ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1884/2023 от 22.11.2023 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2023 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Мецлер Н.А., с участием

административного истца Макарова С.С.,

представителя административного ответчика Управления УФСБ России по Самарской области Ананьевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1884/2023 по административному иску ФИО1 к Управлению УФСБ России по <адрес> о признании незаконным ответа УФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Управлению УФСБ России по <адрес>.

В обосновании заявленных требований указал, ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УФСБ по <адрес>ФИО1 было направлено обращение. Через месяц административный истец заказной почтой получил ответ от 22.07.2023г. за вх., с требованием в нем, что ФИО1 нужно сначала написать заявление о снятии с личного дела грифа «секретно» со ссылкой на ст. 15 ФЗ «О государственной <данные изъяты> а так как запрос о рассекречивании в УФСБ не поступал, ознакомление с личным делом невозможно.

Не согласившись с вышеуказанным ответом, административный истец обратилась в суд с названным административным иском, требуя признать незаконным вышеупомянутый ответ УФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать предоставить надлежащий ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.

В судебном заседании ФИО3, действующая на основании доверенностей в интересах УФСБ России по <адрес> с административным исковым заявлением не согласилась, просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, полагая, что ответ на обращение был дан в установленные законом сроки, мотивированным и обоснованным.

Заместитель начальника ФИО4 Пономарев о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.

Из смысла ст. 227 КАС РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, в случае, если оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.

Согласно ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно части 1 статьи 9, пунктам 1 - 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; запросить, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Судом установлено, что 24.06.2023 года Макаров С.С. обратился в Управление ФСБ РФ по Самарской области с обращением о предоставлении 6 томов его личного дела для ознакомления.

В установленные ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» сроки, уполномоченным лицом на указанное обращение был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ в котором указывалось, что материалы личного дела составляют государственную <данные изъяты> доступ к ним ограничен в соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об архивной деятельности». Рассекречивание архивных документов осуществляется в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального законы «О государственной <данные изъяты>». Запрос о рассекречивании указанных материалов в Управление не поступал, в связи с чем, ознакомление с личным делом невозможно.

Предметом настоящего иска является законность ответа УФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поступившего ответа начальника подразделения управления ФИО5 от 03.11.2023г. на запрос суда о предоставлении документов, послуживших основанием для дачи оспариваемого ответа, данные документы (в том числе личное дело для предоставления возможности административному истцу ознакомиться с ним в суде) не могут быть предоставлены, поскольку содержат сведения, составляющую государственную <данные изъяты> с грифом «совершенно секретно».

При этом, суд обращает внимание на то, что срок для обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Согласно ст.12 указанного федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Оспариваемый ответ от 22.07.2023г. дан надлежащим должностным лицом - заместителем начальника Управления С.С. Пономаревым, в установленном порядке и сроки, содержит обоснование всех доводов заявителя, принят в рамках предоставленного должностному лицу усмотрения, ответ заявителю направлен своевременно, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.

Административному истцу сообщено, что материалы личного дела составляют государственную <данные изъяты>.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об архивном деле в Российской Федерации" ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации <данные изъяты>, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации <данные изъяты>, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ответ содержал сведения, что рассекречивание архивных документов осуществляется в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального законы «О государственной <данные изъяты>». Запрос о рассекречивании указанных материалов в Управление не поступал.

Так в соответствии со ст. 15 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2023) "О <данные изъяты>, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к <данные изъяты>

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной <данные изъяты>, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной <данные изъяты> может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.

Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 года N 463 утверждена Инструкция "Об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности", которая определяет единый порядок приема, регистрации, рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан Российской Федерации, организации личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализа и обобщения содержащейся в них информации, проверки состояния работы с обращениями в подразделениях ФСБ России, территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках, пограничных органах, других органах безопасности, авиационных подразделениях, предприятиях и учреждениях ФСБ России.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 г. N 463 (далее - Инструкция N 463), рассмотрение обращений (в том числе направление обращений по компетенции в другие государственные органы) является должностной обязанностью руководителей, начальников органов безопасности, а также по их письменному поручению - других должностных лиц органа безопасности в пределах компетенции, установленной их должностными регламентами.

В силу пункта 13 Инструкции N 463 руководители, начальники органов безопасности либо другие должностные лица в соответствии с полномочиями, определенными правовыми актами ФСБ России, а также на основании поручений вышестоящих должностных лиц ФСБ России обеспечивают в пределах своей компетенции объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Пунктами 26, 27 Инструкции N 463 также определено, что письменные обращения (в том числе предложения, заявления или жалобы военнослужащих, изложенные в форме рапорта) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации.

Согласно пункту 31 Инструкции N 463 ответ должен соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержать исчерпывающую информацию по всем доводам обращения, быть логичным и обоснованным, отвечать правилам подготовки документов в органах безопасности.

Таким образом, УФСБ России по Самарской области требование о написании ходатайства об ознакомлении с личным делом не выдвигало, заявителю было разъяснено, что в соответствии со ст. 15 ФЗ «О государственной <данные изъяты>» рассекречивание сведений, содержащихся в его личном деле, составляющих государственную <данные изъяты> на основании его запроса. Запрос о рассекречивании сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, в адрес Управления от ФИО1 не поступал. Личное дело ФИО1 содержит сведения, составляющие государственную <данные изъяты> с грифом «секретно», раскрывающие ведомственную принадлежность лиц, проходивших службу в органах безопасности, а также раскрывающие силы и средства и формы и методы оперативно-розыскной деятельности. Оспариваемый ответ заявителю на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован, подготовлен и направлен в установленные законом сроки, заявителю разъяснено его право обратиться с запросом о рассекречивании материалов его личного дела.

Несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности действий УФСБ РФ по <адрес> при рассмотрении обращения.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение Макарова С.С. рассмотрено уполномоченным лицом с соблюдением требований действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, а так же в соответствии с Приказом ФСБ России от 30.08.2013 N 463 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности», дан мотивированный ответ в установленный законом срок, какого-либо незаконного бездействия при рассмотрении обращения административного истца со стороны административного ответчика допущено не было, права и свободы заявителя оспариваемым ответом не нарушены, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска о признании оспариваемого ответа незаконным, возложении обязанности у суда не имеется. Требования административного истца об оспаривании иных действий (бездействия), кроме вышеуказанного ответа, в административном иске не заявлялись, и соответственно судом к производству не принимались. В связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется, поскольку в рассматриваемом споре не установлен факт нарушения каких-либо прав и законных интересов административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Макарова Сергея Сергеевича (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, паспорт ГУ МВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. к.-п. ) к Управлению УФСБ России по <адрес> о признании незаконным ответа УФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности УФСБ по <адрес> представить в суд надлежащий ответ на обращение Макарова С.С. от 24.06.2023г., - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.А.Волобуева

Мотивированное решение изготовлено в окончательном виде 29.11.2023г.