Дело № 2а-188/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 февраля 2019 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре Я.В. Прудниковой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шкулипа Л. И. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности, у с т а н о в и л: Шкулипа Л.И. обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным и возложении обязанности. В иске указала, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 596,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Это здание расположено на земельном участке с кадастровым <номер> площадью 200 кв.м. Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.06.2016 № 351-вр истцу было предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка для дальнейшей эксплуатации нежилого здания. 12.01.2018 на основании п. 2 ст. 39.3 и п.п. 9 п. 2 ст.39.6 ЗК РФ она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении за плату земельного участка с кадастровым <номер>, с приложением необходимых документов. Письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 05.02.2018 за № 20/03/02-13/3100 в предоставлении земельного участка истцу отказано по тем мотивам, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории учетным номером 25.28.2.133 «Запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации». Отказ в предоставлении земельного участка истец считает необоснованным. Так, с учетом положений ст. 93 ЗК РФ к землям обороны относятся только территории, на которых зарегистрировано право собственности РФ и зарегистрировано право бессрочного пользования у вооруженных сил, а спорный участок к таким территориям не относится, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.12.2017 № 25/001/009/2017-1611. Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания» и в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ не может относиться к землям, ограниченным в обороте. При формировании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также при постановке участка на кадастровый учет ограничения в виде «запретная зона военного объекта…», а также ограничения в обороте не отражены. Истец просила восстановить процессуальный срок для подачи искового заявления, ссылаясь на то, что о результатах рассмотрения заявления административный ответчик ее своевременно не известил, письмо от 05.02.2018, содержащее отказ в предоставлении земельного участка, Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края было отправлено в ее адрес только 27.07.2018. С учетом уточненных исковых требований административный истец просила признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 05.02.2018 № 20/03/02-13/3100 об отказе в предоставлении в собственность за плату названного земельного участка и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении земельного участка. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Утенкова М.В. поддержала уточненные исковые требования, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении. Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, в ходатайстве, поступившем в суд 14.01.2019, просил рассмотреть дело без участия представителя Департамента, с учетом правовых позиций, изложенных представителем в письменных возражениях на иск. Возражая против удовлетворения иска, административный ответчик указал на то, что на момент рассмотрения заявления Шкулипа Л.И. испрашиваемый истцом земельный участок располагался в границах зоны с особыми условиями использования территории: «запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ». Оспариваемое истцом решение принято на основе данных КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края». Территория Владивостокского военного лесничества Минобороны России на основании Распоряжения Совета М. С. от 12.03.1955 № 1885-рс находится в ведении Министерства обороны РФ, в связи с чем Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не наделен полномочиями по формированию и распоряжению такими лесными участками, о чем и было сообщено истцу в письме от 05.02.2018 за № 20/03/02-13/3100. Представитель администрации г. Владивостока, привлеченной к участию в дело в качестве заинтересованного лица, по доверенности Понитаев В.И. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указывается, что установление запретных зон на земельных участках предусмотрено ст. 93 ЗК РФ, а также Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405. Постановлением губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг установлены границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае. Карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа была утверждена в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462. Нахождение земельного участка с кадастровым <номер> в границах запретной зоны исключают возможность предоставления этого земельного участка истцу. Представитель Владивостокского лесничества Минобороны России, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о чем свидетельствует исполнение запроса суда о предоставлении информации. Исходя из положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. В силу п.п. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ). В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов осуществляется собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлены ст.ст. 39.17, 39.16 ЗК РФ. Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков. В силу п. 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Случаи изъятия из оборота земельных участков, а также ограничения в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предусмотрены в п.п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ. Так, в силу п.п. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами. Согласно п. 24 ст. 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 25-АВ 340790, выданному <дата>, а также выписке из ЕГРН от <дата> и кадастровому паспорту объекта недвижимости истец Шкулипа Л.И. является собственником нежилого здания, площадью 596,4 этажностью: 2, с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 200 кв.м. с кадастровым <номер>, относящимся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации нежилого здания», адрес объекта: установлено относительно ориентира в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>., что подтверждено выпиской из ЕГРН от <дата>. Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.06.2016 № 351-вр предварительно согласовано предоставление Шкулипа Л.И. земельного участка площадью 200 кв.м., местоположение участка: Приморский край, <адрес>., из земель населенных пунктов в границах зоны объектов здравоохранения (ОД-4) для дальнейшей эксплуатации нежилого здания и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Шкулипа Л.И. 12.01.2018 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с просьбой о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 200 кв.м., расположенного под объектом недвижимости, принадлежащим ей на праве собственности, представив необходимые документы. В письме Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 05.02.2018 № 20/03/02-13/3100 Шкулипа Л.И. сообщено об отсутствии возможности принятия департаментом решения о предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории: «Запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ», в отношении которого полномочиями по распоряжению земельным обладает Министерство обороны РФ. Из содержания указанного письма следует, что заявление Шкулипа Л.И. о предоставлении земельного участка Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края с принятием решения, предусмотренного п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, не рассматривалось, решение об отказе в предоставлении земельного участка не принималось. Истцу было сообщено об отсутствии у Департамента полномочий для рассмотрения указанного вопроса, в связи с нахождением земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории. Между тем, факт нахождения земельного участка с кадастровым <номер> на землях, ограниченных в обороте, судом не установлен. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462, земельный участок с кадастровым <номер> расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне ОД 4 «зона объектов здравоохранения». Пункт 2 ст. 30 названных Правил допускает размещение в зоне объектов здравоохранения условно разрешенных видов использования, в т.ч. объектов розничной торговли. Из представленных в материалы дела схем, карт и фотографических изображений усматривается, что земельный участок с кадастровым <номер> расположен рядом с зонами многофункциональной деловой и жилой застройки, объектов автомобильного транспорта. Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, в т.ч. границах запретной зоны военного объекта «Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ». Данное обстоятельство подтверждено выписками из ЕГРН от <дата>, от <дата>, от <дата>, письмом Департамента градостроительства Приморского края от <дата>, письмом КГБУ «Центр развития территорий» от <дата> № 1717-05-0251. Границы запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ ранее были установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405. Согласно информации, представленной по запросу суда КГБУ «Центр развития территорий» от 18.02.2019 № 1717-05-0251, земельный участок с кадастровым <номер> исключен из границ запретной зоны военного объекта на основании Приказа Заместителя Министра обороны РФ от 06.04.2018 № 228 «Об изменении границ запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ». Исходя из положений п. 24 ст. 106 ЗК РФ о порядке установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территории, а также с учетом отсутствия в ЕГРН сведений о нахождения земельного участка с кадастровым <номер> в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ, доводы административного ответчика об отсутствии у Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края полномочий для рассмотрения заявления Шкулипа Л.И. нельзя признать достаточно обоснованными. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Из содержания ч. 7 ст. 219 КАС РФ следует, что пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом. Суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для оспаривания действий уполномоченного органа, поскольку доводы истца о факте несвоевременного направления Шкулипа Л.И. ответа на обращение о предоставлении земельного участка, подтвержден представленными документами, кроме того, указанное обстоятельство представителем Департамента земельных и имущественных отношений не оспаривается. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть вынесено решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Учитывая, что решение об отказе в предоставлении земельного участка уполномоченным органом не принималось, требование истца о признании отказа незаконным не подлежит удовлетворению. Вместе с тем, суд находит обоснованными заявленные требования в части обязывания ответчика рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка по существу, так как основания, по которым в рассмотрении заявления отказано, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. Поскольку Закон Приморского края 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений», предусматривающий передачу полномочий по распоряжению земельными участками в соответствующие муниципальные образования, в отношении Владивостокского городского округа вступает в силу с 01.05.2019, заявление Шкулипа Л.И. подлежит рассмотрению Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л: Административные исковые требования Шкулипа Л. И. удовлетворить частично. Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление Шкулипа Л. И. от <дата> (поданное в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края 15.01.2018 с входящим номером 20-1544) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым <номер>. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока. В окончательной форме решение составлено 26.02.2019. Председательствующий: |