ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1886/2022 от 14.06.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

производство № 2а-1886/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Департамента капитального строительства города Севастополя к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю, УФССП России по Севастополю, судебному приставу – исполнителю Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО1, УФССП России по Севастополю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Департамент капитального строительства города Севастополя обратился в суд с административным иском к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю, в котором просил освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления от 13.04.2022 года в рамках исполнительного производства -ИП.

В обоснование требований сослался на то, что в действиях Департамента отсутствует виновное поведение.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО1, УФССП России по городу Севастополю, в качестве заинтересованного лица – ФИО2

В судебное заседание стороны не явились, извещены судом надлежащим образом.

Суд, с учетом наличия сведений о надлежащем извещении, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 01.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 ст. 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как установлено судом и следует из материалов дела решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21.02.2022 по делу
исковые требования ФИО4 к Департаменту капитального
строительства города Севастополя (далее-Департамент) о понуждении к действию
удовлетворены в полном объеме. На Департамент капитального строительства города
Севастополя возложено обязательство о предоставлении благоустроенного жилого
помещения по договору социального найма жилого помещения немедленно.

16.03.2022 Межрайонным отделением по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлено, что требование подлежит немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено Департаменту 23.03.2022 года.

11.04.2022 в адрес судебного пристава – исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Департаментом направлена информация о проведенных Департаментом мероприятий по исполнению судебного решения, с указанием, что ФИО2 будет обеспечена жилым помещением после его закупки Департаментом и включения в реестр собственности города Севастополя.

13.04.2022 врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 вынесено постановление о взыскании с Департамента исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Не оспаривая действия судебного пристава-исполнителя в части вынесения вышеуказанного постановления, Департамент просит освободить от уплаты исполнительского сбора ввиду отсутствия виновного поведения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, представленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия основания для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь исполнительным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Так, Федеральным законом от 22.12.2020 N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты" в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» внесены изменения согласно которым к Ветеранам Отечественной войны были отнесены лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя" и установлено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании распоряжения Департамента от 25.02.2021 ФИО3 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополе и включена в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, проживающих в городе федерального значения Севастополе по категории «ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий» («Житель осажденного Севастополя»), с 05.02.2021, составом семьи 1 человек (она сама).

В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Департаментом осуществляется обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров, в том числе лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя».

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджету субъекта Российской Федерации - городу федерального значения Севастополю на 2021 год распределена субвенция в размере 4 627,7 тыс. рублей.

При этом финансирование за счет средств бюджета города Севастополя на указанные цели не предусматривалось, так как на 01.01.2021 отсутствовали граждане, состоящие на учете по указанной категории.

В соответствии с внесенными изменениями в федеральное законодательство и принятием на учет в течение 2021 года лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя», дополнительно, 28.09.2021. Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации предоставлена субвенция в размере 87 452,5 тыс. руб.

Приказом Департамента от 27.12.2019 , полномочия государственного заказчика от лица Департамента капитального строительства города Севастополя по заключению и исполнению государственных контрактов от имени города Севастополя переданы ГКУ города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства».

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществлялись мероприятия по закупке жилых помещений для обеспечения отдельных категорий граждан из числа лиц, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Севастополю.

Постановлением Правительства Севастополя от 27.05.2021 № 220-ПП на 2021 год установлена предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю при приобретении жилых помещений, необходимых для реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в размере 99 527 руб.

На протяжении 2021 года Государственным казенным учреждением города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» проведено 16 электронных аукционов по приобретению жилых помещений для указанной категории граждан.

В связи с отсутствием заявок электронные аукционы признаны несостоявшимися

Таким образом, жилые помещения, приобретенные для граждан данной категории, отсутствуют.

11.01.2022 Департаментом направлена заявка на предоставление в 2022 году субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из количества граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01.01.2022 - 18 человек.

В настоящее время постановлением Правительства Севастополя от 24.03.2022 года №82-ПП «Об установлении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2022 год» установлена предельная стоимость квадратного метра для приобретения жилых помещений 143378 руб.

28.03.2022 Департаментом в ГКУ ГС «ЕДКС» направлено письмо с поручением закупить жилые помещения для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов».

19.04.2022 ГКУ города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства в ЕИС размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений для предоставления ветеранам Великой Отечественной войны.

Таким образом, исполнение судебного решения связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений, Департамент в своей деятельности ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой проведения закупки.

На момент вынесения постановления о взыскания исполнительского сбора закупленные жилые помещения у Департамента отсутствуют.

Вышеуказанные причины носят объективный, независимый от воли Департамента, исключительный и неустранимый характер, при этом Департаментом были приняты все возможные меры для приобретения жилых помещений.

Принимая во внимание предпринятые меры, установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины Департамента в неисполнении решения суда в установленный срок, что является безусловным основанием для освобождения его от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Департамента капитального строительства города Севастополя удовлетворить.

Освободить Департамент капитального строительства города Севастополя от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю от 13.04.2022 года по исполнительному производству

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решения в окончательной форме изготовлено 15.06.2022

Судья Ю.С. Степанова