, не поставлены на кадастровый учет по результатам межевания: <адрес>. Поскольку земельные участки под указанными многоквартирными домами не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учёт, в настоящее время фактически не определены границы зон ответственности хозяйствующих субъектов: организаций, осуществляющих управление данными домами и исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления, содержащего данную территорию общего пользования за счет бюджетных средств. Указанное обстоятельство влечет необоснованные затраты бюджетных средств на содержание общественной территории, фактически являющейся общедомовым имуществом. В частности, такие затраты могут быть произведены при содержании данной территории в зимний период, уборке мусора, обслуживанию расположенных на территории объектов инфраструктуры и сооружений, что нарушает принцип эффективности расходования бюджетных средств. Таким образом, бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами и их постановке на кадастровый учет, влечет нарушение интересов муниципального образования, кроме этого, длительное неисполнение органами местного самоуправления возложенных полномочий препятствует реализации права собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов на общее имущество. В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ Лужской городской прокуратурой в адрес главы администрации направлено представление с требованием об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, как показала проверка, по результатам рассмотрения представления до настоящего времени требования прокурора в полном объеме не удовлетворены, выявленные нарушения законодательства в данной части не устранены, ссылаясь на правовые нормы ст.39 КАС РФ, прокурор обратился в суд с настоящим предметом заявленных административных требований.

В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ, помощник Лужского городского прокурора <адрес>ФИО заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – администрация Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района <адрес>, надлежащим образом уведомленная о месте и времени проведения судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направила. В приемную Лужского городского суда администрация представила письменные возражения на заявленные требования, в которых административный ответчик просил увеличить срок для исполнения решения суда до 1 года.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав помощника прокурора, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ), вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес> переданы в муниципальную собственность МО Заклинское сельское поселение на основании Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район <адрес> в муниципальную собственность муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района <адрес>».

В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса и статьей 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно новой редакции названной нормы земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета участка, на котором расположен такой дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО, ФИО и ФИО" (далее - Постановление N 12-П), основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в МКД установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).

Нормы Гражданского и Жилищного кодексов в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).

Так, в соответствии с пунктом 66 данного Постановления, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса (часть 2 статьи 16 Вводного закона); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона); в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно; каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется; в силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Из пункта 67 постановления N 10/22 следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.

При этом суд исходит из того, что в силу ч. 4 и ч. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон) образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, в т.ч. и при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и

пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Согласно действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ пункту 2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Аналогичная норма закреплена в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу закона- положений Жилищного кодекса и Вводного закона, Вводный закон устанавливает лишь специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Данный вывод соответствует правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС20-18388.

Между тем именно органы государственной власти и местного самоуправления в силу части 4 статьи 16 Вводного закона, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ, осуществляют формирование земельного участка, на котором расположены указанные выше дома.

Согласно части 4 статьи 16 Вводного закона в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №267-ФЗ образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Частью 4.1 статьи 16 Вводного закона установлено, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указано следующее.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2,4.3 постановления -П).

Как следует из материалов дела, администрацией Заклинского сельского поселения земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.

Как следует из материалов дела, администрацией Заклинского сельское поселения Лужского муниципального района <адрес> не начаты работы по проведению кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами.

Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает стороны от необходимости их дальнейшего доказывания.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что административный ответчик уклоняется от исполнения возложенной на них федеральным законом обязанности по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под указанными многоквартирными жилыми домами.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права (п.1 ч.2 ст.227, ст.187 КАС РФ), суд считает необходимым с учетом характера и объема, подлежащих проведению работ возложить на администрацию Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес>, д. Заклинье, <адрес>,21,23 и обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет земельных участков для их постановки на кадастровый учет.

Доводы административного ответчика о необходимости установить срок исполнения решения суда 1 год, не мотивированы в связи с чем, приняты судом быть не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования Заклинское сельское поселение к администрации Заклинского сельского поселения <адрес> об обязании осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка, занятого под многоквартирными жилыми домами, удовлетворить.

Обязать администрацию Заклинского сельского поселения <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес>, и обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт земельных участков для их постановки на кадастровый учёт.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд <адрес>.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий подпись

УИД: 47RS0-44