ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1885/20 от 03.11.2020 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дзержинск 03ноября2020года

ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи: Еланского Д.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: МагомедрасуловойЭ.З.,

помощник судьи: Фадеева Е.А.,

с участием: старшего помощника прокурора г.Дзержинска Нижегородской области ФИО3, представителя администрации г.Дзержинска Нижегородской области – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Дзержинска Нижегородской области к администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании недействующим нормативного правового акта - Порядка предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно полезных (социальных) мероприятий (направлений) в городском округе город Дзержинск, утвержденного постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 16 декабря 2019 года №4515,

УСТАНОВИЛ:

постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 16 декабря 2019 года №4515 утвержден Порядок предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно полезных (социальных) мероприятий (направлений) в городском округе город Дзержинск (далее также – Порядок).

Постановление, которым утвержден указанный Порядок, опубликовано на официальном сайте администрации г.Дзержинска <данные изъяты> 16 декабря 2019 года, и в газете «Дзержинские ведомости», №97 (779), 19 декабря 2019 года.

Административный истец прокурор г.Дзержинска первоначально обратился в Дзержинский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты вступления решения суда в законную силу указанного Порядка как несоответствующего п. 2 и 3 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также п.4 и 7 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года № 541 (далее также – Общие требования 2017 года). В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемый Порядок в нескольких аспектах не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Так, в нарушение п.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.4 Общих требований 2017 года, конкретный размер выдаваемой субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии в Порядке не определен. Размер субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, не определен и в приложении 5 к решению городской Думы от 18 декабря 2019 года №824, которым утверждено в пределах общего объема расходов распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в т.ч. на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям по подпрограмме «Развитие институтов гражданского общества в городском округе» муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск». Кроме того, в нарушение п. 7 Общих требований 2017 года оспариваемый Порядок не содержит правил, определяющих порядок отбора получателей субсидий: порядка и требований к объявлению о проведении отбора, в том числе требования об указании наименования общественно полезных услуг, категорий потребителей общественно полезных услуг, объема общественно полезных услуг, в отношении которых проводится отбор, показателей качества, стоимости единицы общественно полезной услуги; порядка отмены отбора; порядка изменения и отзыва предложений участниками отбора. В нарушение п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок не содержит условия о согласии получателей субсидий на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты.

На основании изложенного прокурор г.Дзержинска первоначально просил суд признать Порядок предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно полезных (социальных) мероприятий (направлений) в городском округе город Дзержинск, утвержденный постановлением администрации города Дзержинска от 16 декабря 2019 года №4515, не соответствующим п.п. 2 и 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 4 и 7 Общих требований 2017 года и недействующим.

В ходе рассмотрения административного дела Общие требования 2017 года, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года № 541, утратили силу в связи с утверждением Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее также – Общие требования ), которые подлежат применению с 03 октября 2020 года. Пунктом п. 3 Постановления органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с данным Постановлением муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные муниципальные правовые акты, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, оспариваемый Порядок после изменения федерального законодательства продолжает ему не соответствовать. В частности, Порядок не соответствует следующим положениям Общих требований :

1) в нарушение пп. б п. 4 Порядок не содержит сроков размещения на едином портале, а также при необходимости на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» объявления о проведении отбора с указанием необходимых сведений об условиях, сроках и порядке проведения отбора ;

2) в нарушение пп. ж п. 4 не указан размер предоставляемой субсидии, в целях установления правил рассмотрения и оценки предложений (заявок) участников отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора);

3) в нарушение пп. а п. 9 не содержит запрета приобретения получателями субсидий - юридическими лицами, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с получателями субсидий, за счет полученных из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных правовым актом.

На основании изложенного, прокурор г. Дзержинска, изменявший исковые требования, в окончательном виде просил суд:

-признать Порядок предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно полезных (социальных) мероприятий (направлений) в городском округе город Дзержинск, утвержденный постановлением администрации города Дзержинска от 16 декабря 2019 года №4515, не соответствующим п.п. 2 и 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. б, ж п. 4, пп. а п. 9 Общих требований и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный ответчик администрация г. Дзержинска Нижегородской области возражал против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменных отзывах, указывая на следующие обстоятельства: при принятии оспариваемого Постановления орган местного самоуправления действовал в пределах предоставленных ему полномочий; в связи с принятием новых Общих требований у органа местного самоуправления имеется срок до ДД.ММ.ГГГГ для приведения оспариваемого муниципального правового акта в соответствии с действующим законодательством; удовлетворение требований прокурора повлечет за собой трудности при принятии отчетности от тех юридических лиц, что уже получили субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году.

Заинтересованное лицо <данные изъяты> оставила разрешение по существу заявленных прокурором требований на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора г.Дзержинска ФИО3 поддержал окончательно заявленные требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, в полном объеме, указав, что противоречие оспариваемого Порядка нормам федерального законодательства носит объективный характер, потому предоставление отсрочки Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 не препятствует рассмотрению дела по существу; пояснил суду, что просит признать недействующим оспариваемый Порядок в полном объеме, в том числе Приложения №1 и №2 к нему.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица <данные изъяты> не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.

Принимая во внимание, что иных данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в административном деле лиц, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов установлен положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет юридически значимые обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.35, 38 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (абз.2).

Расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (абз.6).

В силу абз.5 ст.69 и абз.4 ст.69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к расходам бюджета, относятся, в частности,

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регулируется положениями ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как предусмотрено п.1 указанной статьи, субсдии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются, в частности, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пп.3 п.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Кроме того, при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Положения п.2-3 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми урегулировано предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, включают аналогичные по своему содержанию требования и условия предоставления субсидий,

в том числе правило о том, что муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, а также правило о запрете на приобретение иностранной валюты за счет предоставленной субсидии.

На момент принятия оспариваемого Порядка действовали Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года №541 (Общие требования 2017 года).

Общие требования 2017 года утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 года №1492, вступившего в силу с 03 октября 2020 года.

Данным Постановлением утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, которые носят более носят более универсальный характер и более широкий спектр применения в отличие от Общих требований 2017 года, поскольку утвержден в соответствии как с пунктом 3 и абзацем вторым пункта 7 статьи 78, так и с абзацем третьим пункта 2 и абзацем вторым пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 3 Постановления от 18 сентября 2020 года №1492 органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 1 июня 2021 года.

Судом установлено, что оспариваемый Порядок отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку он содержит правила поведения, регулирующие бюджетные правоотношения, которые рассчитаны на неоднократное применение и адресованы широкому кругу лиц (потенциальным получателям субсидий и, впоследствии, их непосредственным получателям), принят уполномоченным органом – администрацией г. Дзержинска, - и обнародован в установленном законом порядке (на официальном сайте администрации г.Дзержинска <данные изъяты> 16 декабря 2019 года, и в газете «Дзержинские ведомости», №97 (779), 19 декабря 2019 года).

Судом также установлено, что указанный Порядок неоднократно применялся в течение ДД.ММ.ГГГГ года, и из бюджета городского округа города Дзержинска предоставлялись соответствующие субсидии:

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» предоставлена субсидия в размере 107000 рублей;

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> предоставлена субсидия в размере 195000 рублей;

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес><данные изъяты>» предоставлена субсидия в размере 515500 рублей;

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» предоставлена субсидия в размере 546266 рублей;

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> предоставлена субсидия в размере 197000 рублей;

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> предоставлена субсидия в размере 275000 рублей;

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> предоставлена субсидия в размере 275000 рублей;

- распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> предоставлена субсидия в размере 600000 рублей.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Суд обосновывает данный вывод следующими мотивами.

В соответствии с пп. б п.3 Общих требований, в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте, регулирующем порядок предоставления субсидии, указывается цели предоставления субсидий с указанием наименования государственной (муниципальной) программы, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующих проектов, программ.

Из пояснений представителя администрации г. Дзержинска следует, что предоставление субсидии в соответствии с оспариваемым Порядком осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие институтов гражданского общества в городском округе» муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск», расходы на которую предусмотрены в приложении №5 к решению городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 18 декабря 2019 года №824 «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Вместе с тем, в оспариваемом Порядке не содержится указаний на муниципальную программу и подпрограмму, в рамках которых осуществляется субсидирование.

В нарушение пп. «ж» п.3 Общих требований, в оспариваемом порядке не содержится информация о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в разделе единого портала) при формировании проекта закона (решения) о бюджете (проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете) сведений о субсидиях.

В соответствии с п.1.5 оспариваемого Порядка, предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе.

Однако в нарушение пп. «б» п.4 Общих требований в оспариваемом правовом акте не указаны сроки размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (то есть на сайте администрации г.Дзержинска Нижегородской области) объявления о проведении отбора с указанием сроков проведения отбора, наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты главного распорядителя как получателя бюджетных средств или иной организации, проводящей в соответствии с правовым актом отбор, целей предоставления субсидии, требований к участникам отбора, порядка подачи предложений (заявок) участниками отбора и требований, предъявляемых к форме и содержанию предложений (заявок), подаваемых участниками отбора и иных необходимых сведений, поименованных в данном подпункте.

В соответствии с п.1.4 оспариваемого Порядка получатель субсидии не должен иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам всех уровней и внебюджетные фонды, находиться в процессе ликвидации или реорганизации (что соотносится с положениями абз.2 и 4 пп. «в» п.4 Общих требований).

Вместе с тем, в нарушение абзацев 6 и 7 пп. «в» п.4 Общих требований, в оспариваемом Порядке не указаны такие обязательные требования к участникам отбора, как

участники отбора не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

участники отбора не должны получать средства из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации (нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов) на цели, установленные правовым актом.

Кроме того, в оспариваемом Порядке не приведен перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, указанным в абз. 4, 6 и 7 пп. «в» п.4 Общих требований, а также не обозначены порядок и сроки рассмотрения указанных документов в нарушение пп. «в» п.5 Общих требований.

Установленный оспариваемым муниципальным правовым актом порядок проведения конкурса на предоставление субсидий регламентирован в недостаточной степени.

Так, в Порядке отсутствуют сведения о сроках оценки предложений (заявок), о правилах присвоения порядковых номеров предложениям (заявкам) участников отбора по результатам оценки (при проведении конкурса); сведения о сроках размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о результатах рассмотрения предложений (заявок), что не соответствует абз. 4 и 5 пп. «ж» п.4 Общих требований

В нарушение пп. «д» п.5 Общих требований, в оспариваемом Порядке не отражен конкретный размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.

В приложении №5 к решению городской Думы от 18 декабря 2019 года №824 «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» закреплен лишь общий объем бюджетных ассигнований, который предоставляется на реализацию подпрограммы «Развитие институтов гражданского общества в городском округе» муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск». Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию данной подпрограммы составляет по 3000000 рублей на 2020, 2021 и 2022 годы.

Вместе с тем, по мнению суда, по смыслу приведенных выше положений ст.78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений Общих требований, юридически значимым и обязательным является указание в муниципальном правовом акте именно конкретного размера субсидии (либо её максимального значения), на который вправе рассчитывать каждый победитель конкурса.

В противном случае возникает ситуация правовой неопределенности, в результате чего претенденты на получение субсидии не обладают информацией о максимально возможном размере указанных мер поддержки, и допускается произвольное предоставление бюджетных ассигнований в любом размере, заявленном претендентом, без учета возможного появления иных претендентов в рамках последующих конкурсов.

Более того, в этой связи необходимо отметить, что оспариваемым Порядком в нарушение пп. «е» п.5 Общих требований не регламентирован также и порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему установленным правовым актом требованиям, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте «в» пункта 3 Общих требований, без повторного прохождения отбора (в случае, если получатель субсидии определяется по результатам отбора в форме запроса предложений).

При таких обстоятельствах доводы административного ответчика об отсутствии необходимости указывать в оспариваемом Порядке какие-либо конкретные размеры субсидии отклоняются как не основанные на законе.

В п.2.2 формы заявки на получение субсидии, которая является приложением №1 к оспариваемому Порядку, указано, что претендент на получение субсидии должен описать предполагаемые результаты и эффективность реализации социального мероприятия (направления).

Вместе с тем, в оспариваемом Порядке не определены и не регламентированы критерии определения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми, а также соответствовать результатам муниципальных программ, и критерии определения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации), значения которых устанавливаются в соглашениях, как не регламентированы и требования к отчетности применительно к отражению к ней сведений о достижении результатов и показателей, что является нарушением пп. «м» п. 5 и п.6 Общих требований.

Судом установлено, что типовая форма соглашения о предоставлении из городского бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, утверждена приказом департамента финансов админ города Дзержинска от 12 июля 2017 года №26 о/д.

Однако ни в утвержденной типовой форме соглашения, ни в оспариваемом Порядке не содержится четко выраженное требование (условие) о запрете приобретения получателями субсидий - юридическими лицами, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с получателями субсидий, за счет полученных из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных правовым актом, что является нарушением требований п.5.1 ст. 78, п.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также абз. 2 пп. «а» п. 9 Общих требований.

В силу пп. «а» п.9 Общих требований именно правовой акт, регулирующий предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг должен содержать указанное требование.

При этом доводы административного ответчика о том, что оспариваемым Порядок не регламентирует предоставление субсидий на финансовое обеспечение в связи с оказанием услуг (в том числе общественно полезных услуг по смыслу Федерального закона «О некоммерческих организациях») критически оцениваются судом.

Следует отметить, что в силу п.1.2 и 1.3 оспариваемого Порядка субсидии в соответствии с настоящим Порядком предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве юридических лиц и осуществляющим свою деятельность на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями (за исключением некоммерческих организаций религиозной направленности).

В силу п.1.8 оспариваемого Порядка субсидии предоставляются именно в целях финансового обеспечения затрат получателя субсидии на общественно полезные (социальные) мероприятия (направления). В данном пункте приведен перечень этих направлений.

Вместе с тем, понятие «общественно полезные (социальные) мероприятия (направления)» и его дефиниция не содержатся в законодательстве о некоммерческих организациях, общественных объединениях.

Как установлено п.2.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

К таким видам деятельности относятся: 1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 4) охрана окружающей среды и защита животных; 5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; 7) профилактика социально опасных форм поведения граждан; 8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства); 9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; 10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; 12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; 13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества; 14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; 16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ; 17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов; 18) увековечение памяти жертв политических репрессий (п.1.1 ст.31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Значительная часть из указанных видов деятельности отражена в п.1.8 оспариваемого Порядка, в частности: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита инвалидов; охрана окружающей среды деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; развитие межнационального сотрудничества; деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений.

В свою очередь, в силу п.2.2 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований: 1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества; 2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее - проекты по оказанию общественно полезных услуг).

Из приведенных положений закона следует, что некоммерческая организация-исполнитель общественно полезных услуг представляет собой одну из разновидностей социально ориентированной некоммерческой организации.

Из содержания п.1.2 оспариваемого Порядка следует, что он регулирует предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям любой разновидности и направленности, без установления каких-либо ограничений применительно к субсидированию некоммерческих организаций-исполнителей общественно полезных услуг.

Поэтому оспариваемый Порядок предоставления субсидий должен содержать дополнительные требования, отраженные в п. 9 Общих требований, однако данное предписание федерального законодательства при разработке Порядка не было соблюдено.

Более того, использование не имеющегося в федеральном законодательстве термина без приведения его дефиниции также может повлечь за собой возникновение правовой неопределенности и возникновение затруднений при осуществлении контроля за расходованием субсидированных денежных средств.

Приведенные судом мотивы свидетельствуют о том, что процедура предоставления субсидий, отраженная в оспариваемом Порядке, регламентирована в недостаточной степени, в значительной степени она не соответствует правилам, отраженным в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу, а именно – в Общих требованиях и в положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поэтому и по приведенным выше мотивам суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемого Порядка недействующим в полном объеме, включая Приложения №1 и №2 к нему.

Доводы административного ответчика о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 предоставлен срок для приведения оспариваемого Порядка в соответствие с Общими требованиями не влияют на итоговые выводы суда, поскольку этот срок установлен в рекомендательном порядке, а несоответствие и противоречие оспариваемого Порядка Общим требованиям и нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации носит актуальный и объективный характер.

Иное толкование закона при установленных обстоятельствах и оставление судом без внимания выявленных противоречий и несоответствий оспариваемого Порядка иным актам, имеющим большую юридическую силу, не отвечало бы принципам и задачам судебного нормоконтроля и повлекло бы за собой сохранение правовой неопределенности в процессе предоставления субсидий.

Поскольку оспариваемый Порядок применялся в течение ДД.ММ.ГГГГ года, что требует, в том числе, составление и предоставление отчетности со стороны юридических лиц, уже получивших субсидии, суд полагает возможным признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г.Дзержинска Нижегородской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения Порядок предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно полезных (социальных) мероприятий (направлений) в городском округе город Дзержинск с приложениями, утвержденный постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 16 декабря 2019 года №4515.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете «Дзержинские ведомости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующийсудья Д.А.Еланский