Дело № 2а-188/2020
№2а-2360/2019
УИД: 18RS0011-01-2019-003346-37
Решение
Именем Российской Федерации
г. Глазов 10 января 2020 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чупиной Е.П.,
при секретаре Бушмакиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глазовского межрайонного прокурора УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, о признании информации размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор УР, действующий в интересах неопределенного круга лиц, (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее – административный ответчик) о признании информации размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что прокуратурой в рамках надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию экстремистской деятельности и терроризма, путем мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет» выявлен сайт, содержащий материал, противоречащий действующему законодательству. Так, на сайте сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> размещена информация о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств с банковских терминалов и иных устройств. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, любой Интернет-пользователь может ознакомиться и скопировать в электронном варианте содержание интернет-сайта. Ограничения на передачу, копирование, и распространение данной информации – отсутствует. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Административный истец просит признать информацию, размещенную на интернет-сайте по адресу: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил письменное заявление, согласно которому указанный Интернет-ресурс в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, представителя не направил, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.
Административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика в соответствии ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствий со ст. ст. 1, 5, 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организаций, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. К банковским операциям относятся, в том числе открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в ч. 9, 10 ст. 13 Федерального закона "О национальной платежной системе".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма» доходами, полученными преступным путем признаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.
Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, признается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Под финансированием терроризма следует понимать предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3. 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Статьей 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания.) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации казанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, определены ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
При этом статьями 158, 159, 172, 174, 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, мошенничество, незаконную банковскую деятельность и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими липами преступным путем.
Под обналичиванием подразумевается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег является незаконным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики выявлены факты распространения посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о способах обналичивания денежных средств через счета различных организаций и закрытию НДС.
Проверкой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах, расположенных по сетевым адресам: http://vk.com.zakroemnds размещены сведения о способах мошенничества путем произведения операций с использованием платежных карт, не инициированных или не подтвержденных ее держателем, а также по возврату НДС, то есть способах хищения денежных средств либо обналичивания незаконно полученных денежных средств.
Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля. Ознакомиться с содержанием ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. Страницы опубликованы в сети "Интернет" и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц.
На момент проверки указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.
В соответствии с частями 1 и 2, пунктом 2 части 5 статьи 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на Интернет-сайтах: <данные изъяты> является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений.
Распространение сведений о способах мошенничества путем произведения операций с использованием платежных карт, не инициированных или не подтвержденных ее держателем, то есть способах хищения денежных средств либо обналичивания незаконно полученных денежных средств противоречит действующему законодательству РФ
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте <данные изъяты> вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При изложенных обстоятельствах административный иск прокурора в данной части подлежит удовлетворению.
Из положений ст. 265.3 КАС РФ следует, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика. К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В ходе рассмотрения дела лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной не установлено, при этом Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике могло быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в связи с чем оснований для удовлетворения иска к Управлению Роскомнадзора по Удмуртской Республике не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 265.1-265.3, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Глазовского межрайонного прокурора УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, о признании информации размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено оставить без удовлетворения.
Признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты>, содержащую информацию о способах подделки официальных документов, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.
Судья Е.П. Чупина